Имена | Три ли сестрыЛюдмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 В субботу вечером позвонила ЛЮДМИЛА ПЕТРУШЕВСКАЯ. «Я была на прогоне'Трех сестер' во МХАТе и написала текст, — сказала она. — Потому что ничего сильнее не видела много лет. Только это не рецензия на спектакль». Сегодня во МХАТе им. Чехова — «Три сестры» в постановке Олега Ефремова. Предваряя премьеру, мы публикуем «нерецензию» драматурга Людмилы Петрушевской.Первое. Три сестры ли и брат, Прозоровы, четыре ли сестры и брат, царевны и царевич; или мои бабки-деды, сестра и два брата, все высокообразованные; Ирина Прозорова знала два языка плюс итальянский и играла на рояле прекрасно, мой-то дедушка Коля знал одиннадцать языков и играл на скрипке — это все те времена. Они стремились в Москву, не в Питер, заметьте. Это как сейчас — кто в Париж, тот не в Канаду. Царевы дети тоже страдали, видимо, в своем петербургском климате, не успеешь порадоваться холодной весне, опять небо черное, но и это не предел, очутились в Свердловске, бедные деточки. Одни зарыты в шахте, моя прабабушка убита на дороге, Александра в девичестве Андреевич-Андреевская, поехала в голодном 18 году в свое бывшее имение, красноармейцы расстреляли. Ее сын Павел умер таксистом в Париже, дочь Маруся и сын Коля скончались в Москве при Брежневе. По возрасту бабушка Шура была как старшая из чеховских трех сестер. То есть к 18 году Прозоровы будут уже немолоды. Страшно подумать, что все они в 1901 году мечтали работать руками, а доктор Чебутыкин и офицер Тузенбах вообще провозгласили, что ни единого дня в жизни им не пришлось потрудиться. Доктор и офицер находились на службе при этом, заметьте, а плели про себя Бог знает что. Что же они считали-то трудом? «Как хорошо быть рабочим, который встает чуть свет и бьет на улице камни». Ну и они в результате получили в руки кайло и тачку, при этом мерзлоту и кандалы, а спать ходили вместе на нары. Через сто — нет, через двести-триста лет — жизнь будет такая-то, со слабой улыбкой на устах говорит разбитый человек Вершинин. Мы живем через пропущенные им сто лет. Мои предки, юные существа, все стремились в Москву. Из Воронежа, с Дона, из Екатеринослава, из Николаевской губернии. Все теперь тут лежат, кроме прабабки Шурочки, которая зарыта при дороге. Они-то уехали в Москву, а вот три сестры — нет. Второе. Содержание данной пьесы таково, что все эти милые люди страдают. Старшая не выйдет замуж, младшая тоже. Средняя, Маша, ходит в женах, но не терпит своего Кулыгина, а влюбилась до холода в кишках в чужого мужа Вершинина. Чехов нам дает понять — от кулыги, кулиги (у черта на кулижках) она стремится к вершине. Что за вершина Вершинин: как нанятой твердит о жизни через двести лет, а у самого сведенная с ума жена все травится и делает это, надо думать, неспроста: мужа никогда нет дома, а девочки болеют, и бедная все одна да одна. Пока что травит себя Когда город горел, эта жена побежала искать, видимо, мужа к трем сестрам и стала его упорно ждать там, а муж был где-то еще, в другом месте (ночью), наконец, этот Вершинин возвращается домой — там на пороге стоят его девочки, плачут, босые, в одних рубашонках, ни отца, ни матери, кругом пожар. Жена его вконец опозорена мужем, он все ходит по соседям рассказывает: жалуется на жену, Ясон на Медею. А юная влюбленная Маша, когда он уходил с полком вон из города в царство Польское, она вся согнулась, женщину скрючило от ужаса жить без любимого. Лучшая роль Е. Майоровой. Это уже пора переходить к спектаклю, а то у меня, как у всех, рвется из души рассказать, как там все было; зрители сериалов меня поймут. Но все-таки еще погодите. Чебутыкин, врач, запойный человек, снимает у сестер первый этаж и не платит ничего, но все время норовит взять на руки взрослую девушку Ирину. 60 лет ему. История непростая, судите сами: любил он мать их умершую? Очень. А она вас? — резко: этого я уже не помню. То есть намекает, что она его любила, та, ушедшая. И может быть, теперь Ирину он тоже «очень» На последних именинах Ирины, год назад, отец их возьми и умри. Что там было? Не сказал ли чего резкий генерал своему доктору? (вниманию зрителей сериалов). В начале пьесы к сестрам пришел знакомиться новый батарейный командир Вершинин, седой и благородный, и Маша влюбилась в него. А муж Маши, Кулыгин, ходил потом по людям и говорил: я счастливый человек, у меня есть то и се, а вот моего одноклассника Козырева выгнали из гимназии, он теперь кашляет, погибает А я умный, преподаю, я счастлив, Маша добрая. Чистой воды трагедия. Он знает, как был ничтожен и как всего добился сам, но знает, что ничтожен и теперь Из таких людей получаются в конечном итоге домашние убийцы, истерики и мучители детей. Чехов это будущее скрыл. В обществе такие тираны много говорят и хвалят жен, а домашние их ходят в синяках. Тут, в доме Прозоровых, как раз и есть общество, то место, куда люди стекаются показать себя в лучшем качестве или в ином качестве. Соленый, которого, наверное, и в детстве-то затравили его фамилией, страстно жаждет выделиться, а чем еще можно в наш век (1901) выделиться, как не соленой шуткой, например, о жареных детях хозяев дома или о тараканах, на которых настояли здесь водку. Цып-цып-цып, приговаривает Соленый, с жадностью ненавистника глядя на Тузенбаха. Что это такое, этот «цып»? В юнкерах-кадетах-казармах не так ли намекали на позорное слово «петух»? Прекрасная роль А. Панина. Тузенбах, как его играет В. Гвоздицкий, слаб в своей любви к Ирине, беспечен и легок как лист бумаги, дунешь — улетит. Ни на что не надеется, говорит обо всем без значения, поверхностно. Печать смерти лежит на нем. Лихорадка безнадежности его пожирает. Нелюбимый Пушкин последних недель жизни. Уходит на дуэль как на самоубийство. У бедняги Соленого все помутилось в башке — то ли он Лермонтов, то ли какой-то его персонаж? Жажда сделать с жертвой хоть что-нибудь. Голубь всегда клюет в глаз умирающего соседа-голубя, вот ворон-то ворону глаз не выклюет. Это все тут мужские голуби воркуют. Слабые создания; никто ничего не может изменить, крепостные своего места. Рабы чем развлекаются? Любовью. Запретная еще слаще. К чужому. Даже муж Маши в минуту блаженного самохвальства расслабленно воркует, что если бы не Маша, на Ольге бы тоже женился. Что называется, наградил. Но нет им мужа, трем сестрам. Они так высоки и прекрасны, так нежны, приветливы, образованны, мягки, тактичны, неспособны ни солгать, ни упрекнуть, добры как ангелы к бедным, Ирина к тому же талантлива, Ольга — самоотверженна, Маша красавица. Все к ним тянутся. И все получат свое. Невестка Наташа, написанная Чеховым с редкой брезгливостью, придя в гости к будущим золовкам, услышала от Ольги: «На вас зеленый пояс это нехорошо». Как бы забота о воспитании вкуса, на самом деле кинжальный удар в сердце девушки на всю жизнь. Вывели из зародыша злую бабу. И теперь со свистом ей в спину: «мещщщанка». То есть, по-современному, «колхххоз». И Соленого все время изгоняют — идите, идите, нет, уходите. И Чебутыкина, когда пьян. И Кулыгина — «шел бы домой». Сестры устали быть совестью и центром города, им здесь нет мужей. «Дайте отдохнуть». И Тузенбах с каждым актом все ближе к исчезновению, все более некрасив, безнадежен. Легко, как бы поверхностно, хохочет. Только перед концом, уходя на смерть, изрыгает вопль «Ирина!» Так и казнимые не позволяют себе выть. Брат Андрей среди всего этого букета из трех дивных роз явно не соответствует. Его тихо шпыняют, «располнел». Ненавидят его жену, его детей. Он еще и обокрал своих Иру-Машу-Олю, горе-то какое. У трех гениальных сестер-писательниц Бронте тоже был брат, тоже неудачник, вор, игрок и алкоголик. Я была в их доме и видела платья девушек, перчатки и туфельки. Талии объемом в пять рюмочек, перчатки как для пятилетних и атласные башмачки, балет невылупившихся цыплят. Три эти сестры умерли от чахотки, из соображений здоровья ходили гулять в любую погоду, а там, на овечьих пастбищах, в холмах, дождь идет из каждой тучи. Им не было мужей, последняя вышла все-таки за мелкого помощника пастора (гениальная) и умерла перед родами. Русские последние царевны — кто им был муж? Их жадно полюбила сырая свердловская земля. Маша сидит с Вершининым, его же две дочки шлют ему письмо: мама отравилась. Знают, куда слать, в дом сестер, как в дом свиданий. Надо думать, как их ненавидят в городе все, кроме мужчин-офицеров. Третье. Я, честно говоря, не любила пьесу «Три сестры», причем за две непонятные совершенно вещи: за начало и конец. Начало: сегодня, говорит Ольга, тыры-пыры, год как умер отец, причем как раз в именины Ирины. «Мне казалось, я не переживу, но вот прошел год, и мы вспоминаем об этом легко, ты уже в белом платье, лицо твое сияет». Стоп. Ведь сегодня первая годовщина отца. Как это «вспоминаем легко». В такой день женщины семьи в черных платках идут на могилку, в храм, плачут, на столе должна быть кутья. А тут лицо сияет Это одно. И потом: с какой стати Ольга все это говорит и кому? Сестре? Та что, не знает? Да нет, это говорится зрителям. Считается, что в самом начале пьесы надо все разъяснить: «тебе двадцать лет», «мне — двадцать восемь лет». Обозначить время, место, возраст, примерно набросать проблему в первые пять минут. Так писали все советские драматурги: «Сегодня первое мая, все цветет, наши ушли на демонстрацию. .. А вот и они!» Если бы зрители видели на сцене фанерный ящик, а действовали бы геометрические тела, то можно было бы понять такую необходимость; кубик говорит шарику: тебе двадцать лет, ты — Ирина, у тебя сегодня именины, и ровно год назад умер наш папа-конус. Шарик жадно слушает и пускается в пляс. Зритель все понял и смеется. Кубик и себя представляет — мне столько-то, гимназия, голова болит, и я бы любила бы мужа. «И только растет и крепнет одна мечта» — шарик подхватывает: в Москву, в Москву. Другое, чего я не понимаю, это текст в финале. Только что убит Тузенбах. Убит жених Ирины, а перед тем, когда они прощались, он просил «скажи мне что-нибудь». Шла реплика: ИРИНА. Кругом все так таинственно (кладет голову ему на грудь). Пусть нелюбимый. Но тут соседа убьют, люди в панике, бегут помочь как-то, не верят: где он? Может еще жив? Три сестры же, узнавши о смерти друга, говорят буквально следующее: Ирина. (кладя голову на грудь Ольге) Придет время, все узнают, зачем все это, для чего эти страдания. .. а пока надо жить надо работать, только работать. Ольга. Музыка играет так весело, бодро и хочется жить! Et cetera. Вообще я всегда думала, что можно поставить эту пьесу так, что три сестры — законченные дуры. Дурой можно быть и с четырьмя языками, с музыкальным дарованием и умением плавать стилем баттерфляй, а так же с изумительной памятью на даты и цитаты. Дурой мы назовем человека, слепого и глухого к другим людям, не понимающего где и что можно говорить. Перед дурой дурой вы бессильны. Можно только убраться вон и больше туда не ходить. Четвертое. Но в спектакле МХАТ имени Чехова (постановка Олега Ефремова) все стало на свои места. Не страшно сказать, что в этом режиссерском произведении есть великие моменты. Конечно, не каждую букву удалось оправдать, но понятно, что от безумия все это болтается, пустомельно, от несмыкаемости уст, от вечной усталости и головной боли. Ольга в минуту горя вещает как советский диктор («и только растет и крепнет одна мечта»). Все рушится, однако она обязана пересохшим ртом подвести черту и наметить план светлого будущего, план работ, попутно объяснив себе, что произошло. Такой у нее нервный тик. Опереться на что-то. Это Олег Николаевич объяснил то, что я поняла в нелюбимой мною пьесе. Собственно, режиссер есть комментатор текста, толкователь этих снов, тот маг, который нам расскажет все, в том числе и наше прошлое, и предскажет будущее, и ввергнет в бессонницу, и заставит думать и чиркать на бумаге. Я плакала, начала плакать незадолго до финала. Девушка справа откровенно вытирала щеки. Девочки слева крепились, существа пятнадцати лет. Для них, много плакавших в детстве, слезы все еще позор, плакса-вакса. Девочки еще не знают, что иногда можно позволить себе эту роскошь, и именно в театре. Уже в конце первого действия дрогнуло сердце, когда Ирина (П. Медведева) отчаянно завопила, болтая нижней челюстью на каждом слоге, с остекленевшим взглядом, убежденно, как уличная скандалистка — «В Маа-скву, в Ма-скву, в Ма-скву!» Я думала о спектакле в метро, и дома, и на ночь, и рано утром. Обычно легкие наши шедевры, вселяющие радость от чудной актерской игры и блестящей режиссуры, испаряются из души быстро, как воспоминание о вкусной пицце в кафе в Сокольниках. Благодарно облизываемся, проходя мимо каждый раз — и все. Спектакль Ефремова «Три сестры», мне кажется, войдет в историю театра. Решена ведь грандиозно трудная задача, пьесы Чехова вообще вроде проблем Гилберта, во всем мире бьются над ними безрезультатно. Надо выделить: Весь второй акт. Три истерики сестер; страшный их хоровод в конце, с разъяренными в молчаливом крике ртами, вслепую тычущимеся руками. Так ушибленные дети, прежде чем завизжать, набирают воздуха. Сцена ухода Вершинина (С. Любшин), когда он отрывает Машу от себя с улыбкой, а Маша сгибается словно роженица на пути в родилку — лучшая роль Майоровой. Круженье Ольги (О. Барнет) вокруг нее. Фигурка Кулыгина-отщепенца вдали, пляшущая как при самосожжении (А. Мягков). Вся роль Тузенбаха. Жуткая сцена буйства Чебутыкина (В. Невинный). Роль Соленого. Страшный, все пронизывающий надтреснуто-хрустальный голосок стервы Наташи (Н. Егорова), сцена изнасилования ею безвольного мужа (Д. Брусникин), ее смешные свинские глазки при этом. Звуковая композиция Е. Хозиковой на музыку Скрябина, сценография В. Левенталя. Сцена, кстати, открыта в глухие театральные дали, дом Прозоровых хрупкий, стеклянный, как оранжерея, вращается во вселенной, с трех сторон его милосердно окружает роща, а вверху висит черный мерзлый космос. Почему Вершинин все тоскует, как юродивый, о том, что будет в России через 200 лет? И улыбается вроде пойманного вора? Потому что не надеется на ближайшие 20-30, на собственную погибшую жизнь, на нелюбимую жену и говорит, что жалко девочек. В 1901 году им было по 7-8 лет, как моим бабкам-дедкам и их сестрам. Повторяю, их могил или нет вообще, или они утеряны в московской и парижской земле. И там, в Магадане, в мелких рвах, замерзшие во льду, близко к поверхности, без креста, без Пасхи Оригинал статьи. Пресса «Нашей жизнью был театр». Марина Брусникина рассказала о жизни «Практики» и «Мастерской Брусникина» без лидера, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 17.11.2022 Уesман. Вспоминая Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, 5.02.2021 Телеверсия вечера к 70-летию Иосифа Бродского «Потому что искусство поэзии требует слов
» (27 июня 2010 г.), 31.05.2020 Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Телеверсия спектакля «Священный огонь» (запись 2002 года), телеканал «Культура», 25.04.2020 Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019 Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, официальный сайт Мэра Москвы, 29.10.2019 Марина Брусникина о театральных планах, Мария Чемберлен, Московская правда, 24.10.2019 Золотовицкий, Райкин, Бородин и Каменькович обсудят проблемы театрального образования, Арсений Иванов, Театр, 13.10.2019 Музей современного искусства посвятит выставку Дмитрию Брусникину, Анастасия Поправка, Театрал, 27.08.2019 Я хочу продолжать ставить спектакли: Марина Брусникина — о новой должности и планах, официальный сайт Мэра Москвы, 17.10.2018 Фестиваль памяти Дмитрия Брусникина может появиться в Москве, ТАСС, 9.10.2018 Памяти Дмитрия Брусникина. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 18.09.2018 Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Дмитрий Лисин, Театр, 24.08.2018 Смерть не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018 Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018 Дмитрий Брусникин: последний рыцарь театра, Мир новостей, 17.08.2018 Ушел, когда все было впереди, Зонд Новости, 13.08.2018 Весенне-летний призыв, Алена Карась, Colta.ru, 13.08.2018 «Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Валерия Бабушкина, Виктор Борзенко, Театрал, 13.08.2018 Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.08.2018 Видеоверсия спектакля Black & Simpson, 13.08.2018 «Он находился на гребне таланта». В Москве простились с актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, Евгения Смурыгина, BFM.RU, 13.08.2018 В Москве простились Дмитрием Брусникиным, видеосюжет телеканала ОТР, 13.08.2018 Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, видеосюжет телеканала «Культура», 13.08.2018 В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, видеосюжет Первого канала, 13.08.2018 В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, видеосюжет телеканала «Культура», 13.08.2018 В Москве простились с режиссером Брусникиным, РИА Новости, 13.08.2018 Прощание с режиссером Дмитрием Брусникиным. Фоторепортаж, Российская газета, 13.08.2018 В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Star Hit, 13.08.2018 Прощание с режиссером Дмитрием Брусникиным в Москве, фоторепортаж РБК, 13.08.2018 Театральная Москва простилась с Дмитрием Брусникиным, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.08.2018 В Москве прощаются с худруком театра «Практика» Дмитрием Брусникиным, видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 13.08.2018 Сотни поклонников и коллег пришли проститься с режиссером Брусникиным, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.08.2018 В МХТ им. Чехова началась панихида по режиссеру Дмитрию Брусникину, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.08.2018 Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА Новости, 13.08.2018 В МХТ прощаются с Дмитрием Брусникиным, видеосюжет Вести.ru, 13.08.2018 В Москве проходит прощание с актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, видеосюжет Первого канала, 13.08.2018 «Времени осталось совсем немного», Зоя Игумнова, Известия, 13.08.2018 Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, 12.08.2018 Интервью с Дмитрием Брусникиным, Алла Занимонец, 10.08.2018 Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, Ольга Тараканова, ТАСС, 10.08.2018 Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, 10.08.2018 Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox.ru, 10.08.2018 Памяти Дмитрия Брусникина, Катерина Вахрамцева, Олег Зинцов, Ведомости, 10.08.2018 «Он сразу приковывал внимание», Алена Карась, Российская газета, 10.08.2018 Большой человек, Евгений Писарев, Известия, 10.08.2018 Мой Дмитрий Брусникин, Москвич Mag, 10.08.2018 «Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, РЕН-ТВ, 10.08.2018 Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hello!, 10.08.2018 На пороге чего-то невероятного, Антон Хитров, Meduza, 10.08.2018 Умер режиссёр Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018 Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, 10.08.2018 Не стало Дмитрия Брусникина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.08.2018 Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, видеосюжет телеканала «Культура», 10.08.2018 Калягин: Брусникина любили все без исключения, РЕН-ТВ, 10.08.2018 Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, 10.08.2018 «Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Алексей Киселев , Афиша Daily, 10.08.2018 Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Елена Смородинова, РБК, 10.08.2018 Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018 Проклова о Брусникине: Он был для меня родным человеком, Национальная служба новостей, 10.08.2018 Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018 Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, 9.08.2018 «Это невероятная несправедливость», певец Сергей Лазарев о смерти Дмитрия Брусникина, телеканал «Звезда», 9.08.2018 Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем», Татьяна Власова, Театрал, 9.08.2018 Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Ольга Кузьмина, Вечерняя Москва, 9.08.2018 Мастер верности и поиска, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 9.08.2018 «Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, 9.08.2018 «Диктатор? Что вы!», Мослента, 9.08.2018 Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, видеосюжет Вести.ru, 9.08.2018 Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, РИА Новости, 9.08.2018 Видеозапись вечера-посвящения к 150-летию Максима Горького «Солнце всходит», телеканал «Культура», 15.04.2018 60 лет Дмитрию Брусникину, видеосюжет телеканала «Культура», 17.11.2017 Программа «Наблюдатель». К 90-летию со дня рождения Олега Ефремова, телеканал «Культура», 2.10.2017 Юбилейным вечером «Наш Ефремов» друзья и коллеги отметили 90 лет со дня рождения актера, видеосюжет телеканала «Культура», 2.10.2017 Живой Ефремов, Дмитрий Брусникин, Известия, 1.10.2017 Видеозапись вечера памяти Беллы Ахмадулиной «Не плачьте обо мне я проживу», телеканал «Культура», 13.08.2017 «Марина Голуб в жизни, театре, кино. Воспоминания друзей». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 29.03.2017 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 От Юлии Высоцкой до Филиппа Янковского: вручена театральная премия «МК». Фоторепортаж Евгения Семёнова, Московский комсомолец, 23.11.2016 Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, Настя Курганская, The Village, 23.06.2016 Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Мария Третьякова, Экран и сцена, 28.05.2016 Дмитрий и Марина Брусникины в программе «Ближний круг», телеканал «Культура», 6.04.2016 Исполнилось 80 лет со дня рождения Ии Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 2.03.2016 Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», видеосюжет телеканала «Дождь», 19.02.2016 Актёр и режиссёр Дмитрий Брусникин в программе «Худсовет», телеканал «Культура», 16.02.2016 Дмитрий Брусникин: «Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые известия, 2.02.2016 Так захотелось выпить
, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016 Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016 Дмитрий Брусникин о будущем театра, Григорий Заславский, телеканал «Мир 24», 20.01.2016 Акция «Ночь искусств» прошла в России, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2015 Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015 Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015 Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015 Вручение премии «Сделано в России — 2015». Репортаж, Сноб, 29.09.2015 Проект «Чехов жив» «Дама с собачкой», 25.09.2015 Театр для жителей города, Дарья Симоненко, Мослента, 15.09.2015 «Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015 Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015 «Иллюзии» любви, Светлана Орлова, Театральный буфет, 2.07.2015 Александр Кибовский объявил о назначении Дмитрия Брусникина заместителем худрука московского драматического театра «Человек», Департамент культуры Москвы, 29.06.2015 Дмитрий Брусникин назначен заместителем худрука театра «Человек», Москва 24, 29.06.2015 В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2015 Зрителей угостят пирогом, испеченным за разговорами о любви, видеосюжет телеканала «Мир 24», 27.06.2015 «Иллюзии» в фотографиях Михаила Белоцерковского, 19.06.2015 Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015 На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015 «Иллюзии». Фоторепортаж Владимира Майорова, 18.06.2015 «Ночь поэзии» в честь дня рождения Пушкина устроили актеры МХТ, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.06.2015 «Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015 Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Татьяна Власова, Театрал, 20.05.2015 Дмитрий Брусникин в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 14.05.2015 Игорь Золотовицкий в программе «Большая семья», телеканал «Культура», 20.04.2015 Дмитрий Брусникин: театр никогда не возникает по указке, Григорий Заславский, радио «Вести ФМ», 12.04.2015 Фоторепортаж Екатерины Цветковой с открытия выставки к 90-летию И.М. Смоктуновского «Космический актёр», 27.03.2015 Интервью с Дмитрием Брусникиным, Open minded people, 25.02.2015 9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ, 25.12.2014 Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Дарья Менделеева, Православие и мир, 26.11.2014 Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Антон Сазонов, Сноб, 29.09.2014 «Пьяные». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 2.09.2014 Мученики Норманска: 10 спектаклей прошлого сезона, которые необходимо посмотреть в новом, Вадим Рутковский, Сноб, 26.08.2014 «Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014 Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014 «Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014 Мнимые величины, Кристина Матвиенко, Colta.ru, 9.04.2014 В «МК» вручены призы номинантам Театральной премии-2013, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 1.11.2013 Он в Аргентине, Ольга Фукс, Театральная афиша, 09.2013 Пришелец, Татьяна Джурова, Петербургский театральный журнал, 23.06.2013 В «Зазеркалье» Петербурга проходят гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 20.06.2013 Спектакль МХТ им Чехова в Черкесске, видеосюжет программы «Итоги недели» (Карачаево-Черкесия), 17.06.2013 Дмитрий Брусникин в программе «Действующие лица», радио «Культура», 7.06.2013 Людмила Петрушевская: юбилей на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть II), телеканал «Театр», 8.05.2013 Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013 Олег Табаков раздал премии и представил свою новую книгу, видеосюжет телекомпании «ТВ-Центр», 27.03.2013 У причала, Глеб Ситковский, Ведомости, 28.02.2013 Достоевский как тест на профпригодность, видеосюжет телеканала «Культура», 26.02.2013 Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Екатерина Хоменко, Сегодня (Киев), 20.02.2013 Аргентина далеко, а МХТ рядом, Геннадий Демин, Трибуна, 6.02.2013 Редкий кадр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.01.2013 Он в Аргентине, а Ленин в Польше, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.12.2012 Открытие Года К. С. Станиславского в Художественном театре, телеканал «Театр», 18.12.2012 Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2012 Актрисе и телеведущей Марине Голуб могло бы исполниться 55 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 8.12.2012 Беккет с хреном, заливной, Елена Дьякова, Новая газета, 23.11.2012 Московскому Художественному театру имени А. П. Чехова исполнилось 114 лет, телеканал «Звезда», 30.10.2012 Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012 За верность Московскому Художественному театру, телеканал «Культура», 30.10.2012 В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012 В танго только женщины, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.10.2012 «Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012 Трагикомедия по новой пьесе Петрушевской в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.10.2012 «Тогда пойду и поставлю свечку». Памяти Ии Саввиной, Людмила Грабенко, Бульвар Гордона, 28.08.2012 Театральное лето продолжается спектаклями легендарного МХТ. Вечер первый «Дворянское гнездо», сайт Хабаровского краевого театра драмы и комедии, 30.06.2012 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011 «Письмовник». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 3.11.2011 «Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011 «Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011 В МХТ имени Чехова представлен спектакль, основанный на переписке героев романа Михаила Шишкина «Письмовник», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 23.10.2011 Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011 В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 |