Имена | Если бы житьВера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 ПРИЗНАЮСЬ: ничего подобного от режиссера Олега Ефремова в новых его «Трех сестрах» я, Ефремова зная всю жизнь, не ожидала. Такой безбытности, внебытности. Такого напряженного, нервного, почти без пауз движения на сцене. Такой красоты, нескрываемого эстетизма.Красота (художник Валерий Левенталь) внизу, где на кругу поворачивается, замирает по диагонали, оставляя пространство и плоскость свободными, стена установка; единая на весь спектакль, белая, с белыми колоннами, «экстерьер»; с белыми обоями, белым под скатертью столом, белым букетом весенних цветов, когда она «интерьер» прозоровского дома. Красота наверху, на плоскостях панно гигантского, развернутого на зал каре, в плетеньи и тонкости березовых стволов и ветвей, просвеченных то белым в масленичный вечер, то алым в ночь пожара, то ржавым осеннего умирания в последнем акте. Живые вертикали Не звуки живой жизни человечьих голосов, смеха, птичьего щебета на майских именинах Ирины начинают спектакль, а глухой и мрачный, опадающий в рокотание раскат грома. И ясный утренний свет зажжется не сразу. Сначала будет пустота, гулкость, сумеречность пространства. Из глубины его непринужденно, неторопливо двинется на нас, к нам группа людей, красивая группа в свободе, изяществе, непринужденности шага. Герои ефремовского спектакля мало сидят, остаются в неподвижности. Чаще двигаются, меряют плоскость сцены свободным и дерзким шагом, как высокая, статная, прямая Маша (Елена Майорова), изливая в движении неудовольство, усталостью подавляя отчаянье; они выносятся, выбегают на сцену, радуясь или в смертельной тревоге, как совершенно добрый Кулыгин (Андрей Мягков); кружат, смеясь над собой, благоговея перед объектом безответной любви, как Тузенбах (Виктор Гвоздицкий). Ирина (Полина Медведева) присядет на мгновенье на круглый, от рояля, табурет и тут же начнет вертеться на нем, замашет легкими рукавами-крыльями. В живых вертикалях ефремовской композиции кратких мгновениях неподвижности, замирания персонажей возле стены, в изматывающей и тайной потребности движения шага, танца, бега, верчения чувствуется неукорененность, непрочность связей со сложившимся порядком жизни и друг с другом. За столом время от времени пьют чай или малиновую наливку. На рояле играют. Прелестным букетом любуются. И смотрит со стены портрет красивого мужчины отца-генерала. Но у Ефремова герои слишком быстро покидают и этот стол, и этот дом, и этот рояль, не доиграв, не допив, не досидев. Беспокойство внутренний нерв спектакля. Громада сумеречного пространства-мира манит. Милые сестры как бы «на отлете» с первых мгновений. Они уже не здесь в отстранении, незамечании своего солнечного и теплого дома. Это Вершинин (Станислав Любшин) видит его красоту и восхищается ею. И мы - из зала отдаем должное гармонии прозоровского дома-гнезда. Сестры и брат (который проиграет дом в карты) не замечают, стремятся прочь, еще до вторжения розовой, пухленькой, золотистой, мягкой, как моллюск, Наташи (Наталья Егорова). Кирпичный завод Стремятся прочь оттого, что Москва манит. .. Потом кирпичный завод зовет. Словно впервые слышим мы скучнейшее это словосочетание в спектакле Ефремова. Почему кирпичный? Зачем именно кирпичный? Новая степень нервного напряжения с первых же слов и действий. У одних взвинченность, у других тревога, у третьих полная, мертвая погашенность. Так ровно, бесстрастно звучит вводная (давно уже легендарная) фраза Ольги (Ольга Барнет): «Отец умер ровно год назад » Ирина Медведева жизнерадостна, но как бы из последних сил, так она нервно звонка, надрывно восторженна прелестна хрупкой прелестью, большеглазая, кудрявая, с профилем гадкого утенка, обещающая лебединую стать. Маша Майорова «блестящая» женщина и «дитя полка», очарованная старым русским офицерством, больше всех в движении, в изматывающих проходах, резких поворотах на досках сцены, так что взвивается ее платье лунных тонов. Подавленный крик, истерика подступает к горлу. А в финале надрыв, фантастический «балет» расставанья, когда Маша переламывается в поясе, падает на колени, волочится по земле, держит Вершинина тонкими руками. Самопринуждение, самовеселение чувствуется в шуточках Тузенбаха Гвоздицкого. И не самодовольство, не пошлость, а горестная попытка уговорить себя в рефрене Кулыгина Мягкова: «Я доволен. Я доволен » Сочинение режиссера Раньше режиссер никогда так не заботился о зримом и производимом впечатлении. Теперь он его не только строит, приводит, как и положено, к завершению. Он его вдохновенно сочиняет. Так от начала и до конца придумано режиссером бессловесное свидание юной горничной с денщиком-солдатом возле взаправдашнего костра под большим масленичным чучелом из соломы. Сколько здесь зимнего настроения, воздуха, русскости! И плавный выход в ночи, в морозной завороженности Маши и Вершинина сочинен. Поворачивается белая диагональ стены. Медленно идут они. Ритм идущих вторит ритму кружения в темноте. И все полно значения. Мертво, слюдяно вспыхивающий в стеклах зимний свет. И сверкание, и снежная бледность прекрасного машиного лица. Красота связует, пронизывает живое и неживое в ефремовском спектакле. В гипертрофизме ее, в особой остроте чувствования ее - точный адрес времени: рубежных, пророчащих катастрофу 1900-х. Когда красоту чтили, возносили ее на пьедестал, уповали на спасение ею. Но как хрупка, подвержена разрушению оказалась эта красота. И в музыке сопровождения нет утешения и опоры. Сплошь Скрябин голос наступающего века. Водопады и каскады, их прозрачность и призрачность, мука их диссонансов. В финале, превращенная в марш чебутыкинская «Та-ра-ра-бум-бия!» мрачная, ухающая насмешничает над человеческим самообольщением. Без любви Он почти безлюбый, более безлюбый, чем у Чехова, спектакль Ефремова. Все ждут любви, избранника, избранницу. Маша, обессилев в ожидании, снова, как в юности с Кулыгиным, торопится пожалев, одарив вольным и произвольным своим выбором милого, но такого ординарного Вершинина Любшина. (Майорова играет «любовь» в одиночку). Андрей прожил краткую фазу чувственной любви и навсегда получил к ней отвращение. Соленый (Алексей Жарков) не любит, лишь утоляет комплексы, требуя недоступного, коряво и жестко, как бы с чужого голоса, произносит слова любви. Любит Кулыгин живет в смертельной тревоге потерять «славную свою Машу», свой маленький «рай». В спектакле Ефремова он сестрам одноприроден. Несет свой крест и верует. Не унижение, а безбрежная доброта его заставляет нас трепетать в финале. И у Тузенбаха балетно-скользящего, демонстративно-несерьезного, за полчаса до смерти, тихий и нежный разговор любви с не отзывающейся возлюбленной; пронзительный и, наконец, мужской крик «Ирина!» А так как слова о счастьи «через 200-300 лет» отданы к философии не склонному Вершинину Любшину «подполковнику» и только; а слова о близкой и возможной радости изящному шутнику Тузенбаху, то и это важнейшее у Чехова звучание как бы растворяется, становится «рядовым» разговором. Намеренно или невольно, но эффект отсутствия любви, мечты о будущем в спектакле Ефремова дает свой результат. «Неудачная жизнь», со страстью и отчаяньем говорит у Чехова Маша. Пропущена жизнь, говорим мы с тоской после спектакля. Обернувшись или стремительно уносясь за миражом в будущее, настоящее оставив на потом, люди пропустили жизнь, и пропустили людей рядом, оттого, что «близкие» казались хуже «дальних» бывших, или предстоящих-будущих. Ефремовский спектакль о жестоком свойстве «мечтательной» русской души строить жизнь по образцам, миражам, «вымучивать» жизнь в соответствии с идеалом. Как написал Иннокентий Анненский: «Что может быть более русским, чем этот вечный кирпичный завод, это спасительное завтра У кого Москва, у кого кирпичный завод Только бы зажмуриться и не жить до завтра?» Главный герой «Трех сестер» Отчего так много о Ефремове? Оттого, что он главный герой своего спектакля. Чехова выстрадавший. С Чеховым соединившийся, под сводами почти разрушенного МХАТа. На спектакле Ефремова плачут. В драматически сильные моменты, когда Ирина кричит «Выбросьте меня!» или когда кончено и страшно в последний раз зовет ее Тузенбах. Но плачут и в равнинно-ровных местах. И тоскуют. Так безысходно это рождаемое спектаклем ощущение непомерной сложности жизней, сплетенных, наподобие ветвей и стволов. Так тоскливо повторение все тех же циклов надежды, самообмана, жесткого греха людей перед собой и друг другом. Никогда так остро не читалась в чеховских героях эта обернутость в прошлое и завороженность иллюзией, этот безнадежный бег от жизни несовершенной, не идеальной но живой и единственной у каждого. Ефремов человек нашего времени и опыта взял на себя смелость сказать еще и о пессимизме, фатализме Чехова, о нелюбви, чеховском стыде за человека. Страшную фразу Чебутыкина: «Одним бароном больше, одним меньше » Вячеслав Невинный говорит не впроброс, дает не фоном ужасным доказательством человеческого распада, нечувствия, и того, что человек, может быть, и не достоин счастья. Ефремов не хочет на своей сцене резкой концептуальной игры, но не может до конца справиться с игрой грубой, на актерском усилии, «преодолении». Несколько работ в спектакле замечательны: Медведева Ирина, Кулыгин Мягков, Наташа Егорова. И малые роли хороши: нянька Анфиса Софья Пилявская, не простая, а благородная, под стать своим питомицам; и сторож Ферапонт (Владлен Давыдов), из роли маленькой вырастающий в большую. Не чучело в женском платке старый, рослый, глухой солдат с георгиевским крестом, сострадательная тень Андрея. Однако неудачи в ролях такой значимости, как Соленый или Прозоров, отчасти Тузенбах, могли стать роковыми для спектакля. Не оттого ли Ефремов-режиссер так активно работает сам? В паузе после гибели Тузенбаха, перед финальными монологами сестер он выстраивает полную трагизма сцену. Плач сестер не слышен, так ухает «Тарабумбия». Лишь раскрытые, разъятые в отчаянии, в ужасе, словно, у античных масок, рты. Дом отплыл и стал невидимым. Полотнища с березовым плетеньем упали донизу. Сестры одни на сцене. Немые в раскатах марша, они плачут по Тузенбаху и по себе. Сходятся в тройном объятии. Сцепляют руки, пальцы. Но близости не удержать. Рукам не хватает прочности. Вот сошлись, сомкнулись телами. Но «нечто» (жизнь?) растащило, развело их по углам. Они отдалились друг от друга. Теперь и до конца им идти в одиночку. Навсегда одинокие, они очень скоро начнут вспоминать свой Дом, потом обоготворять его, как когда-то Москву, потом тщетно искать свой утраченный рай. Пресса «Он и она» – выставка, посвященная Андрею Мягкову и Анастасии Вознесенской, видеосюжет телеканала «Культура», 8.07.2023 На Троекуровском кладбище открыли памятник Мягкову и Вознесенской, ТАСС, 7.07.2023 Открытие памятника артистам Андрею Мягкову и Анастасии Вознесенской на Троекуровском кладбище. Фоторепортаж, Агентство городских новостей «Москва», 7.07.2023 «Я ухожу, а вы остаётесь». Служебный роман Андрея Мягкова завершился, Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 24.02.2021 В Москве простились с актером Андреем Мягковым, видеосюжет Первого канала, 20.02.2021 Друзья и коллеги вспоминают Андрея Мягкова
, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2021 В Москве простились с Андреем Мягковым, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2021 Прощай, мастер: Мы потеряли что-то доброе и светлое, София Сачивко, Свободная пресса, 20.02.2021 Прощание с Андреем Мягковым. Фоторепортаж, Наталья Мущинкина, Московский комсомолец, 20.02.2021 Прощание и похороны Андрея Мягкова: онлайн-трансляция, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 20.02.2021 В Москве простились с Андреем Мягковым, РИА «Новости», 20.02.2021 В Москве простились с Андреем Мягковым, ТАСС, 20.02.2021 «Какая неизбывная боль была в его глазах»: Андрея Мягкова проводили в последний путь, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2021 Андрея Мягкова похоронили на Троекуровском кладбище, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 20.02.2021 Как в Москве прощались с актером Андреем Мягковым (фото и видео), Андрей Струнин, Собеседник, 20.02.2021 В Москве простились с Андреем Мягковым, Театрал, 20.02.2021 Андрея Мягкова похоронили на Троекуровском кладбище в Москве, Российская газета, 20.02.2021 На прощании с Андреем Мягковым раскрыли его главную семейную тайну, Александр Трегубов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.02.2021 Андрея Мягкова проводили в последний путь аплодисментами, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 20.02.2021 Памяти Андрея Мягкова, Татьяна Петренко, Театрал, 20.02.2021 Немаленький человек. Умер Андрей Мягков один из главных актёров Эльдара Рязанова, который был умнее и сложнее многих своих персонажей, Антон Долин, Meduza, 19.02.2021 Мастер перевоплощения и импровизации: каким был творческий путь Андрея Мягкова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 18.02.2021 «Талантливейший человек»: друзья вспоминают Андрея Мягкова и его роли, видеосюжет телекомпании НТВ, 18.02.2021 Прощание с Андреем Мягковым пройдет в МХТ имени Чехова 20 февраля, видеосюжет Первого канала, 18.02.2021 Путин выразил соболезнования в связи со смертью Мягкова, ТАСС, 18.02.2021 Друзья Андрея Мягкова объяснили, почему он ушел из театра, видеосюжет телеканала «Россия 1», 18.02.2021 Свой в каждом доме. На 83-м году жизни умер Андрей Мягков, Независимая газета, 18.02.2021 «Актерская глыба и мощный артист»: коллеги скорбят по Андрею Мягкову, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 18.02.2021 Вадим Верник: Андрей Мягков был непримиримым ко многим вещам, видеосюжет телеканала «Мир 24», 18.02.2021 Глубокий, талантливый, интеллигентный: коллеги скорбят по ушедшему Мягкову, видеосюжет телеканала «Культура», 18.02.2021 Авангард Леонтьев об Андрее Мягкове, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 18.02.2021 Последний романтик: умер Андрей Мягков, Владислав Крылов, Сергей Сычев, Наталья Васильева, Зоя Игумнова, Евгений Авраменко, Известия, 18.02.2021 Лучшая версия нас. Умер Андрей Мягков, Павел Сурков, РИА «Новости», 18.02.2021 Андрей Мягков – артист и писатель-детективщик, Ревизор.ru, 8.07.2020 Андрею Мягкову 82: о чем годами молчал актер злосчастной «Иронии судьбы», Наталья Лавринец, Апостроф, 8.07.2020 Андрею Мягкову – 82: Почему любимца публики называют самым закрытым и загадочным актером, Культурология, 8.07.2020 Андрею Мягкову 82 года! И он никогда больше не играет пьяных, Анжелика Дин, Новые известия, 8.07.2020 Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 О чем молчит Андрей Мягков, Магнитогорский металл, 21.12.2018 «Андрей Мягков. Тишину шагами меря
» Документальный фильм, Первый канал, 8.07.2018 «Играть с ним одно удовольствие. ..», Татьяна Петренко, Театрал, 8.07.2018 Андрей Мягков: «У меня в жизни всё странно!», Екатерина Таранова, KM.ru, 8.07.2018 Сергей Собянин поздравил С 80-летним юбилеем народного артиста РСФСР Андрея Мягкова, Вечерняя Москва, 8.07.2018 Андрей Мягков отмечает 80-летие, видеосюжет телекомпании НТВ, 8.07.2018 Лукашенко поздравил Мягкова с юбилеем, ТАСС, 8.07.2018 Путин и Медведев поздравили Мягкова с юбилеем, ТАСС, 8.07.2018 Актер Андрей Мягков отмечает юбилей, видеосюжет Первого канала, 8.07.2018 Любимец нации. Андрею Мягкову – 80!, Филипп Марков, Babr24.com, 8.07.2018 Баловень «
судьбы», Николай Ирин, Культура, 6.07.2018 Интеллигент с большой буквы, Дмитрий Брусникин, Известия, 6.07.2018 Анонс документального фильма «Тишину шагами меря
», Первый канал, 26.06.2018 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 На открытии МХТ им. Чехова Табаков назвал русских артистов нахалами. Фоторепортаж Кирилла Искольдского, Московский комсомолец, 2.09.2015 «Андрей Мягков. И никакой иронии судьбы
» Документальный фильм, Первый канал, 9.09.2014 Олег Табаков открыл театральный сезон и памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 5.09.2014 Открытие сезона в МХТ им. Чехова, oppeople.ru, 5.09.2014 Андрей Мягков: «С Эльдаром Рязановым видимся до безобразия редко…», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 3.09.2014 Фоторепортаж «МХТ им. А. П. Чехова: большое открытие», Московский комсомолец, 3.09.2014 «Другой Андрей Мягков». Документальный фильм, Первый канал, 5.08.2014 Евгений Каменькович: «Андрей Мягков и его супруга Анастасия Вознесенская во время репетиций стеснялись делать друг другу замечания», Анжелика Заозерская, Москвичка, 9.07.2014 Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013 Скромное обаяние Мягкова: народный артист отмечает юбилей, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 8.07.2013 Андрей Мягков празднует 75-летие, Татьяна Петренко, Театрал, 8.07.2013 Медведев поздравил актера Андрея Мягкова с юбилеем, РИА Новости, 8.07.2013 Биография Андрея Мягкова, РИА Новости, 8.07.2013 Ирония судьбы, или 5 киноролей Андрея Мягкова, Weekend (РИА-Новости), 8.07.2013 Фотолента «Андрей Мягков актер, которому не нужно слов», Weekend (РИА-Новости), 8.07.2013 Владимир Путин поздравил актера Андрея Мягкова с 75-летним юбилеем, ИТАР-ТАСС, 8.07.2013 Владимир Путин поздравил Андрея Мягкова с 75-летием, сайт Президента России, 8.07.2013 Актеры МХТ поздравили липецких ветеранов, gazetamg.ru, 7.05.2013 «Ретро» Мягкова всегда в моде, Татьяна Гущина, GorodLip.ru, 7.05.2013 Андрей Мягков показал в Липецке свой спектакль «Ретро», Gorod48.ru, 6.05.2013 Московскому Художественному театру имени А. П. Чехова исполнилось 114 лет, телеканал «Звезда», 30.10.2012 Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012 За верность Московскому Художественному театру, телеканал «Культура», 30.10.2012 В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012 Олег Табаков: «Ефремов, как былинный богатырь, лбом пробивал дорогу к театру», Наталья Маргиева, Комсомольская правда, 2.10.2012 115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012 Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012 В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010 Исполнилось 10 лет со дня смерти народного артиста СССР Олега Ефремова, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 24.05.2010 Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004 Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004 Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002 Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002 Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002 Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002 Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002 И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002 «Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 |