Имена

Стая молодых набирает высоту?

Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
Наверно, найдется немало москвичей, которые знают, чем славен район Таганки. Для меня теперь Таганка знаменита своим театром. Театром, который вылупился из яйца в старом гнезде только прошлой осенью и прямо у нас на глазах быстрее быстрого, как живая птаха, оперился, раздвинул крылья и пошел ввысь. Одни в восторге от этого взлета, другие покачивают головами — было, мол, все это, штукарство, примитив. А любимовцы, знай себе, кувыркаются в небе, гомон на всю Москву!
Полный титул новой постановки Любимова «Десять дней, которые потрясли мир» — народное представление в двух частях, с пантомимой, цирком, буффонадой, стрельбой по мотивам книги Джона Рида". Интересно, правда? Вы разогнались в театр, чтобы весело провести вечер: пантомима, цирк, буффонада, стрельба — море удовольствий, и вдруг в дверях театра лицом к лицу сталкиваетесь с человеком с ружьем — красногвардеец проверяет, точно пропуска, билеты и накалывает их по-военному на штык… А затем вы входите в фойе, там уже, много зрителей, они толпятся перед группой и матросов и слушают их песни. Кругом плакаты, и на кумачах революционные надписи с ятями и твердыми знаками — и вы нежданно-негаданно оказываетесь на городской площади, в толпе, собравшейся на митинг.
Ребята с песнями ведут вас в зал, где полным-полно народа, шум, толкотня, но всем как-то от этого приятно и весело. А на голую сцену уже высыпала вся труппа — идут последние минуты тренажа. Четыре гитары и аккордеон непрестанно отбивают такт, в чеканных ритмах льется матросская песня, девушка в черном трико имитирует шаги по канату? На стояке висят носы и маски, мимо них снуют типы в цилиндрах.
Но вот на сцену размеренным шагом поднимаются три рослых бойца. Комедиантов как ветром сдуло. Бойцы вскидывают боевые винтовки, и грохочет залп. Вздрагивают стены и зрители; тут, оказывается, не только поют.

Залпом возвещено начало представления о десяти днях, которые потрясли мир. По ходу этого спектакля время от времени на противоположных стенах зрительного зала вспыхивает на экране ленинское лицо — то строгое, то саркастически улыбающееся, то открытое, доброе, с веселым прищуром глаз… И раздается ленинский голос (исполнитель М. Штраух) — сильный, страстный, когда обращен к бойцам революции, ироничный и гневный, когда речь заходит о врагах… Рождается необычайное чувство, будто он с нами в зрительном зале: он поверяет нам в литых формулах гениальной мысли значение того, что происходит на сцене, он посылает убийственные реплики в сумятицу политических споров и смеется вместе с нами, пустив меткое словцо в лицо предателя и говоруна?
Но в спектакле звучит не только ленинское слово, он весь, как мне кажется, вырос из того ощущения революции, которое заключено в знаменитых словах Владимира Ильича: «Революция — праздник угнетенных и эксплуатируемых… Мы окажемся изменниками и предателями революции, если мы не используем этой праздничной энергии масс и их революционного энтузиазма для беспощадной и беззаветной борьбы за прямой и решительный путь».
В самом восстании, в революционных боях трудового народа клокотала эта праздничная энергия масс, жило радостное сознание отвоеванной свободы, и, творя по ходу битвы свое незатейливое, но яркое и сильное искусство, массы насыщали его праздничной энергией и пролетарским энтузиазмом самой революции. Облик нового человека и его врагов раньше всего получил свое выражение в революционной поэзии, в плакате и в сценическом воплощении. Театр в силу своей публичности, массовости и конкретно-образной выразительности оказался искусством наиболее боевым и впечатляющим. Создавая обобщенный тип, исполнитель народной сцены должен был выразить или патетику положительных фигур, или отталкивающую, остро сатирическую сущность отрицательных персонажей. И он это делал, пользуясь не только драматическим текстом, — на помощь приходили все искусства, которые легко переплавлялись в театральные образы. На сцене оживала героическая символика и броская красочность плакатов, сюда полноправно входили и лозунг, и стих, породив ведущих, запевал, коллективную декламацию. 
В этих, быть может, примитивных формах таилась огромная сила будущего творчества, она дала себя знать в многоплановых драмах Маяковского, в пафосе и заостренности революционных композиций Мейерхольда, в монументальных зачинах трагедий Вишневского, в согласованном ритме слова и жеста многочисленных синеблузных коллективов.
Как некогда в древней Элладе мифология была почвой, на которой выросло великое античное искусство, так и новая историческая эпоха получила свое первичное художественное воплощение в образных видениях народа, которые и послужили предпосылкой для развития нового сценического стиля.

Но исчерпала ли себя эта мифология революционного творчества? «Нет!» — категорически заявляют Ю. Любимов и его товарищи. И напрасно наше искусство столькие годы не обращалось к этим живительным истокам в полном смысле слова современного творчества. Пойдите на спектакль, о котором я сейчас пишу, и посмотрите, что творится со зрителями, каким очистительным, бодрящим ветром одувает их со сцены, и вы (знаю по себе), прикоснувшись к юности рождающейся социалистической Республики, сами ощутите в своей душе и юность, и радость, и гордость.
…Эхо торжественного залпа еще гремит в воздухе, а на сцене в зареве горна видны силуэты кузнецов, из-под их молотов все выше и выше поднимаются языки пламени… И фигура девушки в красном уже заметалась по простору сцены и взвилась, чтобы в вихревых движениях — пантомимой — начать тему Восстания. 
Черные силуэты восставших — тоже в пантомиме — рвутся вперед и, сраженные, падают, и над каждым вспыхивает огненный язык: каждый павший — светильник Борьбы. Таков пролог спектакля с героической символикой, знакомой с первых лет Октября.
Такая же знакомая пластическая фигура — Пахарь, изгибами изнуренного тела передающий тяготу страшного, нечеловеческого труда, Сеятель — с безостановочными и бессильными замахами рук над голодным простором степи. И группа Калек, Слепых, Безруких — жертв войны, движущихся во мраке сцены на фоне черных фигур с широко распростертыми руками…
Пантомима многократно будет входить в действие и в своем драматическом аспекте, и в аспекте сатиры. Она всегда будет метафорой и потребует расшифровки, метко найденная, она будет прочтена легко и даже с восторгом. Ярок эпизод «отцы города», когда светом искусственно выхвачены только руки — большие, жадные, хваткие, нетерпеливые, но уже беспомощные руки бар. Или другая пантомимическая мизансцена — министры Временного правительства на своем последнем заседании сидят все в ряд на скамье, спиной к публике, и так низко склонили головы, что у них только спины, только шеи и никакого признака самой необходимой части тела для государственных голов.
Но эти пантомимические уклоны спектакля вовсе не уводят его от основного пути, а, напротив, утвердив свойственный пантомиме эстетический принцип лаконизма и экспрессии, требуют и от драматического действия таких же законов выразительности.
Но слияние различных форм происходит и обратным ходом, когда предельное напряжение чувств драматических партий как бы электризует, драматизирует пантомиму.

Когда пантомима и драматическое действие в единстве, образное воздействие спектакля особенно сильно. Сцена «Тюрьма». Сперва графическая символика — четыре руки углами локтей образуют квадраты тюремных окон, и через них видны лица заключенных. Затем — раскачивающиеся фигуры, и качается все здание тюрьмы, и по камерам в стремительных ритмах извивается красным пламенем тело девушки — вспыхнуло Восстание. И все это за густой завесой лучей (техническое новшество: оно превосходно применено режиссером и его помощниками — инженером-электриком К. Паньшиным и электроцехом во главе с О. Гордеевым), за световой оградой, которая делает происходящее как бы перенесенным в иной, легендарный, эпический мир. И вот из этого мира выходит навстречу Матери Сын. Два сильных луча, бьющих с пола, образуют прозрачную, но непроходимую стену, лица актеров точно обожжены пламенем света, видна каждая дрожащая мышца, глаза наполнены слезами… И точно взрыв долго копившихся сил, бурная сцена Цыгана — с плачем, гиканьем, воплями, с исступленным весельем и пламенной ненавистью к палачам… И снова покой, раздумье, гордое сознание бессмертия своего дела, бессмертия своих идей.
Скованное волей чувство-будь то гнев, будь то пафос — дает ощущение монументальности характеров даже тогда, когда персонажи не в самом действии, а как бы бродят по дорогам революционных битв, чтобы, когда нужно, учить уму-разуму и бодрить своими песнями. Так воспринимается четверка «ведущих». Они поют о народе и революции, ее героях и жертвах, и в их голосах — гнев и гордость, нежность и печаль… Эти мужественные парни — поэты революции и одновременно участники той труппы, которая разыгрывает сейчас героическое и эксцентрическое представление о десяти великих днях. Время от времени они сами вступают в действие и крошат врагов, а исполнители «вражеских» ролей, если им становится уж очень невмоготу, снимают с себя личину и, став в ряд с ведущими, чеканят ритмы их песни. Потому что хоть в пьесе и полным-полно всякой буржуйской нечисти, но все актеры — из того театра, который работает на общепролетарское дело.
Так на единой идеологической платформе оказываются все исполнители — и тот, кто играет коммунаров, и тот, кто покалывает капиталистов. Но единство рождается не только в момент, когда исполнитель маски выходит из роли. Цельность представления в том, что в спектакле установлена внутренняя связь между стилистикой героических и буффонных ролей.
Творцы революции сознательно и планомерно творят новый мир, а враги сметены революционным ветром, и их, безродных, болванчиками катает и носит по дорогам свободной страны. Они не люди, а куклы — злые, жадные куклы-истуканы в отвратительных масках с механическими движениями, с визгливыми голосами, но без ума и сердца. И эти куклы хотят владычествовать над людьми, а показывать их можно только ради потехи, как клоунов в цирке. Их множество, этих паяцев в спектакле Любимова — от трагикомического Пьеро, который превращает даже людское горе в пошлый романс, до самого «главковерха» Керенского, которого театр действительно (впервые в истории) делает главковерхом, заставляя его перед изумленной публикой вынырнуть из болота и со спины на спину обывателя подняться на вершину власти, на плечи господину в цилиндре и оттуда, приняв наполеоновскую позу, читать речь об устойчивости своего правительства. Керенский — Н. Губенко до чертиков талантлив, и, не возомни он себя спасителем России, он прославился бы как акробат или коверный, такие у него превосходные антраша — как он с лету делает балетный «шпагат» и грациозно упархивает со сцены, сотворив «ласточку». «Какой артист умирает!» — воскликнул на смертном ложе Нерон. «Какой клоун во мне погиб», — мог бы сказать Керенский-Губенко в самый патетический момент роли, когда он с высоты трибуны оголтело кричит, требуя — войны до победного конца. И с таким же азартом играют все остальные масочные персонажи, именно так достигается внутреннее право сатирических образов стать вровень с размахом и темпераментом обрисовки персонажей революционного плаката.

Режиссер сам готов смелой рукой рисовать эти плакаты — так в спектакле вводится театр теней, и перед нами проходит многообразная вереница всякого люда: «Тени прошлого», показанные именно как тени, трепещущие и бестелесные, и этой человеческой мелюзге противопоставлены гигантские фигуры бойцов. Гулливерами среди лиллипутов возвышаются они — несгибаемая сила, победившая революция. 
Театр предлагает и другой плакат, как бы рожденный революционной улицей, когда перепуганный обыватель под насмешливые окрики бойцов читает ленинские декреты и замирает с застывшей физиономией и с скосившимися от страха глазами, как тот блоковский «буржуй на перекрестке».
Символика пантомим и плакатов в этом спектакле неотрывна от живых страстей, характеров, быта. Этот реальный план действия, многократно заявлявший о себе с самого начала представления, по ходу развития становится все определеннее, красочнее. Театр как бы приближает нас от общего ощущения революции с ее героикой и борьбой к восприятию конкретных характеров, живых эпизодов, полных драматического напряжения и образного смысла. Так, в спектакле рядом стоят две сцены — «Логово контрреволюции» и «Окопы», сыгранные одинаково сильно и страстно. Только в «Логове» царят безысходное отчаяние, цинизм и животная злоба, и когда из этих низких страстей складываются мерные и жуткие ритмы латинской молитвы, то этот реквием звучит заупокойной мессой гибнущему миру… И рядом — взбаламученное море солдатского нетерпения, протеста, гнева и шквал радостных чувств; мир и земля — вот что несут большевистская партия и Ленин народу.
Этот победивший народ — уже реальная, уверенная в себе сила, не устрашающие «призраки коммунизма», а сама его реальность. Три бойца, мы видели их на гигантском плакате, теперь вышли на сцену и подсели на край большой скамьи с членами временного правительства. И начинается веселый аттракцион, в результате которого все «Временное» на полу, а настоящие хозяева — на скамье. Сидят и блаженно улыбаются под гром аплодисментов зрительного зала.
Живые лица народа все ближе и ближе, и ходоки к Ленину, пришедшие в столицу за правдой, уже сыграны с подкупающей простотой и психологической рельефностью. Представление как бы заканчивается и начинается самая жизнь. Новая и светлая. Жизнь, за которую боролся автор повествования Джон Рид. Его фигура мелькнула в начале действия и покорила нас сдержанной простотой и силой. И жаль, что в дальнейшем театр не нашел поводов ввести в действие этого замечательного участника и летописца Великой Октябрьской революции. Это определенно придало бы композиции спектакля большую компактность, которой порой ему недостает. Среди множества эпизодов подчас уходит на второй план звучание темы организующей, дисциплинирующей, направляющей стихийный взрыв народных масс партии большевиков. В укор театру можно было бы поставить и еще некоторые упущения — бытовую перегрузку ряда эпизодов второго акта, слишком обобщенное и торопливое решение финала, отдельные исполнительские промахи.

Итак на наших глазах возрожден тип зрелища, идущего к далеким традициям советского театра и необыкновенно живого, яркого, современного, заполненного революционным пафосом и творческим огнем. Имя создателя этого спектакля — легион. Весь театр. Мы не называли имен авторов текста — их множество. В программке только сочинителей песен названо семь. Мы не называли и актеров-исполнителей — ведь, кроме Губенко, все остальные играют по четыре-пять ролей, как их всех перечислишь, но зато с каким азартом все это делается и как, наверно, интересно Н. Хошанову (пять ролей), Г. Ронинсону (пять ролей), Л. Вейцлеру (три или четыре роли) и остальным чувствовать, что ты артист, что можешь быть и тем, и другим, и пятым, и десятым. И с каким удовлетворением, наверно, работают в спектакле ведущие — все время в действии, все время с публикой (А. Васильев, Б. Хмельницкий, В. Высоцкий, Б. Буткеев, Д. Щербаков). И как приятно актеру выйти в пантомиме, отработать ее точно, четко, красиво. А сколько возможностей для талантливых шуток, трюков, импровизаций, для клоунады, которой позавидует цирк, для пародий, которым позавидует эстрада, и рядом со всем этим — свободное вхождение в образ, радость внутренней правды и психологического общения с партнером. Спектакль создан легионом — всем театром. Он порожден единством духа. творческим товариществом, которое утверждено Любимовым ныне в труппе Московского театра драмы и комедии. 
Так пожелаем новых побед стае молодых с площади Таганки и никакого покоя. (Пусть никто в театре не подумает, что уже схватили жар-птицу, а теперь можно дергать из нее перья, один за другим спектакли-представления. Премьера показала, что молодые актеры хорошо размяли себе мышцы и что им как раз время испробовать силы в спектаклях других жанров, другой стилевой фактуры. Пожелаем же театру встреч с Шекспиром, Мольером, Гоголем и Салтыковым-Щедриным, встреч с Вишневским и теми молодыми драматургами, которые, я уверен, восхищенные последней работой Любимова, захотят писать для этого молодого, полного энергии коллектива.
Пресса
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
«Настоящих буйных мало…», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007
Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007
Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007
Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007
Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007
Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007
Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007
«Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007
Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007
Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007
«Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007
Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007
Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007
Самое важное, «Итоги», 12.02.2007
Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007
Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007
Подавлен — значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007
Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007
Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007
Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007
Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007
Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007
Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007
Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007
Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006
Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006
Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006
Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006
Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006
Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006
И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006
Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006
Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006
За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005
Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005
Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005
Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005
Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005
Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005
Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005
Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005
Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005
У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005
Вся Россия — наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005
У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005
Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005
Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005
Главное событие сезона — смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005
Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005
Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005
Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005
В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005
Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005
Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005
Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005
Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005
«Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005
Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005
Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005
Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005
На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004
Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004
Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004
Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004
Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004
Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004
Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004
Когда слово — золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004
Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004
Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004
С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004
Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004
Александру Калягину — 63, Новые Известия, 25.05.2004
Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004
Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003
Оглянуться — и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003
Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002
Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002
Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002
Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002
Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002
Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002
«Ночь уже близка…», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002
Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002
Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002
Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002
Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002
Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002
Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002
Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002
БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002
Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002
Здравствуйте, я ваш… Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002
Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002
Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002
День Лицедея, Экран и сцена, № 17—18, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002
Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о театре “Et cetera” и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001
Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001
ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК “KORONA”, Жечпосполита, 9.08.2001
СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001
НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001
Шейлок среди папок “Korona”, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001
Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001
Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001
АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001
ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001
Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001
Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 5—6,, 2001
Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001
Слон в посудной лавке — это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001
Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000
О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 30—31, 08.2000
Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000
Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000
Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000
Они — венецианцы, Общая газета, 27.04.2000
Они — венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000
Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000
Это не сон, Сегодня, 25.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000
Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000
Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000
Все начиналось здесь…, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000
Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999
Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999
Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999
Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999
Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999
Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998
Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998
Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998
НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998
Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998
Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 —, 1998
Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997
Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997
Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997
Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997
Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997
Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997
Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997
Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997
Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997
Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета