Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Артемий Харлашко
Евгений Зубов
Вячеслав Авдеев
Наталья Перегудова
Альфия Васенина
Алексей Чирков
Константин Шихалев
Екатерина Капустина

Творческая часть

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева
Алёна Соколова

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Отдел маркетинга и стратегического развития

Лилия Сидорова
Мария Баженова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

В Пространстве «Внутри» играют комедию в духе Тарантино: но без мочилова

Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.06.2024
«Надо что-то делать» — премьеру под таким названием представляет Пространство «Внутри», зажатое между Курской железной дорогой и Театром им. Гоголя. Одно название спектакля отсылает к роману советской школьной программы «Что делать?» Чернышевского. Ну или к чему-то глубинно социально-политическому, настраивая на дискуссионный лад. Однако ничего общего с этим и рядом не стояло. Абсурдистская комедия в постановке Павла Ващилина, артиста и режиссера МХТ им. Чехова, приобретает все больше поклонников. С подробностями из «Внутри» — обозреватель «МК».

Пока не начался спектакль, можно рассмотреть нехитрую декорацию: по центру у стены двуспальная кровать, слева — диван в кожаной обивке, столик, стулья, справа — радиола середины прошлого века — все такое бытовое, и оттого скучное. Первая мысль — привет от антрепризы с ее культом малобюджетных спектаклей.

Появляются двое (женщина в халате из темно-фиолетового велюра и мужчина в незапоминающейся одежде) — это супруги Люда и Глеб. И то, что они произносят в первые минуты, только подтверждает мои опасения насчёт антрепризного характера представляемого зрелища.

Люда: Ну и помойка. Дыра. Какой ужасный провинциальный номер. Из благ — кровать, диван, радиола, стол, стулья. Возможно, есть окно.
Глеб: А возможно, нет ничего. Только холод.
Люда: Ты уже не молод.
Глеб: Но и ты не молода.
Люда: Я старше.
Глеб: Во всем.
Люда: И всегда.
Глеб: Мы познакомились на курсах старых и новых знакомств. На тебе было фиолетовое пальто-платье.
Люда: Ты называл меня «девушка в сиреневом халате».
Глеб: За это я полюбил тебя.

«Девушка в сиреневом халате», за годы превратившаяся в знойную с аппетитными формами женщину, бросает в мужчину реплики, как дротики в мишень, с отчаянием проигрывающего игрока. Его же реакция, скорее привычно-равнодушная, и вызывает сомнение насчёт «полюбил» — так не любят. Во всяком случае на жалобы женщины, что у неё «с утра до ночи – работа: уборка, стирка да несвежая дешевая колбаса» — он без особых эмоций отвечает, мол, «она действительно много работает. Как начала работать после свадьбы, так и не может остановиться».

Время от времени просыпается радиола, по-своему реагируя на происходящее: то подмигнёт желтым светом ламп, то отзовётся шлягерами из прошлого века. Свет, поставленный Марией Белозерцевой, тоже ведет свою неслучайную игру.

Что же происходит в этом гостиничном номере, похожем, по словам героини, на дыру и помойку одновременно? Пока не совсем понятно, но режиссёр постепенно закручивает спираль действия, причём делает это настолько аккуратно, без резкого и грубого нажима, что зритель не заметит, как промахнет ту точку, когда агрессивно-вялая перебранка не про что и без особых выводов переходит в комедию — и зал начинает хохотать едва ли не на каждую реплику героев. И так до самого финала.

А персонажей уже четверо: к зрелой паре добавилась молодая — романтичная Соня и экстравагантный в поведении Алексей.

Соня: Вы стучали к нам в стену. Я сразу обрадовалась, что вы зовёте нас в гости. Я проходила курсы взаимного гостеприимства, поэтому в нас всегда виски. (Алексею.) Виски в тебе?
Алексей: Всегда.
Соня: Виски в тебе?
Алексей: Всегда.

У героев обычные славянские имена, а могли бы называться какими-нибудь Джонами, Глориями, Эльзами и Питерами. Но тут без разницы — где и когда люди запутались в своих отношениях, да и в самих себе. Где они ищут виноватых и на кого и зачем переводят стрелки? Комедия абсурда, сочиненная Иваном Андреевым (в МХТ идёт его пьеса «Боюсь стать Колей»), как нельзя лучше показывает саму абсурдность выяснения отношений — тут или плакать или смеяться. В Пространстве «Внутри» предпочитают последнее.

Ситуация в гостиничном номере временами напоминает чёрные комедии Тарантино, но без мочилова, зато в умении монтировать текст, состоящий из обычных фраз, монологов и диалогов классических пьес, в цитировании все ещё идущих в столице постановок. Бытовой текст в какой-то момент переходит в чеховский, и сразу из нескольких пьес.

Соня: Я стала мелочною, ничтожною…
Алексей: А я сразу понял, что вы мелочная и ничтожная, но красивая женщина, если говорить о волосах. Своего рода — отблеск.
Соня: Когда женщина не красива — ей всегда говорят, что у нее красивые глаза или волосы. Я не знаю, что я делаю, я не могу устоять, я не владею собой.

В компанию к «Чайке» и «Дяде Вани» затесался даже Фирс из «Вишневого сада» в исполнении юного Алексея, который повалился на пол с криками «Вот и жизнь прошла… как и не жил». Молодой, а уже «недотепа».

Человеческая комедия, разрабатываемся Антоном Павловичем в начале ХХ века, похоже, продолжается в ХХI и вряд ли когда-нибудь кончится. И в такой перекличке, в неразрешимости внутреннего конфликта во времени и в пространстве («внутри» ли, снаружи ли) усматривается сила постановки Ващилина с молодыми мхатовцами, которые собрались совсем не в антрепризной истории, имея в арсенале кровать, диван, пару стульев и радиолу.

Радиола, кстати, тоже действующее лицо, и как тут не вспомнить ещё одну весьма «живую» радиолу из спектакля «№ 13» — театрального хита с более чем 20-летним стажем. Но в данном случае она не плагиат, а стиль, который режиссёр строит на монтаже и цитатах разных жанров, произведений. Тут и драматический Чехов, и балетная «Жизель», шведская «АBBA» и «Ирония судьбы» — работа веселенькая, но тонкая и со смыслом.

Мысль вторая: играть сегодня комедию, и даже не комедию положений (все тот же «№ 13»), а абсурдистскую, как и играть водевиль — задача из сложнейших. У мхатовцев получилось лихо: Янина Колесниченко, Георгий Ковалев, Елизавета Орлова и Илья Козырев — каждый с чётким рисунком ролей на одном дыхании провели своих персонажей сквозь абсурд, не потеряв себя в непростом жанре и превратив неигровой по характеру текст в яркое остроумное действие. 

Финалу придан рождественский умиротворяющий характер — четверо за столом, радиола полноправно участвует лейтмотивом из «Иронии судьбы». Люда, которая все никак не может разобраться с мужем — кто он: мусор, помойное ведро или она его все-таки любит, — грустит вслух: «Ненавижу Новый год. Мы с мужем познакомились на Новый год. То был хороший год, не то что нынче. Мой муж раньше был хорошим, не то что теперь. Он дарил цветы, а я смеялась. Что-то сломалось, и теперь мне приходится быть терпимой. А я знаю, что ему тяжело. Но он любит меня превозмогая. Бедный мой мужчина. Как я его… ненавижу. Куда же он ушел… Неси свой крест. Ничто не ново под луной. Третьего не дано. Но ведь надо что-то делать». А ненавистный — ей в ответ: «Какая ясная, теплая, радостная, чистая жизнь, какие чувства — чувства, похожие на нежные, изящные цветы… И ничего не надо делать! И ничего не надо делать».

Оригинал статьи
Пресса
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015
Пучина страстей человеческих, Камилла Конвэй, Экран и сцена, 27.08.2015
«Твердый камень», режиссерская лаборатория МХТ, Екатерина Галичева, ПроАртИнфо, 3.03.2015
Осторожно, бабушка!, Ильдар Сафуанов, Литературная Россия, 16.05.2014
За непроницаемой стеной семейного счастья…, Мария Юрченко, радио «Орфей», 16.04.2014
Финская пьеса в Художественном театре, Елизавета Авдошина, театральный портал «Чеховед», 13.04.2014
Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011