Имена | «Три сестры» Олега ЕфремоваАнатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Говорят, что каждый крупный писатель всю жизнь пишет одну и ту же книгу. Похоже, что каждый серьезный режиссер всю жизнь ставит один и тот же спектакль. В случае чеховского цикла Ефремова это утверждение не выглядит голословным. В новых “Трех сестрах” тридцатилетние усилия постановщика сложились в конце концов в некий общий театральный текст, разделенный на пять глав, но скрепленный излюбленными темами, образами и лейтмотивами, которые открывают нам не только драматурга, но и самый глубокий срез артистических волнений и устремлений режиссера. Такие строящие театр и людей театра соавторские отношения с Чеховым были заданы изначально.“Три сестры” итожат одну из центральных тем чеховских композиций Ефремова. Условно ее можно обозначить как тему “дома и сада”. В “Иванове” (1976) Ефремов и Боровский опустошили сцену: внутри было голо, ни прилечь, ни присесть, а дом становился загоном, в котором маялся чеховский интеллигент. Казалось, и это жилище, и этот сад, проросший в дом своими корявыми ветками, обречены: в них не было даже намека на человеческое тепло и возможность защиты. В “Чайке” (1980) люди жили в доме без стен. Дом замещала движущаяся беседка (она же была и подмостками театра Кости Треплева). Голый скелет этого дома-театра венчал пространственную композицию, с этих разрушенных подмостков вновь звучал треплевский монолог. Став актрисой, то есть прикоснувшись к источнику страдания, Нина обрела свою веру. Этой же верой питался и спектакль “Дядя Ваня” (1985). В. Левенталь, развивая изобразительные мотивы “Чайки”, как бы тиражировал чеховский дом. На планшете сцены он был представлен в натуральном обличье. Составленный из двух громадных створок (Ефремов не терпит статики), дядиванин дом иногда со скрипом размыкался, разъезжался, разламывался, а потом вновь обретал непрочное единство. Но над этим реальным жилищем, в вышине на холме, жил своей жизнью другой дом или, если хотите, Идея Дома. Это было человеческое жилище, увиденное в далекой перспективе. В том доме, вписанном в левитановский пейзаж, казалось, всегда тепло, там вечно горит огонек, который виден отовсюду любому путнику. В “Вишневом саде” (1989) В. Левенталь вновь раздваивал видение дома: имение Гаева было представлено и в натуральную величину, и в виде макета (на сей раз прямо на авансцене). Тут был и игрушечный дом, и сад, и даже маленькая церквушка, которой можно было полюбоваться. Стены большого дома иногда брались на просвет, аккомпанируя воспоминаниям героев, стены как бы открывали свое прошлое. Но эта игра теней не заладилась, единое пространство спектакля не сложилось, а сама пьеса вдруг отозвалась какой-то вековой усталостью. Нового звука из нее режиссер не извлек. Через восемь лет, вернувшись к отдохнувшему от них Чехову, Ефремов и Левенталь поставили дом на вращающийся круг. Человеческое жилище тут одухотворено, оно дышит, поворачивается и даже меняет свой цвет и колорит, отвечая на зов обновленного пространства. На сей раз это парк или огромный сад, передающий основные краски умирающей и возрождающейся природы. “Времена года”, их движение — не внешнее, а именно внутреннее, световое и цветовое. Стены прозоровского дома окрашиваются белым цветом весны и багрянцем осени; они вбирают в себя темно-синий застылый цвет зимы и угарный, темно-красный свет вялого засушливого русского лета. Никогда еще с такой остротой Ефремов не ощущал слитность человеческой судьбы с круговоротом естественной жизни. Никогда еще в его искусстве не звучал так откровенно мотив усталости, расставания и ухода. Истерика трех сестер, их финальный тройной портрет в интерьере равнодушной природы, когда они цепляются друг за друга, а иное, властное движение разрывает и размыкает их союз — этот сквозной мотив, знакомый по прежним чеховским спектаклям Ефремова, обрел строгую форму и внутреннюю завершенность. Пробиваясь к трагической простоте того, что называется “течением жизни”, Ефремов потратил много сил на преодоление чеховских штампов, сковавших не одно поколение мхатовских актеров. Он попытался разрушить “чеховщину”, живущую, можно сказать, в воздухе этой сцены так же, как в предвосхищениях публики. Он стремился преодолеть воловий ритм, играние “характеров”, имитацию активного или фиктивного общения чеховских людей, их подчеркнутой разъединенности. Он внутренне преодолел искус того “поэтического Чехова”, который был сотворен Немировичем-Данченко в предвоенных “Трех сестрах”, спектакле, который был сильнейшим переживанием его, Ефремова, театральной юности. Не то чтобы он вырубил березовую аллею или отказался от “тоски по лучшей жизни”. Он просто расслышал в пьесе Чехова иной диагноз. В спектакле нет учительской интонации, нет очевидной перспективы, никакого огонечка впереди. Вращение дома и сада замкнуто в круг, из которого никому не дано вырваться. Невозможно изменить “порядок действий”, но это не лишает нас ни мужества, ни понимания того, что жизнь есть короткий дар, который вот-вот отберут. Именно так — с жадностью к чуду жизни, которое “с час” — существуют в спектакле Маша (это была последняя роль трагически погибшей Е. Майоровой), Ирина (П. Медведева), Ольга (О. Барнет). Этой же невоплощенностью пронизывает свою роль В. Гвоздицкий (Тузенбах) — “беспечный и легкий как лист бумаги, …дунешь — улетит”. Да они все тут из какого-то крайне непрочного материала — будь то бравый полковник Вершинин (С. Любшин), жалкий и бесконечно трогательный учитель Кулыгин (А. Мягков), мямля Андрей (Д. Брусникин) или допивающий, добивающий свою нескладную жизнь доктор Чебутыкин (В. Невинный). Всех их бесконечно жаль, ни для кого, даже для Наташи (Н. Егорова) и Соленого (А. Жарков), у режиссера не нашлось ненависти или презрения. “Три сестры” как создание актерского ансамбля держатся на предельной объективности режиссера, граничащей с отчаянием. Самый беспощадный спектакль чеховского цикла, “Три сестры”, как ни странно, и самый обнадеживающий спектакль. Ефремов начинает его эпизодом, не предусмотренным автором: сестры и офицеры из глубины сцены приближаются к дому, вероятно, возвращаются с кладбища (“отец умер ровно год назад”). Все оживлены, воодушевлены, Ирина что-то декламирует по-итальянски. День рождения и день поминовения сливаются в едином чувстве. Жизнь и смерть братаются, они нераздельны и неслиянны. “Жить хочется чертовски!” — эта интонация первого исполнителя Вершинина через век откликнулась в новой версии. Надежда, кажется, скрыта в самом движении по кругу, которое проведено с абсолютной последовательностью. Пройдет ведь не только весна и лето, но и эта зима, и эта осень, в которую убили барона. Вновь наступит май, и зацветет сад, который в финале спектакля полностью вытесняет и замещает чеховский дом. Он отъезжает в глубину, растворяется среди деревьев, в догорающем темном осеннем вечере. Звучит Скрябин, который перекрывает своим трагизмом и военный марш, и чебутыкинскую тарарабумбию, и молитвенные слова безнадежно одиноких женщин, становящихся такой же частью природы, как деревья или облака. В новой версии “Трех сестер” спрессован жизненный опыт поколений, о возможном счастье которых герои Чехова столько рассуждают. Полнейшее несовпадение прогноза и реальности не побудило режиссера ни к жесткой иронии, ни к агрессивному напоказ отчаянию. Тут правит интонация со-страдания, со-переживания, направленная, скорее, на нас самих, чем в прошлое. Это почувствовали те, кто отозвался на мхатовский спектакль как на событие личной жизни. Едва ли не первой оказалась Людмила Петрушевская, которая выступила не то со статьей, не то с исповедью, в которой чеховские мотивы оркестрованы в духе той музыки, которую слышит автор “Московского хора”. Это она разглядела “свиные глазки” Наташи, насилующей безвольного мужа, это она увидела в истерике Ирины момент странной “подготовки”: “Так ушибленные дети, прежде чем завизжать, набирают воздуха”. Болью отозвались в современном авторе МХАТ некоторые классические тирады. “Как хорошо быть рабочим, который встает чуть свет и бьет на улице камни”, — вспоминает она и продолжает в строку: ”Ну и они в результате получили в руки кайло и тачку, при этом мерзлоту и кандалы, а спать ходили вместе на нары”. Входило ли такое восприятие в замысел режиссера? Не знаю. Но то, что спектакль спровоцировал именно такой отзыв, не случайно: всей своей человеческой и художественной природой Ефремов был нацелен на то, чтобы из Художественного театра, как сказал бы основатель театра, уносили с собой жизнь. Перед тем как удалиться со своей бригадой в Царство Польское, полковник Вершинин привычно философствует. Обессмысленные сценической риторикой, его слова в контексте новых “Трех сестер” приобрели объясняющую силу. “Прежде человечество было занято войнами, заполняя все свое существование походами, набегами, победа¬ми, теперь же все это отжило, оставив после себя громадное пустое место, которое пока нечем заполнить”. Вот в этом “громадном пустом месте”, которое нечем пока заполнить, мы и оказались. В этом пространстве и в этом времени существуют чеховские “Три сестры” на сцене Художественного театра 1997 года. В этой же точке существует и Художественный театр, подошедший к своему столетию. История завершила свой очередной круг. Пресса «Нашей жизнью был театр». Марина Брусникина рассказала о жизни «Практики» и «Мастерской Брусникина» без лидера, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 17.11.2022 Уesман. Вспоминая Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, 5.02.2021 Телеверсия вечера к 70-летию Иосифа Бродского «Потому что искусство поэзии требует слов
» (27 июня 2010 г.), 31.05.2020 Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Телеверсия спектакля «Священный огонь» (запись 2002 года), телеканал «Культура», 25.04.2020 Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019 Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, официальный сайт Мэра Москвы, 29.10.2019 Марина Брусникина о театральных планах, Мария Чемберлен, Московская правда, 24.10.2019 Золотовицкий, Райкин, Бородин и Каменькович обсудят проблемы театрального образования, Арсений Иванов, Театр, 13.10.2019 Музей современного искусства посвятит выставку Дмитрию Брусникину, Анастасия Поправка, Театрал, 27.08.2019 Я хочу продолжать ставить спектакли: Марина Брусникина — о новой должности и планах, официальный сайт Мэра Москвы, 17.10.2018 Фестиваль памяти Дмитрия Брусникина может появиться в Москве, ТАСС, 9.10.2018 Памяти Дмитрия Брусникина. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 18.09.2018 Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Дмитрий Лисин, Театр, 24.08.2018 Смерть не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018 Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018 Дмитрий Брусникин: последний рыцарь театра, Мир новостей, 17.08.2018 Ушел, когда все было впереди, Зонд Новости, 13.08.2018 Весенне-летний призыв, Алена Карась, Colta.ru, 13.08.2018 «Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Валерия Бабушкина, Виктор Борзенко, Театрал, 13.08.2018 Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.08.2018 Видеоверсия спектакля Black & Simpson, 13.08.2018 «Он находился на гребне таланта». В Москве простились с актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, Евгения Смурыгина, BFM.RU, 13.08.2018 В Москве простились Дмитрием Брусникиным, видеосюжет телеканала ОТР, 13.08.2018 Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, видеосюжет телеканала «Культура», 13.08.2018 В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, видеосюжет Первого канала, 13.08.2018 В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, видеосюжет телеканала «Культура», 13.08.2018 В Москве простились с режиссером Брусникиным, РИА Новости, 13.08.2018 Прощание с режиссером Дмитрием Брусникиным. Фоторепортаж, Российская газета, 13.08.2018 В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Star Hit, 13.08.2018 Прощание с режиссером Дмитрием Брусникиным в Москве, фоторепортаж РБК, 13.08.2018 Театральная Москва простилась с Дмитрием Брусникиным, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.08.2018 В Москве прощаются с худруком театра «Практика» Дмитрием Брусникиным, видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 13.08.2018 Сотни поклонников и коллег пришли проститься с режиссером Брусникиным, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.08.2018 В МХТ им. Чехова началась панихида по режиссеру Дмитрию Брусникину, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.08.2018 Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА Новости, 13.08.2018 В МХТ прощаются с Дмитрием Брусникиным, видеосюжет Вести.ru, 13.08.2018 В Москве проходит прощание с актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, видеосюжет Первого канала, 13.08.2018 «Времени осталось совсем немного», Зоя Игумнова, Известия, 13.08.2018 Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, 12.08.2018 Интервью с Дмитрием Брусникиным, Алла Занимонец, 10.08.2018 Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, Ольга Тараканова, ТАСС, 10.08.2018 Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, 10.08.2018 Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox.ru, 10.08.2018 Памяти Дмитрия Брусникина, Катерина Вахрамцева, Олег Зинцов, Ведомости, 10.08.2018 «Он сразу приковывал внимание», Алена Карась, Российская газета, 10.08.2018 Большой человек, Евгений Писарев, Известия, 10.08.2018 Мой Дмитрий Брусникин, Москвич Mag, 10.08.2018 «Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, РЕН-ТВ, 10.08.2018 Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hello!, 10.08.2018 На пороге чего-то невероятного, Антон Хитров, Meduza, 10.08.2018 Умер режиссёр Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018 Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, 10.08.2018 Не стало Дмитрия Брусникина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.08.2018 Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, видеосюжет телеканала «Культура», 10.08.2018 Калягин: Брусникина любили все без исключения, РЕН-ТВ, 10.08.2018 Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, 10.08.2018 «Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Алексей Киселев , Афиша Daily, 10.08.2018 Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Елена Смородинова, РБК, 10.08.2018 Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018 Проклова о Брусникине: Он был для меня родным человеком, Национальная служба новостей, 10.08.2018 Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018 Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, 9.08.2018 «Это невероятная несправедливость», певец Сергей Лазарев о смерти Дмитрия Брусникина, телеканал «Звезда», 9.08.2018 Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем», Татьяна Власова, Театрал, 9.08.2018 Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Ольга Кузьмина, Вечерняя Москва, 9.08.2018 Мастер верности и поиска, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 9.08.2018 «Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, 9.08.2018 «Диктатор? Что вы!», Мослента, 9.08.2018 Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, видеосюжет Вести.ru, 9.08.2018 Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, РИА Новости, 9.08.2018 Видеозапись вечера-посвящения к 150-летию Максима Горького «Солнце всходит», телеканал «Культура», 15.04.2018 60 лет Дмитрию Брусникину, видеосюжет телеканала «Культура», 17.11.2017 Программа «Наблюдатель». К 90-летию со дня рождения Олега Ефремова, телеканал «Культура», 2.10.2017 Юбилейным вечером «Наш Ефремов» друзья и коллеги отметили 90 лет со дня рождения актера, видеосюжет телеканала «Культура», 2.10.2017 Живой Ефремов, Дмитрий Брусникин, Известия, 1.10.2017 Видеозапись вечера памяти Беллы Ахмадулиной «Не плачьте обо мне я проживу», телеканал «Культура», 13.08.2017 «Марина Голуб в жизни, театре, кино. Воспоминания друзей». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 29.03.2017 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 От Юлии Высоцкой до Филиппа Янковского: вручена театральная премия «МК». Фоторепортаж Евгения Семёнова, Московский комсомолец, 23.11.2016 Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, Настя Курганская, The Village, 23.06.2016 Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Мария Третьякова, Экран и сцена, 28.05.2016 Дмитрий и Марина Брусникины в программе «Ближний круг», телеканал «Культура», 6.04.2016 Исполнилось 80 лет со дня рождения Ии Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 2.03.2016 Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», видеосюжет телеканала «Дождь», 19.02.2016 Актёр и режиссёр Дмитрий Брусникин в программе «Худсовет», телеканал «Культура», 16.02.2016 Дмитрий Брусникин: «Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые известия, 2.02.2016 Так захотелось выпить
, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016 Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016 Дмитрий Брусникин о будущем театра, Григорий Заславский, телеканал «Мир 24», 20.01.2016 Акция «Ночь искусств» прошла в России, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2015 Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015 Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015 Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015 Вручение премии «Сделано в России — 2015». Репортаж, Сноб, 29.09.2015 Проект «Чехов жив» «Дама с собачкой», 25.09.2015 Театр для жителей города, Дарья Симоненко, Мослента, 15.09.2015 «Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015 Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015 «Иллюзии» любви, Светлана Орлова, Театральный буфет, 2.07.2015 Александр Кибовский объявил о назначении Дмитрия Брусникина заместителем худрука московского драматического театра «Человек», Департамент культуры Москвы, 29.06.2015 Дмитрий Брусникин назначен заместителем худрука театра «Человек», Москва 24, 29.06.2015 В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2015 Зрителей угостят пирогом, испеченным за разговорами о любви, видеосюжет телеканала «Мир 24», 27.06.2015 «Иллюзии» в фотографиях Михаила Белоцерковского, 19.06.2015 Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015 На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015 «Иллюзии». Фоторепортаж Владимира Майорова, 18.06.2015 «Ночь поэзии» в честь дня рождения Пушкина устроили актеры МХТ, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.06.2015 «Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015 Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Татьяна Власова, Театрал, 20.05.2015 Дмитрий Брусникин в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 14.05.2015 Игорь Золотовицкий в программе «Большая семья», телеканал «Культура», 20.04.2015 Дмитрий Брусникин: театр никогда не возникает по указке, Григорий Заславский, радио «Вести ФМ», 12.04.2015 Фоторепортаж Екатерины Цветковой с открытия выставки к 90-летию И.М. Смоктуновского «Космический актёр», 27.03.2015 Интервью с Дмитрием Брусникиным, Open minded people, 25.02.2015 9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ, 25.12.2014 Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Дарья Менделеева, Православие и мир, 26.11.2014 Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Антон Сазонов, Сноб, 29.09.2014 «Пьяные». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 2.09.2014 Мученики Норманска: 10 спектаклей прошлого сезона, которые необходимо посмотреть в новом, Вадим Рутковский, Сноб, 26.08.2014 «Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014 Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014 «Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014 Мнимые величины, Кристина Матвиенко, Colta.ru, 9.04.2014 В «МК» вручены призы номинантам Театральной премии-2013, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 1.11.2013 Он в Аргентине, Ольга Фукс, Театральная афиша, 09.2013 Пришелец, Татьяна Джурова, Петербургский театральный журнал, 23.06.2013 В «Зазеркалье» Петербурга проходят гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 20.06.2013 Спектакль МХТ им Чехова в Черкесске, видеосюжет программы «Итоги недели» (Карачаево-Черкесия), 17.06.2013 Дмитрий Брусникин в программе «Действующие лица», радио «Культура», 7.06.2013 Людмила Петрушевская: юбилей на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть II), телеканал «Театр», 8.05.2013 Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013 Олег Табаков раздал премии и представил свою новую книгу, видеосюжет телекомпании «ТВ-Центр», 27.03.2013 У причала, Глеб Ситковский, Ведомости, 28.02.2013 Достоевский как тест на профпригодность, видеосюжет телеканала «Культура», 26.02.2013 Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Екатерина Хоменко, Сегодня (Киев), 20.02.2013 Аргентина далеко, а МХТ рядом, Геннадий Демин, Трибуна, 6.02.2013 Редкий кадр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.01.2013 Он в Аргентине, а Ленин в Польше, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.12.2012 Открытие Года К. С. Станиславского в Художественном театре, телеканал «Театр», 18.12.2012 Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2012 Актрисе и телеведущей Марине Голуб могло бы исполниться 55 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 8.12.2012 Беккет с хреном, заливной, Елена Дьякова, Новая газета, 23.11.2012 Московскому Художественному театру имени А. П. Чехова исполнилось 114 лет, телеканал «Звезда», 30.10.2012 Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012 За верность Московскому Художественному театру, телеканал «Культура», 30.10.2012 В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012 В танго только женщины, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.10.2012 «Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012 Трагикомедия по новой пьесе Петрушевской в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.10.2012 «Тогда пойду и поставлю свечку». Памяти Ии Саввиной, Людмила Грабенко, Бульвар Гордона, 28.08.2012 Театральное лето продолжается спектаклями легендарного МХТ. Вечер первый «Дворянское гнездо», сайт Хабаровского краевого театра драмы и комедии, 30.06.2012 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011 «Письмовник». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 3.11.2011 «Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011 «Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011 В МХТ имени Чехова представлен спектакль, основанный на переписке героев романа Михаила Шишкина «Письмовник», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 23.10.2011 Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011 В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 |