Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Чувства и уязвимости: в МХТ поставили «Осень» Августа Стриндберга

, 17.03.2025
Разобрался ли режиссер Андрей Гончаров в том, куда уходит любовь

Как вернуть прежние чувства спустя десять лет брака так, чтобы не было безумно больно за потраченные годы, рассказывают герои Артема Быстрова и Ольги Литвиновой. Режиссер Андрей Гончаров создал спектакль «Осень» о потерявших влечение друг к другу мужчине и женщине, которые спасают свои отношения в разлуке. «Известия» побывали на премьере в МХТ и попытались понять формулы любви.

О чем спектакль «Осень» в МХТ

Творческий тандем Артема Быстрова (звезда фильма «Дурак») и Ольги Литвиновой уже полюбился театралам. Режиссер Андрей Гончаров ранее ставил с этими артистами спектакль «Чрево», где превратил страшную прозу Евгения Замятина в музыкальный крестьянский триллер.

Его смелость и тяга к экспериментам привлекли зрителей и на этот раз. Всех интриговало, как Гончаров проинтерпретирует Стриндберга, предложит ли артистам продемонстрировать свои вокальные данные и не перевернет ли всё с ног на голову. Подготовленный зритель ждал чего угодно, а для неофитов «Осень» воспринималась как шанс познакомиться со шведской драматургией и с прекрасными актерами Художественного театра.

Для режиссера Андрея Гончарова в рассказе Стриндберга оказались наиболее важны уязвимость героев и эмпатия. Постановщик вовлекает зрителя в эту историю, заставляет сопереживать героям. Подключиться к ним несложно, причем буквально: новая сцена МХТ устроена так, что до артистов можно буквально дотянуться рукой.

Аксель и Лили — супруги. Стриндберг пишет: «Они были женаты десять лет. Счастливо? Да, насколько это позволяли обстоятельства. Им обоим было трудно, как двум одинаково сильным лошадям, из которых каждая тянет свою лямку». Трепет первых чувств и жар страсти изношены бытом, поэтому давно в прошлом. Но прекрасные моменты еще живы в памяти супругов. Оба не могут сориентироваться, как строить отношения дальше, как не уйти в депрессию или рефлексию. 

Каждый хочет перемен, но первым решается на них в этой паре мужчина. Аксель получает место секретаря при тюремной инспекции и должен поехать в командировку. Он решает покинуть дом и, возможно, навсегда, но жена об этом еще не знает. Женщина не отговаривает, а, напротив, помогает сделать партнеру шаг в сторону от себя. Но именно она держит руку на пульсе своего любимого, потому что после стольких лет он у них бьется в одном ритме.

Андрей Гончаров задается вопросом, как в этой осени верить в весну, как продолжать любить друг друга. Страх крушения отношений наступает у героев Стриндберга в тот момент, когда дети еще не выросли и прошло всего десять лет. И, вроде, есть шанс начать жизнь заново, но без этого человека, некогда любимого. Герой решается написать жене письмо. В нем он рассказывает, что его по работе отправили в командировку в другой город. Не желая решиться на развод, он просто бежит от проблем.

Стоит ли смотреть «Осень»

Опустошение в душе художник-постановщик Константин Соловьев воссоздал в окружающем героев пространстве. Кроме дощатых стен и пола, на сцене стоят только два стула. С решением покинуть это место герои постепенно начинают обрастать вещами. Они будто прячутся за ними, компенсируют отсутствие любви желанием самостоятельно создать свое гнездо. Так, в какой-то момент героиня Ольги Литвиновой выкатывает на сцену огромный зеркальный шар. Он заполняет на треть всё пространство. Зеркало — метафора: герои видят себя в искривленном отражении. Но чтобы поймать верный ракурс, надо встать, приблизиться, и только так разглядишь истинное «лицо» проблемы.

Параллельно с «Осенью» Андрей Гончаров работал над постановкой мюзикла «Превращение» в Театре на Таганке, по одноименной повести Кафки. Внимательные зрители заметят в спектакле МХТ некоторые приветы от чешского писателя шведскому драматургу.

Сделать ближе историю шведов конца XIX века к зрителям помогли и художники по костюмам. Это происходит постепенно по ходу действия. Для стройных артистов создали многослойные костюмы и грим. Толщинки, не накладные, а в виде комбинезонов, добавили персонажам веса. Поверх еще одежда. В итоге ощущение, что Ольга и Артем играют словно не в своем теле.

Эксцентрики добавил сложный грим актера. Артем Быстров предстает перед зрителями с приличной лысиной, которую обрамляют не только воспоминания о пышной шевелюре, но и густые бакенбарды шведского рыбака. Публика не сразу понимает, что актеру не пришлось бриться наголо ради роли. Только когда по лицу Артема потекли струйки пота, всем стало ясно, что роль дается непросто. В какой-то момент Быстров снял резиновую накладку и выдохнул. А когда в финале артисты еще и скинули свои толщинки, тут уже с облегчением вздохнули зрители. Похоже, за каждый спектакль артисты явно теряют не один килограмм.

А еще артистам пришлось освоить игру на музыкальных инструментах. Ольга Литвинова поет и аккомпанирует себе на аккордеоне. А Артем подыгрывает ей на бас-гитаре.

Для героев режиссер повернул время вспять, они стали моложе и прекраснее. Они буквально не только худеют, но и молодеют. В этом и есть сила любви. И вот уже на актрисе не бархатный капор с кружевами, а джинсы с майкой. Чувства Акселя и Лили вернулись. Теперь героям хватит времени наверстать упущенное. Спектакль Андрея Гончарова — о том, что нам всем не хватает чувственности и, как ни странно, уязвимости. Потому что в этом, по его мнению, и есть рост человека.

Оригинал статьи
Пресса
Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022
МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022
«Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
Кузбасские корни МХТ, Ольга Смирнова, Кузбасс, 24.08.2018
Бунт отдельно взятой личности, Елена Булова, Вечерняя Москва, 15.05.2018
О чём плачет русское «Чрево», Алёна Лосева, Русский блоггер, 13.05.2018
«Чрево» МХТ: спектакль о домашнем насилии в царской России, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 11.05.2018
Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017
Ваше место в плацкарте, Денис Сутыка, Культура, 8.06.2017
В МХТ состоялся юбилейный вечер Марины Брусникиной, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2016
Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013
Актрисы МХТ имени Чехова перепели в Кемерове песни Джастина Тимберлейка и The Beatles, Григорий Денисенко, Комсомольская правда (Кемерово), 29.08.2013
Живой звук от московских артистов, видеосюжет программы «Вести-Кузбасс», 29.08.2013
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012
Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004