Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Наташа Швец: «Как вам это понравится? – очень вдохновляющая история»

Александра Машукова, OK!, 28.11.2023
1 и 2 декабря на Основной сцене МХТ имени А. П. Чехова состоится премьера спектакля Юрия Муравицкого «Как вам это понравится?» по пьесе Шекспира. Жанр – панк-комедия.  Яркие, красочные, полные веселого драйва постановки – «фирменный» стиль Муравицкого последних лет, а тут режиссер обещает настоящую «комедию восторга», чтобы «вместе со зрительным залом взлететь в финале как ракета, преодолев гравитацию». Одну из центральных женских ролей в спектакле «Как вам это понравится?» играет Наташа Швец. Накануне премьеры ОК! поговорил с актрисой о ее героине Селии, о доверии к режиссерам и о гениальности булгаковской Маргариты.

Репетиции «Как вам это понравится?» в Московском Художественном театре шли с февраля. Сегодня, кажется, никто в театре так долго не работает…

Это было интересно, настоящее погружение. Мы начинали с этюдов, причем очень долго было непонятно, кто кого играет. Команда у нас случилась молодежная, всем было весело, и я видела, что не все мои коллеги принимают тот способ существования, который предложил Муравицкий. Интересно, что Юрий Витальевич относился к этому очень спокойно, говорил: «Я не хочу никого заставлять из-под палки, кто останется – с теми и будем делать спектакль». Эта позиция вообще мне очень близка. Мне кажется, что искусством можно заниматься только по любви и в горячем желании. В итоге из большой группы ушло только три или четыре человека. Нам всем было непросто, и мне было очень интересно всё, о чём говорил и что предлагал нам режиссер. Еще до начала наших репетиций я видела многие его постановки, и пришла восторг, что можно так работать, так существовать. Меня не надо было приглашать в эту историю – я была к ней готова.

Наверное, вам, как выпускнице Театрального института имени Щукина, еще и близка школа представления, которую исповедует Муравицкий?

Она действительно мне понятна. Мы в Щукинском училище получили представление о ней из рук «стариков», в первую очередь, от руководителя нашего курса, старейшего актера Театра Вахтангова Александра Константиновича Граве. Который, кстати, всегда говорил: режиссеров в вашей жизни будет много, режиссеры будут разные, но только от вас зависит, как вы станете выпускать спектакль, каким окажется результат.

В центре комедии Шекспира «Как вам это понравится» две яркие героини: Розалинда и Селия, которую вы играете. Розалинда затевает интригу, и Селия ее поддерживает. Получается, это история об активных и победительных женщинах?

Да, женщины здесь – главная движущая сила сюжета. В этом смысле это очень вдохновляющая история. Кроме того, в этой комедии Шекспира настоящий хэппи-энд. Для Муравицкого основной месседж «Как вам это понравится?» – стремление к счастью. Понятно, что это сказка, что в жизни всё по-другому, но почему бы и не помечтать?

Мне всегда важно, чтобы в характере героини, которую я играю, была некая трансформация. Селия как раз такая. Ее настойчивость, желание быть главной, ее настрой «как я сказала, так и будет» трансформируются в понимание другого человека, в любовь. Под влиянием внезапного чувства она совершенно меняется.

У Муравицкого яркие спектакли – вот и здесь художник Евгения Панфилова придумала причудливые, с налетом веселого безумия костюмы. Вам нравится такой антураж?

Я очень это люблю и давно не играла в подобных спектаклях. Когда-то в МХТ шли «Примадонны» Евгения Писарева, там тоже была яркая форма, гротескное, не бытовое существование. Я люблю грим, люблю себя менять. Мне в актерстве интересно думать и размышлять о разных людях, а не только о том, что бы я сама сделала в той или иной ситуации. Если мы не только через себя смотрим на мир, то можем перестать быть эгоистами. Такая возможность драгоценна. Она делает нас здоровее.

С юности вам везло на встречи с крупными режиссерами, очень разными. Вы играли ведущие роли в спектаклях Роберта Стуруа, Кирилла Серебренникова, Владимира Мирзоева, Юрия Бутусова, снимались в фильме «Превращение» Валерия Фокина. Кто из них оказал на вас наибольшее влияние?

Каждое имя – это величина и свои правила игры. Каждый раз я отдавалась работе полностью и очень стремилась освоить именно эти правила. Мне очень нравилось то, что делал Кирилл Серебренников. Мой старт в профессии случился благодаря ему, благодаря роли в его первом телесериале «Ростов-папа». Потом были спектакли «Пластилин», «И. О.», «Откровенные полароидные снимки», «Демон».

Роберт Стуруа – я просто поверить не могла, что буду с ним работать, да еще и играть Джульетту в трагедии Шекспира. Кажется, что весь спектакль сначала зарождался у него в голове. Знаете, артисты ведь любят предлагать что-то свое. А он говорил: нет-нет, ребята, подождите. Пока я не придумаю решение сцены, вы ничего не сыграете.

После того, как я увидела в Театре Пушкина спектакль «Одолжите тенора!» Писарева, пришла за кулисы и сказала: «Женя, если ты когда-нибудь будешь ставить в МХТ, пожалуйста, пригласи меня!» Я обожаю произведения про театр, а Женя – человек с абсолютной любовью к театру, и каждая его постановка – ода этому виду искусства.

Владимир Мирзоев в спектаклях «Дон Жуан и Сганарель» и «Тартюф» исследовал возможностей человеческого тела, голоса и духа. А когда в МХТ пришел Константин Богомолов, и мы репетировали «Событие» по Набокову, он предложил актерам какой-то совершенно новый способ существования на сцене. Так, как он, тогда никто не работал.

Не могу не упомянуть еще одну вашу роль в МХТ – Сашу Лебедеву в «Иванове» Юрия Бутусова.

До встречи с Юрием Николаевичем я не знала, что работа над спектаклем может приносить столько эмоций, боли и счастья. Бутусов – это отдельные чувства, выпуская «Иванова», я переживала какую-то великую муку. Мне казалось, что мы, актеры, что-то делаем неправильно, что расстраиваем Юрия Николаевича. Это была удивительная энергия надрыва – и прорыва.
Как говорит мой муж, я – человек, который умеет очаровываться. Всеми этими художниками я была очарована. Каждый из них занимал в моей жизни отдельную важную нишу.

Одна из ваших ролей в МХТ – Маргарита в «Мастере и Маргарите» Яноша Саса, спектакле, который идет уже 12 лет с неизменным успехом. Как вам кажется, в чём секрет его долголетия?

В том, что режиссер (а Янош Сас – венгр) – европеец – четко обозначил тему. Он сказал: «Это мой любимый русский роман. Я хочу его поставить про любовь мужчины и женщины. А еще они гении». И дальше мы говорили про то, что Мастер и Маргарита – уникальные личности, и их встреча – это как встреча двух богов. Режиссеру были важны эти образы, и мне кажется, что нам удалось передать ощущение человеческой значительности героев.

А вы сами любите этот роман Булгакова?

По-настоящему я полюбила его, только когда начала репетировать. Раньше эта книга для меня была какой-то очень больной. Мне казалось, что Мастер – слаб, что он проиграл. Как такого можно полюбить? Но режиссер сказал: «Нет, он не слаб. Мастер – сильный, настоящий, сексуальный мужчина. Просто он гений. И на самом деле он не принимает поражения». Тогда я посмотрела на Мастера другими глазами. Мы стали играть людей, которые сперва были надменны, которые преодолевали свой эгоизм, начиная заниматься друг другом. В спектакле прослеживается путь их отношений, они ведь всё время расходятся и лишь в конце оказываются по-настоящему вместе. Янош Сас как режиссер прочертил свою историю, за что мы долго огребали. Нам говорили: да как это можно, а где всё, что написано в романе?! Однако зритель ходит на этот спектакль, любит его.

Вы вошли в труппу МХТ в 2006 году. Хотели здесь работать?

Знаете, я же везунчик в театре, играла на разных сценах, едва ли не на всех модных московских площадках. И у меня была такая юношеская самоуверенность, мне казалось, что гораздо удобнее играть роли в отдельных спектаклях. Но в какой-то я момент решила: если уж привязываться к театру, то только к МХТ, только к Олегу Павловичу Табакову. После того, как Писарев позвал меня в «Примадонны», Олег Павлович посмотрел спектакль и сказал: «Такая артистка нам нужна!» Получается, я вошла в МХТ с бенефисной ролью. Я очень люблю эти стены и уважаю их, счастлива, что могу здесь делать классные вещи, участвовать в интересных спектаклях.

Вы много снимаетесь в кино. Мне очень понравилась ваша роль в фильме Антона Маслова «Многоэтажка», органичном симбиозе триллера и социальной драмы, где вы сыграли маму главной героини, девочки-подростка. О каких новых работах еще расскажете?

Мне было интересно сниматься в сериале «Кошка», это история о призраках прошлого, о том, как они нам мешают. Скоро выйдет третий сезон сериала «Медиатор», я там играю мать-абьюзершу. Обычно мне предлагают другие роли, а здесь моя героиня – судья, сильная, крайне неприятная женщина, настоящий монстр. Актерски это была очень увлекательная и непривычная для меня задача.

Оригинал интервью
Пресса
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
16 вопросов для Наташи Швец, Пресс-служба МХТ, 26.01.2016
Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015
Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015
Московский Художественный театр представил ярославцам комедию, видеосюжет «Городского телеканала» (Ярославль), 26.05.2015
Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
Семчев сыграет маму Зудиной, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
МХТ начинает новый сезон премьерой «Мастера и Маргариты», видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Готов застрелиться? Всегда готов!, Наталия Каминская, Культура, 17.12.2009
МХТ на руинах «Иванова», Алла Шендерова, Infox.ru, 8.12.2009
МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009
В МХТ новая постановка чеховского «Иванова», видеосюжет Первого телеканала, 13.11.2009
Андрей Смоляков перевоплотился в Иванова, видеосюжет ВГТРК «Культура», 12.11.2009
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007