Имена

Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ

Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003

Однажды я поругался с мамой, которая что-то готовила на коммунальной кухне, и убежал в нашу комнату-пенал. Схватив с плиты дымящуюся сковородку, она бросилась за мной. Зима. Крещенские морозы. Я влез на подоконник, открыл форточку и стал вдыхать холодный воздух: «Вот заболею, умру, и пусть тебе будет больно!» Упавшим голосом мама просит: «Аличка! Сыночек! Умоляю, закрой окно…» Прошло больше полувека, а эта картинка из моего детства до сих пор стоит у меня перед глазами.

Я был симпатичным, пухленьким, домашним и… невыносимо тяжелым мальчиком, маленьким эгоистом, который пользуется сумасшедшей любовью матери и умело ею манипулирует. Лентяй, врун и нахал, я прекрасно понимал, что значит сделать назло, сознательно причинить боль. И при этом не боялся возмездия: «А что мне, собственно, будет?» Сверстники дразнили меня маменькиным сынком, родственники считали, что «Юля слишком уж балует Алика» и из меня вряд ли выйдет что-то путное, а потом искренне удивлялись: «что-то» все-таки вышло. Актеров в семье не было, и когда в детстве я валял дурака, мои тетушки лишь умилялись: «Аличка талантливо кривляется». Сейчас модно говорить: «Отведите его к психологу». Существовала бы подобная практика раньше, меня в самом деле следовало бы показать специалисту, чтобы понять, почему при безумной материнской любви и обожании я был ТАКОЙ. 
 — Сейчас вы понимаете, почему?
 — Мама рано познакомила меня с медициной, с Фрейдом… При всей ее любви ко мне я был очень одинок — в этом причина того, что я поступал назло. Мне хотелось бежать от людей, которые мешают моей свободе, от обстоятельств, которые унижают, от ситуаций, заставляющих меня быть их рабом. Первый раз чувство страшного одиночества я испытал в детском саду. Мама привела меня туда и уже собралась уходить. Не оборачиваясь, она быстро спускается по лестнице. Я вижу только ее удаляющуюся спину. Минута, другая — и останусь один. На глаза наворачиваются слезы, больше всего в эту минуту мне хочется броситься за ней… Но нянечка тянет за руку: «Пойдем, Сашенька, пойдем…» Я жил в собственном мире, со своими фантазиями, иногда мне было очень больно от ощущения, что никому не нужен. Теперь убежден — именно одиночество в конце концов и сделало меня независимым и сильным. Когда в школе получал «двойку», казалось, все вокруг жалеют меня, будто я юродивый. А я дергаюсь, если кто-то начинает выражать сочувствие. Плакальщицы меня раздражают. Жалость ненавижу с детства. Я убегал с уроков, весь день бродил по улицам, не зная, куда себя деть… А вечером после работы уставшая мама забирала у технички мой портфель. Мама вкалывала с утра до ночи: преподавала в институте, занималась репетиторством. Я же целыми днями был предоставлен сам себе. С абсолютным слухом меня легко приняли в музыкальную школу, и я три года пиликал на скрипке. Но сидеть со мной было некому. Я все больше и больше ненавидел скрипку. За три года она стала для меня одушевленным и чрезвычайно деспотическим предметом. Каждый вечер, приходя с работы, мама неизменно задавала один и тот же вопрос: «Занимался?» И каждый
вечер я невозмутимым тоном отвечал, что занимался весь день, хотя букашки, ползающие в траве, казались мне куда более интересными, чем разучивание гамм. Я пропадал во дворе, носился по улицам… Чего только не делала мама, чтобы убедиться в моей честности! Специально подкладывала в футляр скрипки листочек бумаги, а потом корила меня: «Алик, ну что же ты? Как я положила бумажку, так она и лежит». Я, как всегда, что-то сочинял на ходу, брызгая слюной. Это было невыносимо. Казалось, все вокруг мучают меня: мама — бешеной любовью, скрипка — одним лишь своим существованием. Временами от такой жизни мне хотелось броситься под поезд… Однажды, когда мамы не было дома, я не выдержал и сел на скрипку. Струны взвизгнули, остро кольнули меня в задницу, но даже после этого я еще раз придавил инструмент всей своей массой и лишь затем зашвырнул под большой старинный шифоньер. На этом мое музыкальное образование закончилось.
 — Мама наказывала вас за подобные проступки?
 — Она могла ударить меня по щеке от бессилия, но это было не так больно, я терпел. Жаловалась родственникам, и они переживали вместе с ней, мучаясь извечным русским вопросом: «Что делать?» У мамы в буквальном смысле опускались руки. Один раз она даже отвела меня к отцу моего друга Юры Ларина и попросила «повоспитывать». «Что ж ты мать-то не слушаешься?.. Ну, давай, снимай штаны!» — начал он свое «воспитание». После чего полоснул меня пару раз ремнем и отпустил домой. Я испугался, думал: неужели это мама приказала? А она сама была в ужасе. Ей просто хотелось, чтобы кто-то поговорил со мной по-мужски. Я ведь рос без отца. Родители мои встретились поздно. Оба работали в Московском областном пединституте им. Крупской: папа — деканом исторического факультета, мама — зав. кафедрой французского языка. Он - русский, она — еврейка. Забеременела мама в 40 лет. У нее был ребенок от другого мужчины (еще до встречи с отцом), но он умер. Страшнее горя для мамы не было… Узнав, что снова в положении, она первым делом сказала об этом мужу — моему отцу, и они вместе отправились к врачу. Шел 1941 год. Осень. Немцы приближались к Москве. Какая беременность? Какой ребенок? Нужно было спасать себя… Словом, было много факторов в пользу того, чтобы мне не рождаться. Меня как будто вытолкнули на этот свет. И в том, что я уже больше 60 лет живу, немалая заслуга того доктора. «В 40 лет рожать тяжело, — сказал он маме. — А дальше будет еще тяжелее. Гарантии, что вы снова сможете забеременеть, нет. И если уж дан вам этот шанс, используйте его». Отец тоже выступал против аборта. Тем не менее маму еще долго мучили сомнения. Предстояло ехать в эвакуацию — кто знает, как там сложится жизнь? Мне кажется, евреи вообще довольно мнительный народ. И я такой же, как мама, — нервный, хлопотливый…
Вскоре пединститут в полном составе выехал в город Малмыж Кировской области. Отца назначили директором. Но проработал он в этой должности недолго. Сказалось большое напряжение, связанное с переменой обстановки, — нужно было устраивать профессуру, студентов, обживаться и начинать обучение на новом месте. Нервное перенапряжение закончилось кровоизлиянием в мозг. Однажды ночью мама неожиданно проснулась, оттого что почувствовала себя нехорошо: болела душа. Подошла к отцу — а он уже мертв. Ему было 50 лет, мне — чуть больше месяца… Я папу, конечно, не помню. Одно могу сказать наверняка: если побреюсь, становлюсь очень на него похожим. Сразу после моего рождения он писал маме письма в так называемый роддом — о хорошей больнице в маленьком провинциальном городе да еще во время войны и речи быть не могло. «Юля, давай дадим нашему сыну героическое имя Александр, — предложил папа-историк. — А в семье будем звать его Аликом». Первые дни моей жизни были для мамы очень беспокойными. Все было не так. Молоко периодически пропадало (я — «искусственник»), началась грудница… То я не сплю, то вдруг кашлянул… Потом у меня отнялась левая рука, а под мышкой обнаружился какой-то нарост… Словом, было от чего нервничать. Но можно себе представить, как тяжело ей было остаться в 40 лет одной с младенцем на руках! Я много раз слышал, что поздний ребенок у родителей смещает все психологические акценты — своей жизни нет, есть только чадо. А у нас разница в возрасте была колоссальной: мне — 10 лет, ей - 50… Такая мама-
бабушка с патологической любовью к сыну-внуку. Все для ребенка, все ради ребенка. А если еще учесть еврейскую кровь!.. Впрочем, я никогда не комплексовал, не стыдился маминого возраста и, мучаясь от всепоглощающей материнской любви, все-таки ее обожал. Когда мне было плохо, я лез к маме в постель и засыпал на плече.
 — А из-за национальности вы никогда не страдали?
 — По-настоящему, пожалуй, только однажды. В детстве. Когда сосед во дворе обозвал меня «жидом». Я этого слова тогда не знал, но, интуитивно поняв, что оно оскорбительное, бросился на парнишку. Мы подрались. Няня мальчика вызвала милицию, и моей маме пришлось заплатить большой штраф. Мне было очень больно — прав-то был я. Дома мама провела со мной беседу на тему, что значит быть евреем. Ее старший брат Илья был репрессирован, и она все время боялась. Когда в 16 лет я пошел получать паспорт, мама настояла на том, чтобы я оставил папину фамилию (она была Зайдеман), а в графе «национальность» у меня было написано: «русский».
По ночам мама слушала Би-би-си, но со мной о политике никогда не говорила. Так было заведено в нашей семье: есть темы, которые при детях не обсуждаются. Среди родственников были преподаватели, профессора, большие ученые, членкоры. Частенько мы все вместе собирались в огромной квартире тети Фиры. Тетушки обсуждали театральные премьеры, новинки литературы, но затронув какой-нибудь острый политический вопрос, как правило, переходили на иностранные языки — все прекрасно владели английским, немецким, идишем. Я же с диссидентской литературой столкнулся, как ни странно, только когда репетировал во МХАТе роль Ленина. В доме не было ханжества. Да, я был мальчиком трудным: получал двойки, срывался, ругался с мамой, конфликтовал с учителями и одноклассниками. Кто-то из тетушек мог сказать мягко: «Так себя не ведут, Аличка!» Но никогда мне не читали занудных нотаций типа: «Алик, пить вредно!» Напротив, когда в Новый год за столом собиралась вся родня, дядя Саша, профессор, обычно спрашивал мою маму: «Юля, Алик будет наливочку?» «Ну, налей», — спокойно, как бы между прочим, отвечала она. Они продолжали общаться дальше, я пил наливочку… И мне было так уютно! Для них в этом не было никакой трагедии, для меня — особого интереса. А крепкие спиртные напитки я вообще не пробовал до 35 лет. И это при том, что два года проработал на станции «Скорой помощи», где каждый день выдавали определенную порцию спирта для больных и отчета никто не спрашивал. Под рукой всегда были наркотики: морфин, амнапон, пантапон. Но меня и это не привлекало. Черт его знает, почему. «Выпей, чтобы стало весело, чтобы прожгло» — такой кайф не для меня. Я от другого завожусь — от удачной репетиции, от хорошей компании, от женщины, от еды… Пил ли я, когда учился в театральном училище? Ну, разве что шампанское. Один раз наклюкался, приехал домой, мама меня раздевала, а я ревел белугой — так жалко себя было. До сих пор забыть не могу…
 — Как вы оказались на «Скорой помощи»?
 — Я ведь говорил, что был трудным ребенком. Терпеть меня в школе все десять лет никто не стал бы. Пришлось после восьмого класса идти в медучилище. Потом устроился работать фельдшером на «Скорой». Но, будучи в душе артистом, я понимал: все равно стану профессиональным актером, даже если придется пять лет подряд поступать в театральный институт. Помню, отдыхал в пионерском лагере. Был тихий час. Всех отправили спать, а я забрался в какой-то комнате под стол. Пришли пионервожатые и, усевшись поудобнее на этот стол, включили телевизор. Показывали Райкина. Было очень смешно, девчонки хватались за животы, а я сидел, спрятавшись под столом, ни жив ни мертв, боясь выдать себя. Так, сквозь свисающие женские ножки, я впервые в семь лет увидел выступление великого Райкина. А чуть позже — и Чаплина. С тех пор люблю костюмы, накрахмаленные рубашки, бабочки. В тринадцать лет я написал Аркадию Исааковичу письмо: «Хочу быть артистом. Как достичь такого таланта, как у вас?» Райкин ответил: «Саша, талант не достигается. Это то, что дано или не дано природой. Но я верю в жизни только в одно: труд». Мне было безумно приятно получить совет от такого артиста (до сих пор храню его письмо), хотя в тот момент я не придал словам мэтра большого значения. Смысл их дошел до меня много позже. Тогда же, подростком, я просто хотел работать с Райкиным. Считал, что только я и могу его заменить. «Посмотрите направо, мысленно говорил ему. — Вот же я, стою рядом. Когда вам будет тяжело и вы будете отдыхать, я выйду на сцену вместо вас. И все будет хорошо — зритель даже не заметит подмены»…
 — Вы потом встречались с ним?
 — Конечно. Я ходил на спектакли Райкина, бывал у него дома. На 70-летие читал со сцены переделанный рассказ Чехова «Письмо Вани Жукова». «Забери меня отсюда», — просил я своего «дедушку» Аркадия Исааковича. Какое это все-таки счастье, что моя детская душа выбрала такого кумира! Когда сейчас ко мне подбегают дети с просьбой дать автограф, я всегда вспоминаю себя, маленького. Беру ручку, пишу пожелания, а сам смотрю в их глазки и спрашиваю: «Что, хочешь быть актером?» — «Да, мечтаю…» Они начинают рассказывать о себе. А для меня это странно. С детства мечтая быть артистом, я тем не менее никогда не гонялся ни за одним из них, даже за своими кумирами. За Чаплином, конечно, бегать не мог. Но и автограф Райкина мне был не нужен. Мне нужна была его жизнь! Я хотел знать, как он ходит, как дышит, как смотрит. .. Когда его не стало, многие принялись вспоминать, какой он был жесткий в работе. А мне кажется, если руководишь театром, то только так и надо себя вести. И я жесткий. Безумно вспыльчивый. Рявкаю. Но это нормально. Неэмоциональный человек не может быть актером.
 — Удивительно! И при такой любви к театру вы стали врачом?
 — Мама настоятельно советовала получить приличное образование. Я не мог ослушаться. Хотя, проработав на «Скорой» всего год, все-таки поступил в Щуку и параллельно продолжал врачебную практику — в те времена диплом выдавали, только если ты отработал два года. Маме казалось важным, чтобы я имел два образования. Это была чистой воды подстраховка. Мои однокурсники в это время гуляли с девочками, пили портвейн, а я еще целый год по воскресеньям ездил по вызовам. Впрочем, работа на «Скорой» стала для меня хорошей школой жизни.
 — Вы были подающим надежды доктором?
 — Мой курс в медучилище считался лучшим, потому что у нас был лучший. .. коллектив художественной самодеятельности. Меня переводили как его лидера. Но во время работы на «Скорой» я, можно сказать, был подающим надежды медиком умел располагать к себе больных. При моем появлении глаза пациентов теплели, им нравилось со мной говорить. «Скорая помощь» — вообще кладезь миниатюр: трагичных, тяжелых, комичных. Смешное и страшное здесь всегда рядом. От хорошей жизни ведь к врачам не обращаются… Однажды пришлось собирать части тела погибшего при автокатастрофе. В другой раз приехали с бригадой к мужику, которому жена проломила череп. Она ушла с дочкой в кино, но сеанс отменили. Вернулась, а муж с ее сестрой — в постели. Не долго думая, жена схватила туристический топорик — и… Только чудо спасло изменника. Когда мы приехали, горе-супруги сидели на той же кровати и выясняли отношения. Они орали, махали руками, оскорбляли друг друга. А дочь стояла рядом и безразлично взирала на них. И в глазах ее не было ни жалости, ни разочарования ничего. Еще был случай — я вытащил из петли мужчину, а его жена — «в благодарность» — едва не убила меня. Всякое было. Но когда однажды на Киевском вокзале пришлось держать таз перед пьяным мужиком, которого рвало, я испытал такое отвращение, что понял: быть доктором физически не смогу. Хотя… Если б меня выгнали из Щуки, наверное, я бы вернулся в медицину. Мне всегда нравилась специальность «акушерство и гинекология». Во-первых, она связана с женским телом, а во-вторых, с потрясающим чудом рождения ребенка.
 — Мама, наверное, переживала, что вы променяли медицину на лицедейство?
 — Сопротивление с ее стороны было бы абсолютно бесполезным занятием. Мама очень любила меня. Она позвонила своей бывшей студентке, мать которой — Галина Григорьевна Коган — работала завкафедрой основ марксизма-ленинизма в Щукинском училище, и попросила, чтобы меня прослушали. Когда я зашел в кабинет, там сидели ректор Борис Евгеньевич Захава, проректор и профессор Анатолий Борисов. Но это не значит, что, поступив, я стал их любимчиком и лучшим студентом. На втором курсе преподаватели подняли вопрос о моей профнепригодности и чуть не отчислили меня из училища. Казалось, они не знали, что со мной делать: я был еще молодой, но уже лысый. Кого я мог играть? Пионеров? Это значит — постоянно клеить парики. Для стариковских ролей пока не годился. А артистов среднего возраста в театрах и так навалом. Лысеть я начал в девятнадцать лет. Мы вернулись с мамой из Паланги, где отдыхали, и я обнаружил, что огромное количество волос остается на моей расческе. Снова началась внутренняя борьба — необходимо было пережить этот болезненный момент. Естественно, у меня были какие-то комплексы. Тем не менее как мужчина я никогда не считал себя неполноценным. Толстоват, лысоват, небольшого роста? Да. Зато глаза молодые. Девчонки обожали меня. И я, чувствуя их неподдельный интерес ко мне, забывал о внешних недостатках. А в двадцать три года женился на однокурснице. Таня была не только талантливой актрисой, но и замечательной женщиной, хорошим человеком. Терпела меня со всеми моими недостатками, моим ужасным характером… Когда после Щукинского училища меня не взяли в Театр им. Вахтангова, мы с Татьяной пошли на Таганку. Я начал готовить роль Галилея — был во втором составе. Но отношения с Любимовым складывались сложно. Я написал ему письмо: «Почему вы меня не замечаете?» и, громко хлопнув дверью, ушел из театра. А вслед за мной была вынуждена уйти и моя беременная жена. Это теперь мне понятно, что в 23 года создавать семью рано — только когда Татьяна родила Ксюшку, я понял, что ответственен и за жену, и за дочку. Мы были молоды, жизнерадостны, не думали о завтрашнем дне. Хотя, может, именно наш совместный с Таней демарш стал одной из причин ее болезни и ранней смерти. Очень долго я даже не заикался о том, что похоронил жену, а спустя 11 месяцев — маму. Многие ничего не знали, считая, что у меня все хорошо. Когда Таня умерла, я на нервной почве стал много есть. Даже не есть — заглатывать. Я располнел, а знакомые при встрече говорили мне: «Саша! Как ты хорошо выглядишь! Полный, румяный!..» Пять лет после смерти жены мы жили с дочкой вдвоем. Я тогда поклялся себе: «Поставлю Ксюшку на ноги, чего бы мне это ни стоило. Чтобы хоть перед Татьяной не было стыдно…» Готов был даже переменить профессию — ребенка ведь надо кормить, а мне в тот период делать это было сложно. С пацаном, может, я справился бы легче, дочку же надо воспитывать иначе. Это был 1971 год. Я только пришел во МХАТ и какое-то время существовал просто как кот в мешке. Никому не нужен. Ролей нет. В кино меня тогда вообще не приглашали — я начал сниматься только в 33 года. Но еще в Щуке я полюбил чтение со сцены классических произведений, а тут как раз филармония объявила набор в секцию чтецов. Кто-то посоветовал: «Сходи, попробуй». Меня включили в школьный абонемент, и я стал выступать для пятых-шестых классов. Учителя сгоняли детей, а им все было по барабану. Они зевали, галдели… Дай Бог, если десять человек что-то услышали. Грустно, конечно. Но для меня чтение Гоголя и Лермонтова было хорошим заработком. Я должен был выжить сам и вырастить дочь. Потом уже Никита Михалков пригласил меня на роль в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», затем в «Рабу любви». Но даже когда после его «Неоконченной пьесы для механического пианино» на меня свалилась настоящая слава и журналисты атаковали просьбами об интервью, я никому не рассказывал о своем горе.
 — На съемках «Механического пианино» вы и познакомились с вашей нынешней женой — актрисой Евгенией Глушенко?
 — Да. Но романа у нас в тот момент не было — мы общались исключительно как партнеры. У меня тогда были иные увлечения, и ко мне в Пущино, где шли съемки, приезжали другие девушки. Только через год, когда вдруг образовалась пауза — с одной расстался, с другой еще ничего не было ясно, — я вдруг вспомнил: «А кстати, Женя… Какой у нее телефон?..» Ну что лукавить? Я не мучился, лежа на диване: «Ах, какую женщину упустил!» Наша жизнь с Женей не была усыпана розами. Мы пережили много сложностей. Представьте себе: очаровательная девушка выходит замуж за взрослого мужчину. Он - уже известный артист, вдовец, на 10 лет старше, живет с дочкой… Женя с Ксюшей не сразу привыкли друг к другу. Поначалу обеим было тяжело. Хотя многие, не зная о моей первой жене, долго думали, что Евгения Глушенко — мать Ксеньки… Не люблю громких слов, и все-таки со стороны Жени это было самопожертвование. Она — святая… Сейчас наши дети уже взрослые (вскоре после свадьбы Женя родила Дениса). Дочка живет в Америке. Вышла замуж и подарила нам чудного внука. Сын после окончания философского колледжа «Сент-Джон» вернулся в Москву. Учится в аспирантуре РГГУ. Это счастье — иметь таких прекрасных детей.
 — Почему именно на этой картине вы впервые в жизни стали вести дневник?
 — Так меня захватила роль. «Полжизни унес мой Платонов. Полжизни…» — написал я в своей тетрадке. Хотя съемки длились всего ничего — два с половиной месяца. Снимался фильм вроде легко и в то же время невыносимо тяжело. Стояла осень, а это — дождь, грязь. Кроме того, меня постоянно одолевали вопросы: какой он - Платонов? Почему так ведет себя? Кого любит? Может ли покончить жизнь самоубийством?..
Конечно, всем нам хотелось, чтобы «Пианино» получилось. В то же время мы прекрасно понимали, что взвалили на себя непосильный груз. Успокаивало одно: если и провалимся, то не на ерунде — на Чехове! А если, даст Бог, взлетим — тоже на Чехове! Словом, и в том, и в другом случае великий русский писатель должен был нас подстраховать. Утешало и другое — уж больно хорошая атмосфера сложилась во время съемок. Во МХАТе начался новый сезон. Я мотался из Пущина в Москву на спектакли и репетиции, не высыпался, уставал. А настроение тем не менее было прекрасное. И у меня, и у всей группы. Мы были моложе, чище, естественнее, пронзительнее. Большинство артистов пребывали в возрасте 33-35 лет. И даже пожилой Кадочников, который до этого много лет не снимался, нервничал вместе с нами, будто впервые стоял перед камерой. Мы веселились и дурачились от души. И Никита был главным заводилой. Мы репетировали, мучились, мечтая сделать все по-своему. Иногда шутя проигрывали чеховские сцены на татарском, узбекском и разных других языках. Это, конечно, было только звукоподражание, но со стороны казалось, что все артисты и впрямь полиглоты. А режиссер просто хотел, чтобы мы расслабились, чтобы не чувствовали страха перед текстом классика. Во время съемочного процесса мы не видели перед собой тяжелого надгробного камня с надписью: «Антон Чехов». На площадке царили легкость, юмор, самоирония, смеялись над собой и даже над чеховскими словами. Помните сцену, когда Серж застает Софью в объятиях Платонова (его играл Юрий Богатырев, ее - Елена Соловей)? Софья вдруг замечает Сержа, и у нее вырывается: «Ах, как пошло! Ах, как пошло!» До съемок этого эпизода мы несколько часов мучились в ожидании, пока сядет солнце. Артисты были в костюмах, камера стояла наготове. И нужное настроение, видимо, ушло. Тогда Михалков попросил:"Лена, давай прервемся и попробуем еще раз. Только ударение сделай на последнем слоге: «Ах, как пошло! Ах, как пошло!» Поваляли дурака, посмеялись — и в результате легко сняли сцену. Чего скрывать, Никита — жесткий режиссер, он хочет, чтобы все и всегда было по его, чтобы актеры играли сцену так, как видит ее он. Но при этом обязательно в артистов влюбляется. В «Рабе любви» мы просто не прекращали импровизировать. Прямо на съемочной площадке был придуман монолог Басилашвили. Тут же родилась моя фирменная фраза: «Есть хочется. Худеть хочется. Все хочется». По ходу действия постоянно менялись диалоги, реплики, сочинялись новые сцены. На «Рабе» сложилась команда Михалкова — Паша Лебешев, Саша Адабашьян, Лена Соловей, Юра Богатырев… Тогда-то и было решено делать картину по Чехову. Наша киногруппа, работавшая над «Механическим пианино», жила в пущинской гостинице. Никита заранее предупредил, чтобы никто не снимался параллельно в других картинах. Так что за два с половиной месяца мы стали практически одной семьей: вместе ели и пили, смеялись и шалили, отмечали дни рождения и играли в футбол, подчас забывая о том, ради чего, собственно, собрались. Помню, носимся с Михалковым по полю. Мы в разных командах. Он проигрывать ужасно не любит, увлекся и вдруг как вдарит мне по ногам — я от боли аж вскрикнул: «Ты что?! Мне же завтра в кадр. Как я буду ходить-то?» Никита рассмеялся: «Представляешь, забыл про съемки!..»
 — А ведь если б вы не похудели, Михалков отдал бы роль Платонова кому-нибудь другому…
 — Я не мог этого допустить — мое желание сыграть Платонова было слишком велико. Мне очень нравилась роль, я даже подумал: если Никита не утвердит меня, стану читать это произведение в своих концертных программах. Михалков же просто поставил ультиматум. Взяв мою фотографию, он нарисовал на лице овал нужного размера: «Чтобы через полгода был таким!» Для меня это был шок, я не знал, получится ли, и попытался что-то возразить. Никита тут же пресек все разговоры: «Не похудеешь — возьму Мягкова». Так я за полгода без всяких модных диет сбросил 22 килограмма! Первое время, конечно, было тяжело. Хотя я отказался только от тех продуктов, которые полнят любого человека — от сладкого, мучного. Ел гречку, рыбу, немного сухарей. Чай до сих пор пью без сахара. Похудев, я даже стал двигаться иначе, для меня самого это было странно. Но после «Пианино» мне предложили сниматься на азербайджанской киностудии, и я почти сразу вернулся к своему обычному весу. Когда понял, куда попал, честно говоря, был уже не рад: каждый день — мед, грецкие орехи, пахлава и другие восточные сладости, манты, севрюга из Каспия, икра… С ума сойти! Удержаться невозможно. А я еще по натуре жизнелюб, эпикуреец, этакий Гаргантюа. Первые дни вежливо отказывался: «Спасибо, не хочу… Спасибо, не буду… Пожалуйста, не надо…» Не помогло. Азербайджанцы как никто умеют уговаривать: «Саш, ну какой же чай без инжирного варенья, а? Сань, с утра надо есть свежий инжир. Это солнце, витамины… Хорошо, я только налью, пусть стоит. Не хочешь — не пей… А теплый хлеб с корочкой? Ты любишь корочки?..» Это было невыносимо! В конце концов пришлось сдаться… К слову, кроме веса, во время съемок «Механического пианино» возникла проблема и с моим ростом — Тоня Шуранова, игравшая генеральшу, оказалась выше, и для меня специально выложили дорожку из плит, по которой я должен был ходить. На каждой плитке написали: Марлон. Сейчас уже и не вспомню, почему Саше Адабашьяну вдруг вздумалось называть меня Марлоном Брандо… Той же осенью в Пущине я впервые (в 35 лет!) выпил коньяку… Снималась сцена, когда я бью жену по руке и говорю с вызовом: «Ну что, собрались? Все собрались?..» Камера на мне. Дальше — пробег, и я падаю в реку. Было несколько дублей? Не думаю, что Михалков был чем-то особенно недоволен. Но, видимо, считал, что мне не хватает куража, и, отозвав в сторону, предложил «чаю». Я выпил залпом. Дыхание тут же перехватило — это был коньяк. Когда картина вышла на экран, все были в хорошем смысле слова потрясены. И дело не в том, что критика благожелательно приняла «Пианино». Зрители признавались, что после этого фильма пересмотрели свою жизнь. Многие находились в таком же тупике, что и мой герой…
 — Ну, для зрителей-то ваша лучшая роль — несомненно, тетка Чарлея.
 — Да уж… Уверен, даже когда умру, в некрологе первой строкой напишут: «Скончалась тетка Чарлея». Мало кто вспомнит, что кроме нее я сыграл еще Эзопа, Чичикова, Федю Протасова, Шейлока… Впрочем, чего стыдиться? Эта роль вошла в сознание нескольких поколений зрителей. Я отношусь к ней как к очень удачной работе. Но всего лишь как к одной из. .. Не более того.
Хотя, предложив мне сыграть тетку, Виктор Титов помог таким образом реализовать мою давнюю мечту — через роль поблагодарить своих учителей Чарли Чаплина и Аркадия Райки-на. Поэтому когда Титов пригласил меня в фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!», я сначала даже не поверил. В свое время это была очень популярная пьеса, по которой американцы уже сняли фильм. И пьеса, и фильм имели бешенный успех у публики. И вдруг мне предлагают играть тетку! Казалось, такого не может быть!..
 — Телевизионное руководство, кажется, не хотело утверждать вас на роль? Пробовались Евгений Леонов, Олег Табаков. Даже Евгений Матвеев вроде жаждал сыграть тетку Чарлея.
 — Матвеев? Что вы говорите?! Я не знал об этом. Но вполне может быть — роль-то действительно легендарная. Когда картина запускалась, предположить, что она будет популярной, не мог бы, наверное, даже самый лучший провидец. Мы просто делали комедию. И нельзя сказать, что съемки были такими уж смешными и легкими. Работа была напряженная, потная. По-настоящему смешно во время съемок было только один раз — когда мы швыряли торты друг в друга. Кидаться нужно было как следует — быстро отстирать костюмы от крема, высушить и погладить не представлялось возможным. Я швырял торт, видел, как крем стекает по лицу коллеги, и умирал со смеху. Хотя до сих пор не могу понять, почему эта ситуация так комична. Многие годы после фильма журналисты спрашивали: легко ли мне было быть теткой? Но я ведь играл не женщину, не трансвестита, а всего лишь мужчину в женском платье. Поэтому мне не нужно было перевоплощаться. А потом евреи — такие потрясающие лицедеи!.. У меня же все женские привычки и ужимки были в крови. Давным-давно кто-то из родственниц сказал с восхищением: «Аличка, твоя мама — потрясающая актриса!» Но сам я этом убедился, когда нужно было отбоярить меня от армии. Я только поступил в театральное училище — сбылась моя мечта, и вдруг приносят повестку в военкомат. Мама добыла какие-то фантастические справки, в которых было заверено, что она не сегодня завтра умрет, а я - ее единственный кормилец, что у меня плоскостопие (а в те годы с таким «диагнозом» не призывали)… Словом, мама хотела мне добра и сделала все, чтобы ее любимый сын не служил. (Для справки: плоскостопие у меня действительно было, но не до такой же степени! А мама была жива-здорова еще много лет.) Готовясь к съемкам, мы с Виктором Титовым смотрели американскую картину о тетке, коротенький фильм Чаплина «Женщина», изучали всевозможные дамские журналы. Важно было понять буквально все: как женщина ходит, боится, радуется, как позволяет за собой ухаживать, что значит для нее кокетничать и какая она в гневе… Понять женскую психологию, конечно, невозможно, но передать некоторые ее нюансы, надеюсь, удалось. В особо трудных ситуациях моя эмоциональная память помогала мне, доставая из глубин детства манеры мамы и ее сестер.
 — Говорят, на съемках этого фильма с вами происходили забавные случаи.
 — Однажды пошел в перерыве между съемками в буфет. Парик снял, а переодеваться в свою одежду было лень — отправился обедать в женском платье. Стою в очереди. И вдруг чувствую на себе пристальный взгляд: мужчина начал рассматривать меня снизу — там были туфли и чулки. Но когда он поднял глаза и увидел мою лысую голову, то чуть не лишился рассудка. (В те годы мужчина в женском одеянии выглядел, мягко говоря, странно.) В другой раз — это уже происходило непосредственно на съемочной площадке — мне нужно было положить дымящуюся сигарету в карман платья. Чтобы я не обжегся, костюмеры специально подшили внутрь дополнительную тряпочку. А я промахнулся и… немножко подгорел. Но меня самого больше удивляли вещи, связанные с физиологией женщины. Надев первый раз в жизни платье, я всерьез обеспокоился вопросом: как же она ходит? Ведь поддувает! Для меня это было таким открытием! Мужчина с детства привыкает к довольно высокой температуре тела в определенных местах. А тут температура понизилась. Кошмар! Мне было совсем не смешно. К слову, и критики не нашли ничего смешного в фильме. Когда он вышел, его обругали все, кто мог. Писали: скучно, затянуто, темпа нет, ритма нет, страшно неинтересно, у режиссера нет чувства юмора, актеры кривляются, ломаются…
 — А о вашей работе что писали?
 — А что обо мне писать? Я тогда был малоизвестным актером (кажется, это была всего лишь пятая роль в кино), моя персона критиков не интересовала. Но когда пошли телеповторы и актера Калягина стали узнавать на улицах, началось что-то невообразимое. На меня свалилась такая слава, это было так обременительно, что я насторожился — моя фамилия ассоциировалась у зрителей только с теткой Чарлея. Я продолжал кататься по стране с концертными программами, читал со сцены классические произведения, но понимал, что люди набиваются в зал, чтобы посмотреть, как «тетка» читает «Гаргантюа и Пантагрюэля» или Андрея Платонова. Мне стало больно и обидно. Я решил, что теперь нарочно буду выбирать роли другого, серьезного замеса, и вот тогда посмотрим, кто кого. Мне хотелось перевернуть сознание людей.
 — Создавая свой театр «Еt сеtега», вы преследовали ту же цель?
 — Ни в коем случае! Никакого манифеста не было. Я понимал, что новым Станиславским не стану. Мейерхольдом — тоже. Все давно придумано, велосипед не изобретешь. А вот поискать в свое удовольствие через разные формы живой театр мне очень хотелось. И знаете, с рождением “Et cetera” у меня словно открылось второе дыхание. Я хорошо помню уроки своих учителей — Эфроса, Ефремова, Швейцера… Но ценю и тех, кто со мной сейчас: Стуруа, Морфова, Галина, Давида Смелянского… Главное ведь — не врать самому себе. К тому же у нас чудный коллектив. В прошлом году театру исполнилось 10 лет. Вроде бы еще молодость и в то же время уже взросление. За эти годы были и успехи, и неудачи. Я мучился сам, мучили меня. Но я ни о чем не жалею.
 — В детстве вы страдали от одиночества. А сейчас хочется иногда побыть одному?
 — Теперь это для меня — роскошь. Театр, СТД, телевидение, кино, Общественный совет по культуре при Президенте России. .. Со стороны, наверное, кажется, что Калягин страсть как любит бывать на людях. А я и сегодня — одиночка. Мне правится оставаться наедине с самим собой, со своими мыслями. Банальная фраза, но верная — все мы родом из детства. Сейчас вот началось строительство нового здания для нашего театра. Не скрою, я очень ждал этого момента. А когда узнал, что выделено место на Чистых прудах, сердце дрогнуло. Не хочется говорить, что путь завершен, но есть в этом какая-то страшная закольцованность. Меня ж зачали там!..


Пресса
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
«Настоящих буйных мало…», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007
Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007
Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007
Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007
Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007
Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007
Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007
«Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007
Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007
Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007
«Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007
Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007
Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007
Самое важное, «Итоги», 12.02.2007
Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007
Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007
Подавлен — значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007
Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007
Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007
Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007
Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007
Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007
Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007
Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007
Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006
Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006
Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006
Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006
Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006
Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006
И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006
Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006
Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006
За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005
Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005
Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005
Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005
Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005
Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005
Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005
Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005
Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005
У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005
Вся Россия — наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005
У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005
Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005
Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005
Главное событие сезона — смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005
Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005
Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005
Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005
В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005
Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005
Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005
Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005
Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005
«Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005
Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005
Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005
Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005
На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004
Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004
Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004
Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004
Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004
Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004
Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004
Когда слово — золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004
Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004
Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004
С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004
Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004
Александру Калягину — 63, Новые Известия, 25.05.2004
Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004
Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003
Оглянуться — и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003
Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002
Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002
Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002
Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002
Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002
Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002
«Ночь уже близка…», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002
Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002
Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002
Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002
Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002
Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002
Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002
Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002
БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002
Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002
Здравствуйте, я ваш… Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002
Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002
Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002
День Лицедея, Экран и сцена, № 17—18, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002
Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о театре “Et cetera” и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001
Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001
ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК “KORONA”, Жечпосполита, 9.08.2001
СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001
НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001
Шейлок среди папок “Korona”, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001
Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001
Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001
АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001
ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001
Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001
Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 5—6,, 2001
Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001
Слон в посудной лавке — это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001
Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000
О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 30—31, 08.2000
Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000
Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000
Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000
Они — венецианцы, Общая газета, 27.04.2000
Они — венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000
Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000
Это не сон, Сегодня, 25.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000
Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000
Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000
Все начиналось здесь…, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000
Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999
Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999
Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999
Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999
Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999
Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998
Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998
Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998
НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998
Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998
Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 —, 1998
Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997
Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997
Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997
Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997
Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997
Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997
Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997
Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997
Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997
Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета