Имена | Очистительная сила огняН. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 В канун нового года Московский Художественный академический театр имени М. Горького выпустил премьеру пьесу свердловчанина Геннадия Бокарева «Сталевары», поставленную главным режиссером театра О. Ефремовым (режиссер-стажер Л. Монастырский) и оформленную художником И. Сумбаташвили.Мы ждали, надеялись, верили: именно такой спектакль должен, наконец, появиться, не может не появиться на сцене театра, который мы привыкли считать флагманом советского драматического театрального искусства. Спектакль, в котором незыблемая мхатовская верность высокой правде «жизни человеческого духа» помножится на современную тему большого общественного звучания. В таком сочетании, собственно, и состоит основополагающая традиция искусства МХАТа, заложенная и взращенная его великими основателями К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко, продолженная их соратниками и учениками. Так было на заре существования Московского Художественного театра, когда он обратился к жгуче современной драматургии М. Горького и А. Чехова. Так было и в советские годы МХАТа, когда на его прославленных подмостках, еще больше укрепляя их значение общественной идейно-эстетической трибуны, появлялись самой революционной социалистической действительностью рожденные, вызванные к жизни потребностями времени пьесы Всеволода Иванова и Константина Тренева, Александра Корнейчука и Николая Погодина, Леонида Леонова, Константина Симонова, Александра Крона? Естественно, не из одних вершинных, этапных работ состоял и состоит путь Художественного театра. Но, хотя в нынешнем его репертуаре есть спектакли о современности, как раз в последние годы мхатовской сцене явно недоставало крупномасштабных картин современной жизни, ее подлинно глубокого дыхания. Это животворное для любого театрального организма дыхание принесли сегодня с собой в Художественный театр «Сталевары». Можно, конечно, сказать об известных несовершенствах этого произведения, упрекнуть дебютирующего в драматургии автора в отсутствии композиционной цельности, фрагментарности пьесы, в непроработанности некоторых ее образов и сюжетных линий. (Соответственные издержки, кстати, есть и в самом спектакле.) Но все это отступает, кажется не столь существенным по сравнению с тем, что пьеса эта о главном в жизни нашей, о рабочем классе основной производительной силе общества, наиболее прогрессивном классе современной эпохи. И это главное раскрыто начинающим автором талантливо, крупно, с незаемным знанием жизни, рабочей среды, людских характеров, диалектики их взаимоотношений. Вот что привлекло театр к «Сталеварам». И мы благодарны ему за то, что он в своих репертуарных поисках зорко, прицельно увидел незаурядную тематическую общественную и нравственную значимость пьесы и, не убоявшись работы с молодым драматургом, воплотил ее жизненное содержание увлеченно, страстно, радостно. Пойдемте же скорее в знакомый мхатовский зрительный зал. Там уже гаснет свет. Под звуки мелодичной музыкальной заставки, которая потом окрепнет, развернется в духоподъемный, жизнеутверждающий марш, в темноте раздвигается занавес с чайкой. И. .. гром рукоплесканий. А на сцене бушует, неистовствует, гудит дымное, багрово-малиновое пламя в мартеновских печах. Вспыхивают и гаснут сигнальные лампочки на пульте. Раздаются по радио голоса диспетчеров. Споро, ловко, сосредоточенно работают у печей люди. Живет, дышит, пульсирует громада мартеновского цеха. Варится сталь Это начало сценического повествования о наших современниках-металлургах. И не просто начало, а величественный обобщающий образ, идейно-художественный камертон всего спектакля. То исчезая, то возникая вновь и вновь, пройдет через все театральное действо этот впечатляющий мощный образ. И мы унесем его с собой в памяти вместе с сопутствующим ему светлым, бодрым маршем композитора Э. Колмановского. И, наверное, именно благодаря столь счастливо найденному постановщиком и художником трудовому символу спектакля как-то особенно весомо прозвучат, западут в сознание слова главного героя о том, что он верит в очистительную силу огня. Огня, создающего материальные ценности, закаляющего и очищающего человеческие души и характеры, сплачивающего людей в коллектив единомышленников, творимого рабочими руками трудового огня жизни. Таким огнем и определяется человеческая, социальная ценность, испытывается нравственная крепость героев нового спектакля МХАТа. Само собой разумеется, что драматург и театр рассказывают не о том, как варят сталь, а о тех, кто варит сталь, для кого это главное и, стало быть, личное дело жизни. Отсюда и название спектакля лапидарное и простое «Сталевары». Да, мы увидим их и в прокаленных спецовках у пылающих мартенов, и в модных современных костюмах у себя дома, и даже в душевой под струями горячей воды, смывающей с них соленый трудовой пот. Но прежде всего перед нами предстанут их личности, их духовный потенциал, их моральный облик. Ибо конфликты пьесы и спектакля, хоть и связаны в основном со сферой металлургического производства, никак не назовешь чисто производственными. Они, эти конфликты, проходят через душу человека, и их развитие и разрешение в первую очередь зависят от моральных качеств современного рабочего, от того, как он понимает свое место в жизни, какими нравственными критериями меряет ее ценности. Подручный сталевара Виктор Лагутин восстает против ускорения графика плавки за счет рискованного нарушения ее технологии главным образом потому, что считает такое решение своего бригадира, заслуженного сталевара Сартакова, безнравственным, какими бы побуждениями тот ни руководствовался в надежде на свой многолетний опыт и мастерство. Сартаков стремится «вытащить» квартальный план, не оставить цех без премии, и опыт действительно не подводит его сталь выдана качественная. Но передовому рабочему не безразлично, какими средствами достигается производственная цель. С точки зрения Лагутина, которую он яростно отстаивает, любая халтура на производстве принципиально несовместима с рабочей совестью, рабочей гордостью, профессиональной рабочей честью. Как тут не вспомнить слова товарища Л. И. Брежнева из его речи на XV съезде профсоюзов СССР: «Передовой рабочий сегодня это человек, обладающий глубокими знаниями, широким культурным кругозором, сознательным и творческим отношением к труду, он чувствует себя хозяином производства, человеком, ответственным за все, что происходит в нашем обществе. Такой рабочий политически активен, он нетерпим к расхлябанности и безответственности, к любым недостаткам в организации производства. Он непримиримый враг всякого мещанства, любых пережитков прошлого в сознании и поведении людей». Во многом отвечает этой высокой характеристике Виктор Лагутин, образ которого глубокий, значительный, насыщенный интенсивной внутренней жизнью создает впервые выступающий на мхатовской сцене артист В. Расцветаев. Отличный дебют! Нам по сердцу бескомпромиссная принципиальность, твердость характера его Лагутина. Мы любуемся естественной скромностью поведения этого потомственного сталевара с высшим образованием, его мужественной простотой. Но, живой, с горячей кровью человек, а отнюдь не бесплотный «голубой герой», он не застрахован и от ошибок в своих порывах и поступках, даже когда исходит из самых благих намерений. Иногда у него прямота оборачивается прямолинейностью, а нравственный максимализм приводит его к жесткости, обидной горячности в обращении с людьми. А порой его так занесет, что и контроль над собой потеряет. Например, он, правда, не без спровоцировавших его на то причин, позабыв обо всем на свете, вскакивает на бульдозер и самостийно сносит ко всем чертям пивную палатку, торчащую, как бельмо на глазу, возле заводской проходной. На глазах пораженных, опешивших завсегдатаев злачного места с треском рушится палатка со всем ее содержимым под истошные вопли и угрозы «хозяйки» этого заведения, весьма энергичной радетельницы алчущих Клавы, которую, как всегда, с блистательной, сочнейшей комедийной характерностью играет А. Георгиевская. Всем своим существом Виктор ненавистно отрицает пьянство. И мы понимаем, разделяем его неприязнь к пьянчугам и всему тому, что им способствует. Но, как говорится, зачем же стулья, то бишь палатки ломать? Экстремизм, анархическое своеволие не самый лучший метод борьбы с пороком. Вот он какой, Виктор Лагутин. Не так-то легко и просто уживается он с окружающими, а они с ним. Как говорит старый друг его покойного отца умудренный жизнью, сдержанный, немногословный, скупой на выражения чувств начальник смены Варламов (Ю. Леонидов), Виктор мыслит правильно, но за правильными понятиями не всегда видит человека конкретного, сложного, быть может, в чем-то и неправого, однако тем более требующего к себе внимания и спокойного вдумчивого подхода. Отсюда и происходят сшибки характеров, столкновения Виктора с товарищами по бригаде. Из этих столкновений, зачастую предельно обостренных, не притушенных театром, они выходят, взаимно обогащаясь, почерпнув друг у друга то, чего им не хватало до сих пор, и, следовательно, изменяясь к лучшему. Этот процесс взаимной притирки натур, взаимопонимания, взаимообмена взглядов и убеждений, разумеется, не может ограничиться временем сценического действия. Но благотворная неизбежность этого сложного и не спрямленного процесса явственно ощутима. Ясны его перспективы. В конфликтах спектакля нет черно-белого деления на положительных и отрицательных персонажей, нет абсолютного дистиллированного превосходства одних над другими. А есть жизнь многозначная, многомерная, полнокровная. Есть живые люди, которых не упростишь, в которых не разложишь по полочкам добродетели И недостатки, но которые в конечном счете объединены, сплавлены одним общим, главным делом, своей классовой, гражданской принадлежностью. Чудесный сплав! И при этом каждый из них личность, яркая, интересная, неповторимо самобытная. Вот сталевар Сартаков. Не станем оправдывать его неблаговидные действия во время той, злополучной плавки. Но какую прекрасную человеческую судьбу раскроет нам артист В. Давыдов, когда мы услышим из самого сердца рвущийся, волнующий монолог его Сартакова, решившего уйти на пенсию, о своей рабочей жизни, начавшейся в войну, о своем призвании, о своих товарищах, о своем поистине родном цехе. Такой монолог и на театре, и в жизни дорогого стоит. А вот Петр Хромов, первый подручный сталевара, шутник, весельчак, жизнелюб. Ничто человеческое ему не чуждо, и сам Петя отлично сознает, что он не ангел, и, возможно даже, чересчур снисходителен к своим слабостям. Но как он великолепно работает! Как он честен и чист душой! Как умеет распознать в человеке его подлинную суть и отделить в нем большое, настоящее от наносного, второстепенного. И, наконец, как самоотверженно способен он побеждать свое личное маленькое самолюбие во имя общего дела. Не случайно именно Петр Хромов в трудный, критический для Виктора Лагутина момент первым протягивает ему руку помощи и взаимопонимания и ведет за собой всю бригаду. Эта новая роль выдающегося современного актера Е. Евстигнеева, бесспорно, заслуживает отдельного портретного описания настолько достоверно, объемно, органично, многоцветно его психологическое и физическое бытие в создаваемом им необыкновенно привлекательном образе рабочего человека наших дней. По-человечески приметны, колоритны и все другие члены бригады: широкий, открытый, резковатый, привыкший во всем рубить с плеча Леха Шорин (Е. Киндинов), степенный, раздумчивый, все тщательно взвешивающий в уме Федор (Г. Епифанцев), шустрый, любопытный, компанейский Ван Ваныч (В. Кашпур), легко меняющий свои увлечения, галантный «сердцеед» Юрий (Н. Никольский), ироничный, обостренно чуткий к справедливости Саня (Б. Щербаков) и совсем еще «зеленый», звонкий, как петушок, одержимый мечтой стать подручным сталевара Женька (М. Лобанов). Мы запомним и образы женщин, работающих на заводе, бойкую, самоуверенную, даже излишне самонадеянную в погоне за личным счастьем крановщицу Любу (Л. Стриженова), тихую, мягкую, пытливо приглядывающуюся к людям секретаршу Тоню {С. Семендяева), нервную, взвинченную, тонко чувствующую, охваченную душевным смятением Зою Самохину (Н. Гуляева). Зоя вместе с Виктором и Петром образует (и в этом опять-таки далеко не всегда поддающаяся бесстрастным умозрительным регламентациям живая жизнь) совсем не просто расчисляемый любовный треугольник. Не назовем его пресловутым. Скажем лишь, что намечающееся разрешение и этой коллизии находится на позициях самой высокой, чистой и справедливой морали. Иначе и не может быть в здоровом, спаянном все определяющей общественной целью трудовом коллективе, живущем по законам высшей человеческой, социальной, нравственной справедливости. Современный рабочий коллектив. Его выразительнейший обобщенный художественный образ складывается из разных индивидуальностей выведенных в спектакле людей мартеновского цеха. Лагутин, Хромов, Варламов, Сартаков, остальные члены бригады своим умом, своей духовностью, своими поступками, мыслями, исканиями, преодолением своих слабостей, заблуждений, ошибок каждый в отдельности и все вместе и пишут этот коллективный портрет. Его запечатленные театром черты отражают нашу действительность. В них узнают себя многие из тех, кто сидит в зрительном зале. Узнают и еще раз с гордостью, с, удовлетворением почувствуют, как велика и действенна воспитательная сила рабочего коллектива по отношению к каждому его члену и, следовательно, к самому себе в целом, как много может он дать человеку. «В добрые сталевары выходит тот, кто по всем статьям человек», говорит Виктору Лагутину Леха. И мы расстаемся с героями спектакля, уверенные в том, что так и будет у Виктора. Залогом этому созидательная, очистительная сила огня мартеновского цеха, коллектив сталеваров, с которым так ярко и вдохновенно познакомил нас Художественный театр. Пресса О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020 Александр Калягин: «Ефремов мог сыграть абсолютно всё», Театрал, 1.10.2017 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012 «Настоящих буйных мало
», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007 Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007 Thrills, Farce and Dramatic Coups / Сенсации, фарсы и драматические перевороты, Джон Фридман, The Moscow Times, 27.07.2007 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Нет режиссера в своем отечестве», Александр Калягин, Культура, 21.06.2007 Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007 Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007 Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007 Известному актеру Александру Калягину исполняется 65 лет, РИА Новости, 25.05.2007 Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007 Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007 Александра Калягина чуть не отчислили за профнепригодность, РИА Новости, 25.05.2007 Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007 «Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007 Калягин: сохранение самобытных ценностей ключ к решению проблем, РИА Новости, 26.04.2007 Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007 Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007 «Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007 Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007 Письмо А. Калягина к юбилею театра «Школа драматического искусства», Александр Калягин, 26.02.2007 Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007 Самое важное, «Итоги», 12.02.2007 Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007 Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007 Подавлен значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007 Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007 Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007 Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007 Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007 Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007 Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007 Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007 На встрече с актерами Калягин прослезился, ИТАР-ТАСС, 23.01.2007 Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Проект ремонта Дома ветеранов сцены разрушен, СТД оказался в глупейшем положении», Наталия Каминская, «Культура», № 48, 7.12.2006 О мерах по сохранению и развитию Дома ветеранов сцены имени М. Г. Савиной, СТД РФ, 25.10.2006 Дом ветеранов сцены имени М. Г. Савиной. Историческая справка, СТД РФ, 25.10.2006 Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006 Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006 Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006 Председатель СТД Александр Калягин: «В погоне за зрителем театры начинают ставить жуткую дребедень», Марина Давыдова, «Известия», 6.09.2006 Александр Калягин: «Реформаторам мешает собственный народ», Наталия Каминская, «Культура», 25.05.2006 Звенящая струна театра, VIP-Premier, 25.05.2006 Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006 Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006 Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006 Заключительное слово А. Калягина к участникам II Всероссийского форума «Театр: время перемен», 16.05.2006 Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006 Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006 И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006 Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006 Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006 Александр Калягин: «Главное, глаза людей на сцене и в зале», Татьяна Семашко, Родная газета, 15.07.2005 За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005 Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005 Актер, режиссер Александр Калягин: «Калягина забудут, а театр останется», Ольга Егошина, Новые Известия, 16.06.2005 Александр Калягин: Русские театры в зарубежье должны жить, Дина Андреева, Труд, 27.05.2005 Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005 Поздравление от Давида Смелянского, Коммерсант, 25.05.2005 Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005 Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005 Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005 У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005 Обращение деятелей культуры к президенту Украины В. А. Ющенко, Александр Калягин, 5.04.2005 Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005 Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005 Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005 У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005 Вся Россия наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005 У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005 Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005 Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005 Главное событие сезона смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005 Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005 Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005 Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005 Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005 В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005 Калягин о театральной реформе: будет найден компромисс, РИА «Новости», 17.02.2005 Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005 Владимир Путин принял в Кремле делегацию театральных деятелей и директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, Радио «Свобода», 11.02.2005 Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005 Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005 Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005 «Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005 Письмо председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина, адресованное председателю правительства Российской федерации Михаилу Ефимовичу Фрадкову, Александр Калягин, Известия, 9.02.2005 Александр Калягин: «Театру уготован летальный исход», Артур Соломонов, Известия, 9.02.2005 Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005 Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005 Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005 Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005 Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005 Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005 Во Владикавказе заканчиваются гастроли труппы московского театра Et cetera под руководством Александра Калягина, Марина Бровкина, Российская газета, 12.01.2005 На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004 Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004 Выступление Александра Калягина на парламентских слушаниях, посвященных обсуждению законопроекта об Общественной палате, Александр Калягин, 15.12.2004 Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004 Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004 Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004 Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004 Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004 Когда слово золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004 Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004 На сцене театра имени Ивана Франко моноспекталь «Последняя запись Крэппа», Надежда Григорьева, podrobnosti.ua, 10.06.2004 Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004 Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004 С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004 Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004 Александру Калягину 63, Новые Известия, 25.05.2004 Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004 Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004 Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004 Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004 Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004 Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004 Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004 Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004 Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004 Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004 Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004 Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004 Ленты прошлого делают современный андеграунд очередными дублями (Отрывок), Лариса Малюкова, Новая газета, 9.02.2004 Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004 Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004 Сегодня завершается 8-й фестиваль архивных фильмов"Белые Столбы-2004 (Отрывок), www.kinokadr.ru, 30.01.2004 Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004 Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004 Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004 Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003 Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003 Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003 «Вальтер» Штирлица, чайник красноармейца Сухова и шляпа товарища Саахова ушли с молотка, Богдан Степовой, Известия, 23.12.2003 В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003 Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003 Александр Калягин: «На тусовки не хожу спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003 Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003 Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003 Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003 Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003 Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003 С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003 Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003 Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003 Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003 Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003 Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003 Александр Калягин: Вся прелесть в том, что мы не вечны, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.03.2003 За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003 Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003 Оглянуться и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003 Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002 Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002 Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002 Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002 Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002 Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002 «Ночь уже близка
», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002 Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002 Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002 Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002 Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002 Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002 Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002 Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002 Неоконченная пьеса для Александра Калягина, Время МН, 25.05.2002 Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002 БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002 Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002 Здравствуйте, я ваш
Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002 Россия в ремейке, или Театр прохиндеев, Общая газета, 24.04.2002 Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002 Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002 Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002 Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002 Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002 Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002 Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002 Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002 Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002 Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002 Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002 Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002 Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002 Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002 Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002 Александр Калягин: «Кривляние и ничегонеделанье моя стихия», Марина Тульская, Вечерние вести, 14.01.2002 Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002 День Лицедея, Экран и сцена, № 1718, 2002 Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002 Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о себе и актерской профессии, об Иннокентии Смоктуновском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о театре Et cetera и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин рассказывает про Олега Ефремова, раздел МХАТа, рождение театра Et cetera, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002 Александр Калягин о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002 Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002 Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002 Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001 Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001 Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001 ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001 ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001 Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001 V Шекспировский фестиваль. Купец из Москвы, Газета Выборча, 9.08.2001 ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК KORONA, Жечпосполита, 9.08.2001 СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001 НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001 ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001 Шейлок среди папок Korona, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001 Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001 Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001 Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001 Рекомендую Венецианского купца, 7.08.2001 АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001 ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001 Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001 «Слон в посудной лавке это грустно или смешно?», Ваш досуг, № 49, 2001 Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 56,, 2001 Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001 Слон в посудной лавке это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001 Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000 О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 3031, 08.2000 Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000 Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000 Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000 Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000 И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000 Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000 Они венецианцы, Общая газета, 27.04.2000 Они венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000 Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000 У кого чего болит, тот о том не говорит, Время MН, 26.04.2000 Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000 Это не сон, Сегодня, 25.04.2000 Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000 Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000 Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000 Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000 Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000 Все начиналось здесь
, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000 Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999 Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999 Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999 Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999 Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999 Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999 Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999 Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999 Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999 Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999 Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999 Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999 Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999 Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998 Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998 Артисты отправлены в нокаут, Культура, 17.09.1998 Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998 НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998 Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998 Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 , 1998 Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997 Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997 Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997 Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997 Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997 Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997 Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997 Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997 Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997 Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997 Неоконченная пьеса для Александра Калягина, Российская газета, 24.05.1997 Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, 6.11.1995 В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, 22.09.1995 Политикам не присуще владение словом, Сегодня, 2.08.1995 Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994 Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994 Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994 «Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993 Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992 Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, 1991 * * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986 Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986 Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984 Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, 16.07.1983 Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983 Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983 Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983 Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983 Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983 Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Главная роль, Советская культура, 4.07.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981 Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981 Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981 Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980 «Классика школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979 Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979 Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979 Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979 Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979 Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978 В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976 Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969 На сцене польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969 «Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968 Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968 «Стеклянный зверинец», 6.04.1968 Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968 Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967 Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967 Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967 Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967 Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966 «Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966 «Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966 Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966 В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965 Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965 Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965 Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965 Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН ., Наталия Колесова Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич |