Имена | Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции»Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006 21 22 октября состоится V (XIX) съезд Союза театральных деятелей РФ. Одним из главных вопросов съезда будут выборы руководства СТД. Александр КАЛЯГИН руководит союзом 10 лет. По нашим сведениям, большинство региональных отделений СТД высказывается за то, чтобы Александр Александрович продолжил свою деятельность по руководству театральным сообществом. В сегодняшнем интервью А. Калягин рассказывает о нынешней ситуации в театральной России, говорит о своем видении перспектив СТД. По существу, мысли, высказываемые председателем СТД РФ в этом интервью, являются неким конспектом его предвыборной программы. Редакция приглашает всех, кого интересуют проблемы отечественного театрального сообщества, в оставшееся до съезда время принять участие в предвыборной дискуссии. До съезда осталось меньше месяца. Но пока неизвестны имена тех, кто претендует на пост председателя. Вы сами намерены идти на третий срок? Стали бы вы со мной разговаривать, если бы считали, что я складываю свои полномочия. У вас есть конкуренты? Надеюсь, что есть. Это естественно, что найдутся желающие возглавить СТД РФ. Я думаю, что быть председателем театрального союза престижно, что сегодня наша организация имеет высокий статус и авторитет в обществе. Поэтому думаю, что претенденты появятся. Еще не появились? Открыто нет. Называются какие-то имена, но пока публично никто не заявил о том, что собирается избираться на пост председателя. Никто не обнародовал своей программы действий. Быть может, она готовится, но я пока с ней не знаком. А у вас есть программа? Вы можете сформулировать, как раньше было принято называть, цели и задачи своего будущего правления? Цель одна, формулируется она просто, как и сто лет назад: «всестороннее содействие театральному делу в России». А задачи формулирует жизнь, и делает это ежечасно. Исходя из этих задач и строится наша программа. Никаких революционных концепций в ней не содержится. Сохраняются два главных направления деятельности социальная и творческая. Чтобы их развивать, нужен мощный экономический потенциал, поэтому делается все для создания этой экономической базы. Такая простая схема. А содержание? С чего начнем? Давайте с экономики, надо прояснить ситуацию с недвижимостью. Больше всего некоторых товарищей интересует все ли мы своровали или только частично. Рассказываю. От прежнего руководства мы получили большое наследство девять здравниц и четыре фабрики. Надо отдать должное Михаилу Александровичу Ульянову и его команде, что во времена, когда в стране все уходило с молотка, им удалось сохранить всю недвижимость союза. Честь и хвала им. Но надо и признать, что наследство мы получили в сильно расстроенном состоянии. В 1996 году, незадолго до съезда, в материалах Экспертизы финансового положения и хозяйственной деятельности СТД РФ, проведенной независимыми экономистами по заказу союза, содержали следующие рекомендации: оставить одну-две здравницы, а прочие продать. И предыдущая команда, и мы, пришедшие после, реализовывать такую радикальную стратегию не стали. Сегодня мы можем доложить: восемь из девяти здравниц существуют, действуют и очень, очень хорошо действуют. Девятая здравница это «Руза». Ее продали? Нет. И продавать не собираемся. Но отдыхать там невозможно, хотя бы по причине аварийного риска. Мы понимаем, что «Рузу» поднять в одиночку невозможно, для этого объективно нужны миллионы. Осенью 2003 года здравницу пришлось законсервировать и вынести вопрос о судьбе «Рузы» на секретариат. Мы решили, что союз должен при любых условиях остаться в составе собственников Дома отдыха «Руза», члены СТД должны иметь возможность отдыхать в этой здравнице. И на этих условиях мы искали инвестора. Но вложения в гостиничный бизнес на сотом километре от Москвы пока инвесторов не интересует. Такова ситуация сегодня. А другие здравницы пользуются спросом? Говорят, что в Турции можно отдохнуть и дешевле, и комфортнее? Ни одна здравница не пустует, в «горячие» периоды за путевки даже бьются. Хотя понятно, что в 70 80-е годы альтернативы поехать отдыхать в Турцию не было, а сейчас масса всякого рода предложений, и естественно, что мы сталкиваемся с жесточайшей конкуренцией. Но при этом сегодня все здравницы союза работают круглогодично, во что еще 5 лет назад верилось с трудом (вспомним: санаторий «Актер» работал от силы 4 5 месяцев в году, и работал соответственно, набирая в мае персонал из числа тех, кто маялся от безработицы). Но вопрос, кто в них отдыхает? Члены СТД РФ сегодня лишились льгот, вряд ли много артистов могут позволить себе дорогой отдых, скажем, в Сочи? Это не совсем так. Ежегодно, принимая бюджет, секретариат утверждает льготные цены на путевки для членов СТД. В последние годы разница между коммерческими и льготными ценами на путевки составляет 40 45 процентов в сочинский санаторий «Актер» и в ялтинский Дом творчества, 15 25 процентов в остальные здравницы. Назову цифры. В 2004 году мы предоставили членам союза льгот по путевкам (скидок) на 5,7 миллиона рублей, в 2005-м 7,3 миллиона рублей, в 2006-м 9,7 миллиона рублей. И это, не считая премиальных бесплатных путевок и дотаций региональным организациям, которые предпочитают брать льготы живыми деньгами. В среднем в 2004 году на каждого отдохнувшего члена СТД пришлось за счет дотаций союза по 5605 рублей, в 2005-м по 6955 рублей, в 2006-м 8402 рубля. В 2004 году максимальную скидку союз предоставил членам СТД РФ, отдохнувшим в санатории «Актер» (г.Сочи) 13420 рублей (в расчете на 1 путевку продолжительностью 21 день). В 2005-м каждый отдохнувший в Сочи получил скидку на 14721 рубль, а в 2006-м 16 296 рублей. Я думаю, что 16 тысяч рублей это немаленькая сумма. И я уверен, что и дальше мы будем увеличивать размеры скидок. Мы говорим о программе на следующие пять лет. Есть ли перспективный план развития здравниц? Сегодня мы находимся на стадии рабочего проектирования многофункциональных комплексов «Актер» в Сочи и Ялте, предусматривающих не столько увеличение количества номеров нормальной площади, сколько создание принципиально новых санаторно-курортных объектов XXI века. «Щелыково» и «Плес» за счет внутренних инвестиций стали полноценными пансионатами с лечением. В «Щелыкове» оборудована водолечебница, полностью реконструирована кухня, построены новые склады, морозильные камеры, в планах на 2006 2007 годы строительство плавательного бассейна. Есть все основания рассмотреть вопрос о развитии «Щелыкова» в полноценный санаторий. В то же время мы считаем необходимым в программу развития здравниц внести и новый проект. Создать сеть недорогих баз отдыха СТД в регионах, с тем чтобы дать возможность членам союза отдыхать недалеко от дома, не тратя дополнительного времени и денег на дорогу. Первым шагом в этом направлении должно стать рассмотрение секретариатом вопроса о строительстве базы отдыха на берегу Каспийского моря для региональных отделений Северного Кавказа. Сегодня зарезервирован земельный участок, имеется договоренность с республиканскими властями о помощи в создании инженерной инфраструктуры, разработана проектная документация. И этот вопрос союз имеет возможность решить за счет своего бюджета. Ну тогда последний скандальный вопрос Можете не продолжать, я уже знаю, про что пойдет речь. Говорят, что мы хотим продать Дом ветеранов сцены им. М. Г. Савиной в Петербурге, а ветеранов выселить. Отвечаю. Петербургский Дом ветеранов сцены возник в 1896 году по велению самого государя императора. Нуждающимся артистам была пожалована земля вместе со строениями, позже при деятельном участии Марии Гавриловны Савиной был выстроен двухэтажный каменный дом. И дальше дом достраивался, появлялись какие-то новые пристройки вплоть до 1967 года. Но после 1967 года серьезного ремонта здесь уже не было. Понятно, что сегодня мы имеем развалившееся здание. Для реконструкции, по экспертным оценкам, необходимо 100 миллионов рублей. Где их взять? У государства? Попробовали, я даже просил помощи у Президента РФ, который дал поручение министру экономического развития и торговли Г. Грефу. Но необходимым условием для получения инвестиции от государства стало преобразование в акционерное общество, поэтому мы от помощи государства отказались. Обратились с просьбой к Валентине Ивановне Матвиенко, она ответила, что источником поступления денежных средств должна стать реализация права на строительство жилого дома на части территории за счет средств частного инвестора, а Дом ветеранов им. М. Г. Савиной после реконструкции должен быть включен в состав городской собственности. Понятно, что мы решили сами найти инвестора и нашли его это ЗАО «Система Галс Северо-Запад». Уже заключен инвестиционный договор, по которому мы передаем инвестору часть земельного участка, а за это нам полностью восстанавливают Дом ветеранов сцены. И это будет лучший Дом ветеранов сцены. По этому вопросу работала специальная комиссия, обо всем информирован секретариат. Я уверен, что мы нашли наиболее оптимальный вариант для решения проблемы. Какие у вас еще скандальные вопросы? На посту председателя СТД вы стали рассуждать как государственный человек, а говорят, что раньше все, что было за пределами гримуборной, вас мало волновало Да, это правда. Признаюсь честно, когда мне Михаил Александрович Ульянов предложил возглавить союз, я был потрясен. «Какой почет, какая честь, думал я. Сам Михаил Александрович оказал доверие, в меня поверили коллеги » Но то, что кресло председателя предполагает огромный, тяжкий труд, про это я тогда не думал. И первое время мне казалось, что союз это такая налаженная структура, которая работает, как заведенный точный механизм и не нуждается ни в каких переменах. Но все оказалось намного сложнее. Нам досталось время масштабных изменений в обществе, изменений всего устройства жизни в стране, и естественно, что эти изменения коснулись и театра, и нашей организации, представляющей интересы всего театрального мира России. Надо было на ходу учиться мыслить новыми категориями, действовать в новой ситуации, и я учился. Доучились до серьезного общественного деятеля, такую борьбу развернули против реформ, столько шума наделали Вы напрасно иронизируете по поводу шума. Если бы мы сидели тихо и ждали сложа руки, что нам спустят сверху, то неизвестно, чем бы все это кончилось. Правильно, что мы вызвали в Москву представителей регионов, дали им слово, дали возможность высказать свою позицию. Мы проводили совещания, пресс-конференции, состоялся Второй Всероссийский форум «Театр: время перемен». Сделали все возможное, чтобы привлечь к себе внимание, и привлекли. Я благодарен журналистам, которые выплеснули все наши эмоции на страницы газет, на экраны телевизоров. Это подстегнуло власть, с которой мы общались на всех уровнях. Если бы не наша активность, то вряд ли была бы возможна работа с Министерством экономического развития и торговли, в результате которой были достигнуты некоторые компромиссы. Мы выступали на Парламентских слушаниях, в Государственной думе, встречались с губернаторами, представителями Администрации Президента РФ. И все это не для того, чтобы приостановить реформы вообще, а только те, которые могли принести вред системе российских театров. Ведь главное, что надо было сделать, добиться для театров свободы выбора. Кто-то хочет остаться на полном государственном обеспечении ради бога. Кто-то хочет стать частным театром пожалуйста. Сейчас возник частный театр Сергея Женовача так это прекрасно, что нашлись люди, которые поддержали его. Но как раз пример Женовача говорит о том, что талант все равно пробьется и без государственной поддержки. И да, и нет. Дай бог, чтобы этот театр имел долгую жизнь. Но у нас в стране пока нет серьезной альтернативы государственной системе поддержки искусства. Пока не принят закон о меценатстве, рассчитывать на долгосрочную благотворительность нельзя. В статье, опубликованной недавно в нашей газете, вы высказались примерно так: даже театр, в котором заглохла художественная жизнь, нельзя закрыть. У вас много оппонентов, которые считают, что театры надо закрывать, пусть их будет меньше, но таким образом повысится их материальное обеспечение и соответственно художественный уровень. Качество в искусстве не зависит от количества. Появится Моцарт или нет, не зависит от того, сколько в это время людей пишет музыку. Разве можно закрыть церковь по причине того, что в нее ходит мало прихожан? Предлагать закрывать театры могут только сытые люди, уверенные, что им лично ничего не угрожает. Я не считаю их своими личными оппонентами, они в оппозиции ко всему нашему театру. Но я хочу уточнить, цитируя, вы не досказали мою мысль, получилось, что я за то, чтобы плохие театры влачили свое жалкое существование бесконечно. Нет, я сказал другое: есть шанс, что в этот театр придет талантливый лидер и в нем начнется новая жизнь. А если его закрыть, то уже на этом месте театр никогда не возникнет. Поэтому я уверен, что надо сохранить имеющуюся сеть государственных театров. Театральное сообщество дружно, или почти дружно, выступило против реформирования театральной сферы. Сейчас в Государственной думе во втором чтении был принят Закон «Об автономных учреждениях». В том виде, в каком он принят, представляет ли он угрозу театру? Насколько учтены замечания театральных специалистов? Практически все наши предложения приняты. Для театра, выбравшего форму автономного учреждения, сохраняется государственное финансирование. Бремя содержания имущества остается за государством. Объем финансирования учреждения не зависит от его типа. Это означает, что при переходе из бюджетного учреждения в автономное нельзя будет сократить бюджетное финансирование. И что еще важно. Переход в автономное учреждение не рассматривается как реорганизация, поэтому ни ликвидации, ни изъятия имущества быть не может, а мы этого очень опасались. Следующий вопрос, который нас беспокоил, участие коллектива в принятии решения о своем преобразовании. И это тоже решено стопроцентно. Предложение о создании автономного учреждения готовится исключительно (!) по инициативе или с согласия существующего бюджетного учреждения. В проекте закона сохранены все права автономного учреждения самостоятельно распоряжаться заработанными средствами, открывать счета в коммерческих банках. Не будет необходимости ходить в казначейство, проводить эти бесконечные тендеры, торги, котировки. Это все хорошо, мы за это бились, и мы этого добились. Но, к сожалению, есть «но» Вы помните, что главной проблемой первого варианта закона был так называемый попечительский совет автономного учреждения в качестве органа управления. И тогда было, и сейчас для нас очевидно, что коллегиальный орган управления неприемлем для театра. Сама идея наблюдательного совета, который должен собираться раз в три месяца, готовить и принимать решения и т.д., абсурдна и очень скоро станет профанацией. Мы совместно с Минэкономикой и разработчиками Законопроекта нашли решение: внести в Основы законодательства о культуре специальный пункт, где записать: «Функции наблюдательного совета в организациях культуры могут передаваться учредителю». Поэтому мы настаивали на пакетном принципе внесения и рассмотрения двух законопроектов: «Об автономных учреждениях» и «О внесении изменений в действующее законодательство» (в том числе в Закон о культуре). Но Дума решила иначе. Поэтому мы ждем, чтобы был решен вопрос с наблюдательным советом. Надеюсь, что Дума просто в ближайшее время рассмотрит проект закона о внесении изменений в действующее законодательство в связи с принятием Закона «Об автономных учреждениях». То есть мы отвоевали все серьезные позиции, кроме одной. Мы будем продолжать работать. Отвоевывать следующие позиции? Я вообще должен сказать, хотим мы или не хотим, но без умения договариваться с властью мы сегодня не двинемся с места. И потому этот аспект деятельности остается одним из важных и в последующие пять лет. Так получилось, что программу на будущие пять лет я излагаю не в виде манифеста, тезисов или, не знаю, как еще принято это делать, а в беседе, поэтому прошу вас все ее важные пункты выделить жирным шрифтом, чтобы на них обратили внимание, может быть, кто-то захочет высказаться за или против. Вот, например этот пункт: Союз театральных деятелей России будет продолжать биться за внятную, обоснованную государственную политику в области театра. Необходим национальный проект по культуре. Мы будем методично озвучивать одну и ту же мысль в надежде, что ее когда-нибудь услышат цивилизованное демократическое государство не построить без культуры. Мы не теряем надежды, что в своем следующем Послании Президент страны в той же доверительной манере, как это было сейчас, скажет сакраментальную фразу: «А теперь поговорим о главном, о культуре». Идеологический кризис в обществе не преодолеть без развития культуры и, в частности, театра. Но развитие театра невозможно без решения проблем социальной защиты театральных работников. Достойная оплата труда творческих работников кардинальная проблема театральной жизни. Сегодня по стране у артистов оскорбительно низкие ставки, особенно в небольших городах, там, где нет возможности заработать на стороне сняться в рекламе или поработать на телевидении. Другая проблема миграция, непреложное условие актерской профессии, которую тоже необходимо решать. Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, огромное количество театров нуждается в театральных специалистах, с другой стороны, сейчас, когда институты не занимаются распределением своих выпускников, министерство не проводит кадровой политики и каждый театр, втянутый в рынок, вынужден сокращать свои штаты, возникла реальная угроза безработицы. Поэтому в этом году СТД РФ решил отнестись очень серьезно к проведению ежегодной Театральной биржи, попробовав соединить театры с безработными артистами. Судя по всему, социально-правовые вопросы для деятелей театра главные. Может быть, правы те, кто считает, что профсоюз сегодня нужнее творческого союза? Да, есть люди, которые так считают. Эту точку зрения недавно высказал Валерий Фокин в интервью «Независимой газете». После его выступления газета провела опрос некоторых деятелей театра по этому вопросу, в их числе оказался и я. Я не против профсоюза, но зачем ради организации профсоюза разрушать творческий союз, у которого и цели шире, и статус выше. Пожалуйста, создавайте профсоюз, мы готовы с ним взаимодействовать. Но мне странно, что Валерий Владимирович, который так много ездит по миру, не понимает, что принесет профсоюз в нашу творческую жизнь. Уважаемый Валерий Владимирович, вы лучше других должны понимать если профсоюз не станет очередной профанацией, то забудьте о творческих порывах, о семейных отношениях в театре. В 15.00 артисты уходят со сцены, и им глубоко наплевать, что вы не укладываетесь в график выпуска спектакля. Об авиньонской ситуации все помнят, но почему-то есть иллюзии, что у нас профсоюз не будет отстаивать свои права в такой жесткой форме. Очень точно сформулировал, почему надо сохранить творческий союз, Георгий Исаакян, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета. Он рассказал об инциденте в Челябинском театре оперы и балета, участником которого сам оказался. Оркестр решил объявить забастовку, и в день открытия юбилейного сезона театра музыканты отказались играть. Спектакль шел под аккомпанемент концертмейстера. Что в результате они выиграли? Ничего. Суд признал их забастовку незаконной. И Георгий из всей истории сделал очень правильный вывод. Методы пролетарских профсоюзов не подходят для деятелей театра. Можно чего-то добиться, только доказав, что мы - носители уникальных творческих профессий и потому заслуживаем другого к себе отношения. А доказать это можно только с позиции творческого союза, только от его имени. Сегодня СТД РФ обладает правом поддержать выдвижение того или иного деятеля театра на звание, премию или государственную награду, но не думаю, что таким правом будет обладать профсоюз. Я уверен, что даже многие социальные программы мы можем реализовывать благодаря своему статусу творческого союза. Возьмем проблему пенсионного обеспечения. Согласитесь, что нет более «кричащей» проблемы, чем обеспечение достойной старости тем, кто отдал жизнь сцене и оказался сегодня в тяжелом положении не по своей вине. Думаю, что никакому профсоюзу не удалось бы учредить Благотворительный фонд «Бенефис», который выплачивает полутора тысячам пенсионеров-москвичей, бывшим работникам театров, ежемесячно дополнительную пенсию уже почти десять лет. Пенсии устанавливаются пожизненно. По решению Секретариата СТД РФ, в 2002 году в пенсионный резерв направлены были средства (около 30 миллионов рублей) для установления дополнительных пенсий членам СТД, состоящим на учете в региональных отделениях. К сегодняшнему дню таких получателей (кроме Москвы) уже 800 человек: в Санкт-Петербурге 226, в Татарстане 54, в Нижнем Новгороде 30 и т.д. Конечно, проблемы есть. Но решать их нужно. Нами разработана Программа дополнительного пенсионного обеспечения работников театров Российской Федерации, которая предусматривает объединение усилий СТД РФ, Благотворительного фонда «Бенефис» и театров Российской Федерации. Допустим, статус СТД РФ дает больше возможностей и для диалога с властью, и для продвижения социальных программ, а как напрямую союз оправдывает свое определение «творческий», что он делает для развития искусства театра? В чем заключается творческая помощь? Кому она нужна? Разрабатывая стратегию, в том числе и творческой деятельности, мы определили для себя ее главный принцип здоровый консерватизм в сочетании с умением современно мыслить и адаптироваться к новым условиям. Как я уже говорил, мы выбираем ориентиры в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами. Ну, например, одна из важнейших составляющих современной театральной жизни страны это фестивали. И сегодня практически нет в стране фестиваля, который бы проходил без участия СТД РФ. Составлена полная карта всего фестивального движения России. Информацию о концепции каждого российского театрального фестиваля, о его программе, сроках и месте проведения можно узнать на сайте СТД РФ. Дальше. Что в наш век ценится превыше всего? Информация. Мы приняли решение на базе Центральной научной библиотеки СТД РФ создать новое подразделение Информационно-аналитический центр, который будет приглашать экспертов, заказывать социологические исследования, выпускать материалы по всем проблемам театрального дела. В последнее время мы все время говорим о кризисе репертуарного театра, но где исследование, которое бы обобщило опыт последних лет? Его нет. Наши разрозненные знания о том, что сегодня происходит в театральной России, надо систематизировать, и этим займется центр. Говорят, что СТД сегодня проводит меньше лабораторий, семинаров, мастер-классов? Вот это неправда. Кому не лень пусть возьмет на себя труд и посчитает в буклете, который мы выпускаем к съезду, все они расписаны: кто вел ту или иную лабораторию, где и когда она проходила. Их стало вдвое больше, говорю ответственно. И ведь здорово, что, например, с режиссерами занимались Додин, Васильев, Шапиро Необходимость в таких уроках мастерства не уменьшается, а только растет. Причем в «ученики» сейчас готовы записаться не только артисты. Уверен, что очень много вопросов накопилось у руководителей театров. Как приноровиться к рынку? Какую организационно-правовую форму выбрать: сохраниться как бюджетное учреждение или уйти в автономное? Это надо решать сейчас и незамедлительно. Поэтому в ближайшее время мы проведем семинар по менеджменту с привлечением и западных специалистов, которые бы рассказали о своем опыте существования театра в условиях рынка. Мы никогда раньше не проводили семинаров для художников по свету и звукорежиссеров, но сейчас они ой как нужны. На своем опыте знаю сейчас у нас в театре современное оборудование, но очень мало специалистов, которые умеют им пользоваться. Будем проводить для них семинары с участием фирм-производителей. Чем еще можете похвастаться? Создали под эгидой СТД РФ Гильдию режиссеров России, решение об этом было принято на Всероссийской режиссерской конференции. Помогаем профессиональным театральным изданиям, являемся учредителем журналов «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Балтийские сезоны», «Сцена», «Страстной бульвар, 10», «Сюжеты». Помогаем и тем изданиям, которые не учреждали, в частности, журналам «Театральная жизнь», «Планета красота». Рассчитываем мы и на развитие нашего нового журнала «Иные берега», который, надеемся, будет востребован не только в странах СНГ и Балтии, но и здесь, в России. Этот журнал выпускает Центр поддержки русских театров за рубежом? Да, это культурологический журнал, в котором театр подан в контексте русской культуры за рубежом. Что ж, Центр поддержки тоже повод для гордости. Он возник по инициативе СТД РФ в 2004 году для поддержки и возрождения русского театра в странах СНГ и Балтии. Сегодня в странах ближнего зарубежья существует около 80 активно действующих русскоязычных театров; и все они считают своими главными проблемами оторванность от русской культуры, отсутствие информации и недостаток живого общения. Центр работает под патронатом Президента России, по-моему, успешно. Даже молодежь, которая, казалось бы, не жила в стране, где принцип дружбы народов был один из главных, с огромной благодарностью относится к нашей работе. А как относится к деятельности союза наша российская молодежь? По-прежнему средний возраст членов СТД за 50? Это больной вопрос, хотя к этому съезду наш союз помолодел на пять лет, что приятно. Сейчас в аппарате СТД появились очень симпатичные молодые люди, может быть, они приведут с собой свое поколение. Я хочу объяснить, почему меня волнует проблема молодежи. Сейчас необходимо, чтобы произошла, условно говоря, смена театральной элиты. Нам нужно суметь вовлечь молодых в управление театральной жизнью страны для того, чтобы объединить поколения, восстановить «связь времен». Их понимание перспектив театрального развития объединить с нашим опытом, с нашей верностью традициям. Очень важно услышать друг друга. Для этого сначала надо, чтобы они пришли к нам. В этом смысле очень хорошо, что нам удалось завершить строительство Театрального центра. Собственно говоря, Театральный центр СТД РФ «На Страстном» работает в основном и для молодежи, и с молодежью, и меня мало волнует, что эту площадку, ставшую для них своей, они пока не связывают с СТД РФ. Поддержка молодой режиссуры, новых, складывающихся еще в стенах alma mater команд, предоставление им возможности работать и выпускать спектакли на сцене Театрального центра одно из важных направлений его работы. Фестиваль студенческих и постдипломных спектаклей «Твой Шанс», существующий уже несколько лет, продолжает развиваться, перешагнув пределы Москвы и России. Осуществляется проект «Золотая лекция»: это цикл публичных лекций, выступлений и творческих встреч ведущих деятелей театра и культуры, предназначенный для всех. Лекции бесплатные, они доступны и профессионалам, и студентам. К концу сезона 2006/2007 года проведем крупномасштабный проект под названием «Летняя театральная школа». Школа должна собрать молодых людей со всей России, будут проходить мастер-классы по всем театральным профессиям от гримеров до администраторов и директоров театров. К 50-летию проходившего в Москве Фестиваля молодежи и студентов есть идея на базе «Твоего Шанса» в 2008 году провести Всемирный театральный фестиваль молодежи и студентов. Неужели своими силами вы сумеете одолеть такую масштабную не только культурную, но и политическую акцию? Как бы парадоксально это ни звучало, но такой фестиваль провести легче, чем, например, собрать вместе на 2 3 дня несколько ведущих театральных деятелей, всего человек 5, не больше, чтобы сообща сформулировать программу по развитию театрального дела. Можно назвать ее антикризисной, можно никак не называть, но определить проблемы и продумать пути их решения хотелось бы. Но вот эта идея, я вам скажу, оказалась более утопической, чем провести самый масштабный фестиваль. Мы хотели такую встречу провести еще весной, но один наш мэтр ставит за границей, другой выпускает спектакль в своем театре, третий преподает в Европе и т.д. Я вам скажу честно, что сегодня самое сложное. Можно провести множество самых разных фестивалей, включая и всемирные, можно выпустить еще несколько международных сборников о театральной жизни России, можно выстроить даже новые дома отдыха. Но очень сложно сегодня восстановить атмосферу прежнего ВТО. Я прочитал книжечку, выпущенную в 1991 году, в которой были представлены итоги опроса членов СТД. Меня тронуло одно высказывание: «ВТО был ближе к человеку, СТД же решает глобальные проблемы » И как тут быть? Как стать ближе к каждому члену своей организации? Как сделать так, чтобы снова, как и в былые времена, сюда заглядывали, и не только для того, чтобы попросить денег зубы полечить, а чтобы поделиться сокровенным, о том, что мучает в творчестве, в жизни? Если бы не возглавляли союз, много бы сами сюда заглядывали? Не знаю. Наверное, нет. Но уже десять лет я в союзе это большой срок. Признаюсь, что меня здесь воспитали. Странно, я пришел в союз, будучи художественным руководителем театра, уже имел театр на Арбате, но по-настоящему чувству ответственности я научился здесь. Я понимаю, что вызову смех, в наше время не принято признаваться в таких вещах, тем не менее в союзе я стал гражданином своей страны, у меня болит душа за все, что здесь происходит. Я верю, что в России будет достойная жизнь, когда культура займет то место, которое она должна занимать, и я буду за это биться. И Общественная палата возникла в моей жизни, потому что я прошел школу Союза театральных деятелей России. Вы уверены в своей победе? Мне не хочется отвечать на этот вопрос. Если я отвечу да, то вы сочтете меня самонадеянным, если скажу нет, то буду выглядеть идиотом, ибо зачем я тогда участвую в выборах. Есть дело, которое я понимаю, как надо делать, поэтому, если меня выберут, буду продолжать эту работу. Пресса О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020 Александр Калягин: «Ефремов мог сыграть абсолютно всё», Театрал, 1.10.2017 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012 «Настоящих буйных мало
», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007 Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007 Thrills, Farce and Dramatic Coups / Сенсации, фарсы и драматические перевороты, Джон Фридман, The Moscow Times, 27.07.2007 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Нет режиссера в своем отечестве», Александр Калягин, Культура, 21.06.2007 Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007 Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007 Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007 Известному актеру Александру Калягину исполняется 65 лет, РИА Новости, 25.05.2007 Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007 Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007 Александра Калягина чуть не отчислили за профнепригодность, РИА Новости, 25.05.2007 Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007 «Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007 Калягин: сохранение самобытных ценностей ключ к решению проблем, РИА Новости, 26.04.2007 Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007 Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007 «Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007 Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007 Письмо А. Калягина к юбилею театра «Школа драматического искусства», Александр Калягин, 26.02.2007 Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007 Самое важное, «Итоги», 12.02.2007 Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007 Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007 Подавлен значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007 Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007 Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007 Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007 Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007 Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007 Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007 Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007 На встрече с актерами Калягин прослезился, ИТАР-ТАСС, 23.01.2007 Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Проект ремонта Дома ветеранов сцены разрушен, СТД оказался в глупейшем положении», Наталия Каминская, «Культура», № 48, 7.12.2006 О мерах по сохранению и развитию Дома ветеранов сцены имени М. Г. Савиной, СТД РФ, 25.10.2006 Дом ветеранов сцены имени М. Г. Савиной. Историческая справка, СТД РФ, 25.10.2006 Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006 Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006 Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006 Председатель СТД Александр Калягин: «В погоне за зрителем театры начинают ставить жуткую дребедень», Марина Давыдова, «Известия», 6.09.2006 Александр Калягин: «Реформаторам мешает собственный народ», Наталия Каминская, «Культура», 25.05.2006 Звенящая струна театра, VIP-Premier, 25.05.2006 Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006 Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006 Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006 Заключительное слово А. Калягина к участникам II Всероссийского форума «Театр: время перемен», 16.05.2006 Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006 Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006 И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006 Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006 Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006 Александр Калягин: «Главное, глаза людей на сцене и в зале», Татьяна Семашко, Родная газета, 15.07.2005 За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005 Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005 Актер, режиссер Александр Калягин: «Калягина забудут, а театр останется», Ольга Егошина, Новые Известия, 16.06.2005 Александр Калягин: Русские театры в зарубежье должны жить, Дина Андреева, Труд, 27.05.2005 Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005 Поздравление от Давида Смелянского, Коммерсант, 25.05.2005 Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005 Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005 Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005 У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005 Обращение деятелей культуры к президенту Украины В. А. Ющенко, Александр Калягин, 5.04.2005 Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005 Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005 Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005 У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005 Вся Россия наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005 У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005 Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005 Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005 Главное событие сезона смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005 Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005 Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005 Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005 Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005 В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005 Калягин о театральной реформе: будет найден компромисс, РИА «Новости», 17.02.2005 Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005 Владимир Путин принял в Кремле делегацию театральных деятелей и директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, Радио «Свобода», 11.02.2005 Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005 Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005 Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005 «Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005 Письмо председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина, адресованное председателю правительства Российской федерации Михаилу Ефимовичу Фрадкову, Александр Калягин, Известия, 9.02.2005 Александр Калягин: «Театру уготован летальный исход», Артур Соломонов, Известия, 9.02.2005 Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005 Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005 Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005 Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005 Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005 Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005 Во Владикавказе заканчиваются гастроли труппы московского театра Et cetera под руководством Александра Калягина, Марина Бровкина, Российская газета, 12.01.2005 На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004 Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004 Выступление Александра Калягина на парламентских слушаниях, посвященных обсуждению законопроекта об Общественной палате, Александр Калягин, 15.12.2004 Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004 Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004 Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004 Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004 Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004 Когда слово золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004 Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004 На сцене театра имени Ивана Франко моноспекталь «Последняя запись Крэппа», Надежда Григорьева, podrobnosti.ua, 10.06.2004 Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004 Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004 С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004 Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004 Александру Калягину 63, Новые Известия, 25.05.2004 Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004 Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004 Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004 Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004 Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004 Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004 Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004 Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004 Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004 Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004 Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004 Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004 Ленты прошлого делают современный андеграунд очередными дублями (Отрывок), Лариса Малюкова, Новая газета, 9.02.2004 Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004 Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004 Сегодня завершается 8-й фестиваль архивных фильмов"Белые Столбы-2004 (Отрывок), www.kinokadr.ru, 30.01.2004 Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004 Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004 Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004 Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003 Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003 Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003 «Вальтер» Штирлица, чайник красноармейца Сухова и шляпа товарища Саахова ушли с молотка, Богдан Степовой, Известия, 23.12.2003 В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003 Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003 Александр Калягин: «На тусовки не хожу спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003 Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003 Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003 Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003 Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003 Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003 С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003 Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003 Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003 Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003 Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003 Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003 Александр Калягин: Вся прелесть в том, что мы не вечны, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.03.2003 За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003 Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003 Оглянуться и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003 Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002 Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002 Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002 Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002 Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002 Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002 «Ночь уже близка
», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002 Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002 Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002 Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002 Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002 Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002 Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002 Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002 Неоконченная пьеса для Александра Калягина, Время МН, 25.05.2002 Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002 БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002 Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002 Здравствуйте, я ваш
Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002 Россия в ремейке, или Театр прохиндеев, Общая газета, 24.04.2002 Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002 Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002 Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002 Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002 Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002 Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002 Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002 Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002 Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002 Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002 Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002 Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002 Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002 Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002 Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002 Александр Калягин: «Кривляние и ничегонеделанье моя стихия», Марина Тульская, Вечерние вести, 14.01.2002 Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002 День Лицедея, Экран и сцена, № 1718, 2002 Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002 Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о себе и актерской профессии, об Иннокентии Смоктуновском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о театре Et cetera и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин рассказывает про Олега Ефремова, раздел МХАТа, рождение театра Et cetera, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002 Александр Калягин о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002 Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002 Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002 Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001 Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001 Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001 ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001 ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001 Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001 V Шекспировский фестиваль. Купец из Москвы, Газета Выборча, 9.08.2001 ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК KORONA, Жечпосполита, 9.08.2001 СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001 НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001 ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001 Шейлок среди папок Korona, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001 Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001 Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001 Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001 Рекомендую Венецианского купца, 7.08.2001 АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001 ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001 Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001 «Слон в посудной лавке это грустно или смешно?», Ваш досуг, № 49, 2001 Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 56,, 2001 Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001 Слон в посудной лавке это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001 Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000 О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 3031, 08.2000 Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000 Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000 Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000 Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000 И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000 Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000 Они венецианцы, Общая газета, 27.04.2000 Они венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000 Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000 У кого чего болит, тот о том не говорит, Время MН, 26.04.2000 Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000 Это не сон, Сегодня, 25.04.2000 Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000 Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000 Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000 Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000 Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000 Все начиналось здесь
, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000 Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999 Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999 Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999 Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999 Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999 Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999 Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999 Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999 Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999 Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999 Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999 Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999 Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999 Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998 Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998 Артисты отправлены в нокаут, Культура, 17.09.1998 Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998 НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998 Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998 Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 , 1998 Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997 Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997 Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997 Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997 Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997 Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997 Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997 Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997 Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997 Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997 Неоконченная пьеса для Александра Калягина, Российская газета, 24.05.1997 Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, 6.11.1995 В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, 22.09.1995 Политикам не присуще владение словом, Сегодня, 2.08.1995 Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994 Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994 Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994 «Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993 Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992 Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, 1991 * * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986 Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986 Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984 Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, 16.07.1983 Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983 Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983 Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983 Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983 Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983 Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Главная роль, Советская культура, 4.07.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981 Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981 Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981 Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980 «Классика школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979 Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979 Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979 Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979 Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979 Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978 В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976 Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969 На сцене польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969 «Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968 Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968 «Стеклянный зверинец», 6.04.1968 Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968 Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967 Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967 Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967 Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967 Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966 «Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966 «Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966 Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966 В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965 Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965 Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965 Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965 Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН ., Наталия Колесова Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич |