Имена

ДОКЛАД А. Калягина на открытии II Всероссийского форума «Театр: время перемен»

Уважаемые участники Форума!
Дорогие друзья, коллеги!

К Форуму мы подготовили Стенограмму Первого съезда сценических деятелей России, — вы все ее получили. Съезд проходил в 1897 году, то есть тогда, когда Всероссийское театральное общество только начинало свою работу. Можно страницами цитировать стенограмму, не ссылаясь на источник, и многие решат, что разговор идет о дне сегодняшнем. Это был съезд, подводивший итог кризисному десятилетию в истории русского театра — до открытия Московского Художественного театра оставался всего один год. Как это ни печально, но и сейчас, в год празднования 250-летия создания государственного театра в России, мы вынуждены признать, что отечественный театр находится в трагическом состоянии. 
Театральную общественность почти век назад волновал вопрос: «что же такое, в самом деле, с государственной точки зрения, театр, — коммерческое предприятие или стимул народного развития?». Этот вопрос и сейчас для нас основной — от ответа на него зависит все дальнейшее развитие театра России. Если мы согласимся с сегодняшним положением вещей, при котором театр отнесен к сфере обслуживания, когда его роль сведена до обеспечения досуга населению, то мы должны расстаться с идеей духовной миссии театра в России, и спокойно продолжить свое движение по пути коммерциализации театрального искусства, на который мы уже вступили. Но и мы, театральные деятели, и государственные мужи, должны понимать, что это тупиковый путь. Пока нет государственной политики в области культуры, мы не сдвинемся с мертвой точки. Среди национальных проектов нет проекта о культуре. В последнем послании Президента, ни разу не было упомянуто слово «культура», хотя были высказаны очень важные для страны позиции. Но, хочу напомнить, что специалисты говорили о демографическом кризисе еще десять лет назад, но только теперь, когда возникла критическая ситуация, мы, наконец, занялись этой проблемой. Я очень боюсь, что проблемами культуры, судьбой отечественного театра, по-настоящему власть начнет заниматься тоже спустя годы, а это нам грозит катастрофой. Поэтому я и называю состояние театрального дела в России трагическим. До революции театрами занималась Дирекция императорских театров, в советское время — Министерство культуры, а кто сегодня? Извините, но я вынужден признать, что только Союз театральных деятелей встал на защиту интересов театра. «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» — на мой взгляд, цинично обрисовал сегодня положение каждого российского театра один из преуспевающих наших театральных деятелей, то есть, он предлагал каждому театральному коллективу спасаться в одиночку, а кому не удастся — значит, так тому и быть. Но Союз театральных деятелей взял на себя труд вступить в диалог с властью, чтобы отстоять всю театральную Россию и заставил себя услышать.
1.
Что ждет театр завтра и что ждет тех, кто отдает театру свой талант? Или другими словами: какие правила позволят расцветать искусству сцены? Какие условия надо создать артистам, чтобы таланты не зарывали в землю?
Вопрос первый — как жить дальше театру? Последние пять лет для нас были особенно тяжелыми. Государство все больше усиливает экономическое давление на творчество. Казначейская система исполнения бюджета, тендеры и конкурсы, угроза бюджетозамещения ( когда у нас будут отнимать заработанные деньги) душат нас в жестких объятиях. Мы не можем свободно распоряжаться даже собственными доходами. Все это связывает творчество. Художественные откровения не возникают ведь в плановом порядке. Творческая жизнь театров угодила под колеса жестких финансовых правил, а это оказывается губительнее идеологической цензуры.
Набрала силу порочная практика, когда законы, мешающие творчеству, проходят с лету, а те, что призваны помочь нам, годами пылятся на полках.
Принят же новый закон о государственном заказе. Сегодня надо объявлять конкурс на постановку спектакля, а без этого нельзя заплатить режиссеру или художнику, которые этот спектакль придумали. Абсурд!
Мне бы хотелось понять, думают ли в Министерстве культуры о судьбе культуры, когда согласовывают такие проекты законов, или у них другие приоритеты.
Да, действительно — спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Поэтому мы активно выступили уже в 2003 году, когда Правительство объявило принципы реформ, касающихся и театра. Нас насторожило, что в первом варианте театрам предлагались две крайности: оставаться бюджетным учреждением с гарантированным бюджетным финансированием, но лишившись всяких хозяйственных прав и свобод, или приобрести хозяйственную самостоятельность, но лишиться гарантированного бюджетного финансирования. Ни тот, ни другой путь, безусловно, не были приемлемы для театров.
Сегодня мы можем с удовлетворением сказать, что во многом нашими усилиями вызывавшие наибольшее количество замечаний и нареканий проекты законов (помните, мы еще смеялись, произнося СГМНО, ГМАНО) сняты с обсуждения. Заслон плохому — тоже немалая победа, хотя хотелось бы добиться большего.
Особенную нашу тревогу вызывало то, что реформа готовилась за закрытыми дверями экономических ведомств без учета мнения специалистов, тех, кому в условиях реформы жить и работать. Мы, что называется, на ходу включали в защиту своих интересов институты гражданского общества — выступления в прессе, обращения и открытые письма к власти. Теперь нам помогает и более сильный инструмент — возможности Общественной палаты.
Больше всего сил мы затратили на работу с проектом закона «Об автономных учреждениях». Мы добивались включения формулировок, четко закрепляющих ответственность и обязанность государства. Мы добивались, чтобы учреждения культуры выбирали и согласовывали с учредителем, хотят они или не хотят иметь у себя наблюдательный совет. И что самое главное — имели право выбора правовой формы: оставаться бюджетными или становиться автономными.
Сегодня проект закона об автономных учреждениях рассматривается в Государственной Думе. В проекте есть безусловные достоинства: в нем заложено соединение гарантий бюджетного финансирования и свободы хозяйствования. Автономным учреждениям государственное имущество передается в оперативное управление, а то имущество, которое ими будет приобретаться на собственные средства, будет поступать в их распоряжение. И давление казначейства не будет висеть над автономным учреждением.
По нашему мнению закон об автономных учреждениях — это новый (последовательный!) шаг по раскрепощению театра в новых условиях. И мы - за этот закон однозначно!
Вместе с тем к законопроекту высказывается много замечаний. Проанализировав их, я понял, что за ними стоят не столько проблемы этого конкретного законопроекта, сколько вообще проблемы жизни культуры в нашей стране.
Ну, например. Многие опасаются, что учредитель, создав автономное учреждение, через какое-то время перестанет его финансировать. Эту опасность мы все понимаем. Но давайте честно себе ответим: а сегодня, до введения закона об автономном учреждении, такой проблемы нет?
Мы знаем примеры, когда учредители и сегодня сокращают финансирование бюджетных учреждений, в том числе, театров, ставя их на грань выживания. Но, если нам вместе удастся провести через Думу закон, в котором обязанности учредителя по финансированию созданных им учреждений будут прописаны более жестко — это я только приветствую.
Очень важно также, что обязанности учредителя и его ответственность были четко закреплены не только в законе, но и в сопутствующих постановлениях Правительства. Мы на эту тему ведем постоянные переговоры с Минэкономразвития, и нам кажется, нас слышат, и такие формулы будут найдены.
Второе опасение связано с тем, многие боятся потерять имущество. Но и сегодня учредитель бюджетного, а не автономного учреждения хочет — даст, хочет — отберет, и мы знаем такие примеры.
Для театра же, как я уже говорил, форма автономного учреждения удобна. По сути мы возвращаемся к правилам конца 80-х и начала 90-х годов, когда свобода не только творческой, но и хозяйственной деятельности помогла нам сохранить театры. Однако, хозяйственная свобода налагает особую ответственность на руководителей театра. Руководителю будут даны большие права в формировании трупп, в оплате труда. Нужно будет обдуманно решать, сколько потратить на новые постановки, сколько на зарплату, сколько на обновление оборудования. Стратегия развития театра будет в руках художественных руководителей, продюсеров, менеджеров. Профессия театрального менеджера, продюсера в таких условиях приобретает решающее значение, которого она никогда не имела в советские годы. Вопрос обучения, формирования нового класса театральных лидеров, способных озаботиться не только кошельком, но именно искусством театра и его уровнем, станет самым неотложным вопросом современного театра.
Решать судьбу каждого театра надо исходя из конкретных условий. В проекте закона об автономном учреждении сказано, что в течение первых двух лет организация сама определяет, переходить ей или не переходить в новую организационно-правовую форму.
Особо я хочу сказать то, о чем неоднократно уже говорил и на совещаниях, и публично в печати: категорически необходимо соблюдать пакетный принцип внесения и принятия законов об автономном учреждении и изменений в Бюджетный Кодекс. Недопустимо сначала пытаться лишить нас всех прав, а потом раздумывать — возвращать их или нет.
Я часто обсуждаю с коллегами эти проблемы и замечаю, что и в нашей среде настроение меняется волнами. В первый момент наступления казначейской системы, например, все стали требовать ускорить принятие закона об автономном учреждении. Потом попривыкли, научились работать с казначейством и задумались, а нужны ли нам эти резкие перемены. Теперь, как только стал вырисовываться призрак бюджетозамещения, все опять забеспокоились, стали громко вопрошать — а где же новые законы?
Я не хочу сделать всех горячими сторонниками перемен. Я твердо помню принцип Гиппократа — не навреди. Новые формы нужны для того, чтобы каждый театр с учетом его особых условий имел возможность свободного выбора. Вот почему важно услышать ваше мнение и действовать дальше, опираясь на это мнение. 
2.
Хорошие законы укрепят положение театра. Но силен-то театр талантами! Сегодня складывается ситуация, когда о бедном актере надо не то что «замолвить слово», а закричать о его катастрофическом положении. И это вторая тема нашего Форума.
В материалах о защите творческих работников театров, которые вложены в папки участников, приведена печальная статистика. Я бы хотел ее повторить вслух. Для нормальной работы, свободного выбора репертуара, всем государственным театрам страны надо почти 48000 артистов. Фактическое же количество артистов, работающих в государственных театрах, колеблется около 25000. Таким образом, потребность в артистах при существующих размерах сети обеспечена лишь на половину. Я говорю здесь о России. Из Москвы, может быть, это не всем видно.
В девяностые годы мы пережили процесс, беспрецедентный для истории отечественного театра — отток артистических сил. 
В актеры всегда шли по зову души. Измена актерской профессии была исключением из правил. Сегодня, при увеличившимся количестве учебных заведений, выпускающих актеров, число молодых специалистов, приходящих на работу в театры России, снижается.
Приведу один пример, не называя точного адреса. Присутствующий здесь известный режиссер, художественный руководитель академического провинциального театра, чтобы омолодить свою труппу, набрал курс совместно с театральной академией. Почти все выпускники были приняты в труппу. Через два года только два человека из выпуска остались в театре, остальные ушли в поисках достатка, лучшей жизни. Режиссер набрал новый курс.
Получается, что государство, экономя на актерской зарплате, разбазаривает свое богатство. Я много раз говорил и хочу повторить, на мой взгляд, очевидные истины: уход талантливого артиста из профессии или его творческая деятельность за пределами России — это потеря культурного достояния нации, и неэффективное расходование бюджетных средств.
Достойная оплата труда творческих работников — кардинальная проблема театральной жизни. Но не единственная проблема социальной защиты артистов. Поднимая эти проблемы, мы беспокоимся и о творческих людях, и о театрах, и о зрителе. Когда мне показывают статью в газете областного центра, где написано, что театр открывает сезон, а в его труппе всего 5 актеров и 25 актрис, я понимаю, что полноценный репертуар в этом театре невозможен, и пострадавшая сторона — местный зритель.
Для театров, в частности, важно иметь постоянную возможность искать «своего» актера, так же, как актеру искать «свой» театр. Даже репертуарный театр с постоянной труппой всегда нуждается в обновлении творческого состава. Миграция — природное состояние актерской профессии. 
Для того, чтобы театру обновлять труппу, приглашать нужного исполнителя, необходимо предложить достойный заработок, но этого недостаточно. Должна быть обеспечена бытовая сторона миграции.  Сегодня актер, удивительно соединяя психологию свободного художника и наемного работника, едет в театр служить искусству и служить на службе (простите за тавтологию), поэтому ждет квартиры и других социальных благ, связанных с постоянным местом жительства. Но никогда не сможет театр покупать по квартире каждому, кого пригласил на определенный срок. С другой стороны, театр должен обрастать принадлежащей ему, или находящейся в оперативном управлении, или арендованной на приемлемых условиях недвижимостью, с тем, чтобы иметь удобные гостиницы, квартиры, предоставляемые временно, комфортабельные общежития и т.д. Должна быть обеспечена материальная поддержка тех, кто временно не имеет работы и, может быть, не только в форме государственного пособия по безработице, но и в виде доплат от специальных фондов. Должна быть обеспечена достойная пенсия и система доплат из негосударственных пенсионных фондов.
Это не все, но основные проблемы социальной защиты творческих работников, которыми наш Союз занимается и будет заниматься постоянно. Мы это считаем важной частью нашей уставной деятельности и открыты для помощи и театрам, и представителям всех театральных профессий. 
Хороший пример — возникшая в недрах Союза Гильдия режиссеров России. Сегодня гильдия объединяет около 200 режиссеров, ее усилиями вновь заработали режиссерские лаборатории, разработан типовой договор режиссера — постановщика с театром, готовится Театральная Ассамблея Гильдии режиссеров, устанавливаются контакты с профессиональными объединениями режиссеров зарубежных стран.
Мы готовы помогать в решении корпоративных проблем и артистам, и менеджерам, и художникам СТД. Но мы не хотим превращаться в профсоюз, к чему нас некоторые призывают. Превратиться в профсоюз — значит разбиться на кланы, разойтись по разным ячейкам, так как профсоюз объединяет представителей одной профессии, а мы сильны объединением всех людей театра.
3.
Мы постоянно напоминаем государству об ответственности перед Театром, перед культурой. Но нельзя забывать, что ответственность взаимна. Поэтому стоит оглянуться вокруг с тем чувством, с которым умели посмотреть на страну наши классики. «Я взглянул окрест себя?». Мы любим говорить о наших проблемах, мы ждем помощи от государства, но что наш театр дает взамен? Понимаю, что тема трудная, опасная, что когда просишь денег или помощи, лучше не говорить на такие темы. Но я уверен, что мы должны об этом говорить, именно на таком форуме, в своей профессиональной среде.
В генетической памяти русского зрителя на долгие годы зафиксировано отношение к театру, как к «кафедре, с которой можно много сказать миру добра ?», если даже он не знает, кому принадлежит это высказывание. И даже сегодня, я убежден, люди приходят в театр, чтобы не просто развлечься — они собираются вместе, чтобы понять про себя, про свою жизнь, чтобы, сострадая другим, снять свою боль. Но их ожидания часто бывают обмануты.
Что мы играем, какую духовную пищу предлагаем зрителю в ситуации абсолютной репертуарной свободы, которую обрели двадцать лет тому назад? Где эти плоды свободы, как мы этой свободой воспользовались?
Цифры иногда объясняют ситуацию лучше, чем любые слова. В половине российских театров нет художественных руководителей, а там, где они есть, далеко не все обладают способностью вести дело.
Достаточно взглянуть на сводку репертуара наших драматических театров последних трех лет, увидеть, какие пьесы лидируют, какое количество публики их смотрит, чтобы сильно обеспокоиться состоянием театрального искусства. В течение нескольких лет репертуар страны определяют пьесы «Слишком женатый таксист» и «Номер 13». Их посмотрело рекордное количество зрителей, не идущее ни в какое сравнение с русской или мировой классикой. Понимаю, что люди хотят развлечения, понимаю, что так легче заполнить зал. Но, как точно сказал Товстоногов: «Театр, в котором только весело, — балаган». Тогда, что в таком случае являет собой система государственных театров и чем она отличается от чисто коммерческой антрепризы.
Я хочу процитировать Эфроса: «Между прочим, классики на сцене стало меньше, чем было раньше, а ведь она возвышает душу. Мы перешли на злободневные проблемы, а общечеловеческие оставляем в стороне. Из этого вытекает и определенная эстетика. Как сказал бы Треплев, удобопонятная в домашнем обиходе. Эстетика средств массовой коммуникации. Эта эстетика с телеэкрана перекочевывает в театр и утверждается в нем». Анатолий Васильевич увидел начало этого процесса и предупредил нас. А мы не услышали.
Сегодня наш театр перестает быть «нравственным учреждением» — и это не мое сиюминутное открытие, а констатация процесса, который уже набирает силу. И у нас осталось немного времени, чтобы его остановить, пока зритель еще верит в нас, а он верит в нас больше, чем мы себе сами.
Опасность сегодняшнего дня в том, что, подгоняемые инстинктом выживания, некоторые театры практикуют политику, смысл которой можно определить так: заработать любым способом. Чувство стыда потеряно. Чувство социальной ответственности не выходит в приоритеты.
Да и власть словно сама подталкивает театр к тому, чтобы он стал местом исключительно «увеселений и зрелищ». Но, если мы сами не призовем себя «остановиться, оглянуться», если не вернем себе имидж носителя нравственных ценностей, театр может оказаться в одном ряду с дискотеками, ночными клубами и варьете, и мы действительно рискуем потерять право на государственную поддержку.
Все, о чем я сказал, — это предмет обсуждения на Форуме. Мы просим вас сегодня высказаться по этим проблемам для того, чтобы наше мнение было услышано законодателями, исполнительной властью, и мы нашли и предложили вариант решения коренных проблем театрального дела.





Пресса
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
«Настоящих буйных мало…», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007
Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007
Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007
Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007
Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007
Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007
Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007
«Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007
Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007
Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007
«Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007
Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007
Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007
Самое важное, «Итоги», 12.02.2007
Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007
Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007
Подавлен — значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007
Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007
Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007
Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007
Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007
Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007
Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007
Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007
Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006
Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006
Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006
Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006
Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006
Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006
И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006
Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006
Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006
За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005
Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005
Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005
Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005
Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005
Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005
Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005
Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005
Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005
У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005
Вся Россия — наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005
У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005
Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005
Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005
Главное событие сезона — смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005
Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005
Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005
Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005
В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005
Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005
Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005
Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005
Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005
«Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005
Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005
Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005
Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005
На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004
Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004
Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004
Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004
Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004
Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004
Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004
Когда слово — золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004
Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004
Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004
С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004
Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004
Александру Калягину — 63, Новые Известия, 25.05.2004
Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004
Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003
Оглянуться — и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003
Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002
Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002
Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002
Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002
Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002
Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002
«Ночь уже близка…», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002
Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002
Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002
Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002
Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002
Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002
Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002
Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002
БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002
Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002
Здравствуйте, я ваш… Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002
Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002
Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002
День Лицедея, Экран и сцена, № 17—18, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002
Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о театре “Et cetera” и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001
Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001
ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК “KORONA”, Жечпосполита, 9.08.2001
СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001
НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001
Шейлок среди папок “Korona”, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001
Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001
Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001
АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001
ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001
Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001
Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 5—6,, 2001
Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001
Слон в посудной лавке — это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001
Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000
О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 30—31, 08.2000
Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000
Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000
Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000
Они — венецианцы, Общая газета, 27.04.2000
Они — венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000
Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000
Это не сон, Сегодня, 25.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000
Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000
Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000
Все начиналось здесь…, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000
Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999
Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999
Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999
Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999
Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999
Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998
Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998
Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998
НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998
Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998
Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 —, 1998
Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997
Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997
Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997
Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997
Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997
Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997
Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997
Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997
Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997
Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета