Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | «Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТИрина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023 Под занавес 125-го сезона МХТ им. Чехова выпустил на Малой сцене «комедию о горькой жизни» под названием «Жизель Ботаническая». Интересно, что спектакль этот стал последней (как минимум на год) московской работой постановщика Никиты Кобелева — вдохнув в премьеру МХТ жизнь, он с лёгкой душой отправился в Санкт-Петербург, где вступил на должность главного режиссёра Александринского театра.В основе спектакля — наипронзительнейшие и искренние рассказы Эдуарда Кочергина, раскрывающие с весьма неожиданной и, я уверена, немногим известной стороны бытность послевоенного Ленинграда. Писатель вспоминает своё детство, описывает людей, являвшихся частью его жизни, и простым, лёгким, изящным языком погружает нас на самое дно существования — то, которое замалчивалось во времена Союза, но, тем не менее, существовало и затягивало в свои трясины огромное число несчастных. Сюжетной канвой стал рассказ, давший название всей постановке — непосредственно «Жизель Ботаническая». А чтобы расцветить повествование, придать объёмность персонажам, постановщик умело «вшил» в полотно спектакля ещё несколько произведений Кочергина — скажем, «Житие Лидки Петроградской» или абсолютно зубодробительную и бесконечно трогательную «Ангелову куклу» (есть и «точечные вкрапления» — например, несколько абзацев из рассказа «Томас Карлович Японамать», в которых идёт речь о тонкостях татуировочного мастерства). Всё логично: персонажи переходят из одного рассказа Кочергина в другой, потому тексты вполне гармонично состыковываются в литературное «лоскутное одеяло», впечатляя публику дополнительными деталями и подробностями. И вот что поразительно: мало я знаю столь светлых и чистых спектаклей, вселяющих веру в то, что лучшая жизнь достижима даже в ситуации полной безысходности. Но самое впечатляющее, что речь в «Жизель Ботанической» при этом идёт… о проститутках. Итак, представьте: изувеченный Ленинград. Только что закончилась война. И они — шестёрка женщин, вынужденных торговать собой, чтобы как-то выжить. Промышляет артель, возглавляемая Лидкой Петроградской (имеющей, между прочим, мужа и сына — но там сложная и болезненная история), у Ботанического сада, потому участницы «коллектива» и именуются «ботаническими девушками». Все они — разные, одни — совсем молоденькие, другие — опытные дамы, но у каждой в душе — неизлечимая боль. И пусть артель не всегда отличается дружбой и взаимопониманием, но в сложные времена наши героини встают друг за друга горой. Потому что, сами понимаете, больше у них никого в этом мире и нет. Однажды легкомысленная Дашка Ботаническая попадает под трамвай и погибает. Артель берёт под опеку её дочь, становясь для малютки любящими тётками. И однажды обнаруживается, что Гюля обожает танцевать. Наши девушки ставят перед собой высокую цель: девочка должна стать балериной! А вот получится ли у артельной шестёрки обмануть судьбу, подарят ли они Гюле ту жизнь, которая не досталась им самим, вы узнаете, если сами придёте в МХТ. Умоляю — не забудьте платочки. Лично я слёзы вытирала усердно — и от грусти, и от умиления. Ни грамма пошлости. Постоянный разрыв души. Стопроцентная правда. И главное — живые, настоящие люди, рассказ о которых ведётся даже без намёка на осуждение. Да, их судьба страшна — но сами «ботанические девушки» в этом не виноваты. Только самое печальное — это понимание, что артельные дамы, увы, уже ничего не способны изменить в собственной жизни. Но у наших девушек есть луч света в тёмном царстве, внезапно появившийся смысл существования — юная Гюля, их общая Жизель. Героиня балета, как известно, погибает. А Жизель Ботаническая должна, наоборот, родиться — как звезда, артистка; должна оттолкнуться ото дна и взмыть ввысь. Скажете — сказка? А Эдуард Кочергин уверяет, что у Гюли Ахметовой есть реальный прототип. Так что жизнь порой бывает удивительней самой вычурной выдумки. МХТ в очередной раз поражает работой своих артистов. «Ботанические девушки» — Лидка Петроградская (Светлана Колпакова), Муська Колотая (Ульяна Глушкова), Шурка — Вечная Каурка (Надежда Жарычева), Аришка Порченая (Полина Романова), Екатерина Душистая (Ксения Теплова) и Дашка Ботаническая (Юлия Витрук / Софья Шидловская) — являются ярчайшими, уникальными личностями, наглядно демонстрирующими: перейти грань, считающуюся в нашем обществе табуированной, в определённых обстоятельствах может каждая. Актрисы не только глубочайшим образом вживаются в своих героинь, но и впечатляют публику танцевальными и певческими навыками (вокализировать на четыре голоса — без проблем, спасибо музыкальному руководителю Татьяне Бурель). А в целом — феерический ансамбль, в котором буквально невозможно кого-то особо выделить. Обожаю мощные женские касты, и вот здесь — один из самых шикарных. Единственный мужчина в спектакле, многоликий Артём Соколов, с одной стороны исполняет функцию рассказчика — стороннего наблюдателя. По словам самого артиста, его персонаж — эдакое альтер-эго писателя, вспоминающего людей из своего детства (потому и видим мы наиболее яркие детали внешности, сохранившиеся в детском сознании — скажем, пышные усы, гармошку или странную причёску). А с другой стороны — Соколов воплощает всё мужское, иными словами — всё то, что и привело наших героинь к той точке, где они находятся (похожее решение уже встречалось в спектакле МХТ «Полярная болезнь», и я вам от всей души эту постановку тоже рекомендую; разница в том, что в «Полярной болезни» мужики ещё менее персонифицированы, но в моём создании, честно признаюсь, два данных действа выстраиваются в своеобразный диптих). И неважно истинное лицо этих товарищей — они, по сути, являются неким «собирательным злом» (тем более, что через постели «ботанических девушек» мужчины проходят чередой, поди всех упомни). Вот что поражает: в отличие от режиссёра, порицающего в разворачиваемой им истории «мужской мир», сами героини относятся к представителям сильного пола (как в целом, так и к тем, кого воплотил в жизнь Артём Соколов, в частности) с пониманием, почти по-матерински. Впрочем, иначе они, наверное, не смогли бы сохранить себя как личностей в своей профессии. Весьма интересна сценография — художник Нана Абдрашитова выделила каждой из «ботанических девушек» по шкафу, которые, выстроившись в ряд, и являются единственной декорацией постановки. Эти гардеробы — вся жизнь девушек, то место, где они могут спрятаться от мира (ну, и потом, проституткам необходимо выглядеть привлекательно — так что им есть и где прихорошиться). В один прекрасный момент шкафы превращаются в изысканные театральные ложи — впечатляющая задумка. И вот что у нас получается: красивейший, тонкий, умный спектакль на сложную тему. Редкий случай, когда у меня в принципе нет претензий к компоновке литературного материала: рассказы Кочергина состыкованы столь грамотно, что иного и пожелать нельзя. Каждой из героинь досталась своя «минута славы» — своеобразный стенд-ап, который позволяет ей поведать о себе самой. И здесь это очень правильно и уместно: в какой-то иной постановке такая масса подробностей погребла бы под собой смысловой центр, но в «Жизели Ботанической» она, напротив, его высвечивает максимально ярко. Постановщик не оправдывает проституцию как таковую (что логично), напротив — он раскрывает самые чёрные её стороны. Но режиссёр понимает и жалеет каждую из своих героинь, продвигая две основные мысли. Раз: даже на днище жизни существуют такие же люди, как и мы с вами. И два: даже оступившиеся стремятся к свету. Не бойтесь тематики: «Жизель Ботаническая» — исключительно целомудренный (с учётом его-то сюжета) спектакль. Он — о любви и нежности, всепрощении и понимании, взрастающих, вопреки всему, на послевоенной почве ненависти и нищеты. О том, что необходимо сохранять свет в своей душе. О том, что даже на свалке может проклюнуться прекрасный цветок — и неважно, идёт ли речь о девочке-балерине или чистых чувствах в сердцах «ботанических девушек». Премьера МХТ — это мягкая, но уверенная встряска души. Это внегендерная история, созданная мужчинами и рассказывающая про женщин без каких-либо «половых» стереотипов. Это, наконец, прекрасный спектакль, который я могу порекомендовать каждому думающему и чувствующему человеку. Вы из таких? Тогда бегите за билетом! Оригинал статьи Пресса «Ничем не прикроешься»: спектакль «Речи немых» в МХТ Чехова вернул к корням, Виктория Сытник, Пятый канал, 14.12.2023 МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Речи немых», ТАСС, 25.11.2023 «Праздник среди рабочего дня»: в редакции «МК» вручили Театральную премию 2023, Алексей Захаров, Московский комсомолец, 1.11.2023 Добронравов, Олешко, Воронина и другие звезды: душевные кадры Театральной премии «МК», Геннадий Авраменко, Московский комсомолец, 1.11.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023 «Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023 Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023 «Жизель Ботаническая», 06.07.2023. Фоторепортаж Ирины Петровской-Мишиной, Musecube, 23.07.2023 «Жизель Ботаническая»: Послевоенный Ленинград в МХТ имени Чехова, Анна Ентякова, КиноРепортер, 11.07.2023 «Жизель Ботаническая» – премьерное завершение сезона в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Жатько, Театр To Go, 10.07.2023 В МХТ имени А. П. Чехова премьера «Жизель Ботаническая». Фоторепортаж Анатолия Морковсина, Театрал, 10.07.2023 «Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023 В МХТ представили спектакль о «ботанических девушках», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 7.07.2023 Есть одна награда смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022 В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022 Репортаж с показа эскиза «Остановка» (проект «АРТХАБ»), Медиацентр МХТ, 25.05.2022 В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022 Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022 «Моя жизнь» в МХТ им. Чехова: «Тля ест траву, ржа – железо, а лжа – душу», Елена Вилле, Мир 24, 22.12.2021 «Новости. Подробно. Театр»: Ника Пархомовская о спектакле Сергея Тонышева «Моя жизнь», видеосюжет телеканала «Культура», 11.11.2021 Сестра его – жизнь, Мила Денёва, Театр, 25.10.2021 В МХТ им. Чехова начались показы победителей «Лаборатории режиссерских дебютов», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2021 «Лаборатория режиссёрских дебютов» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 2.10.2021 «В окопах Сталинграда»: Артём Соколов, Медиацентр МХТ, 16.05.2021 Премьера «Заговора чувств». Фоторепортаж Александра Иванишина, Медиацентр МХТ, 31.03.2021 «Заговор чувств»: МХТ им. Чехова приготовил премьеру по произведениям Олеши, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 31.03.2021 В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020 Видеозапись вечера-посвящения к 150-летию Максима Горького «Солнце всходит», телеканал «Культура», 15.04.2018 Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017 Ленин как Мефистофель, Советский Союз как Апокалипсис: как в МХТ отметили юбилей революции, видеосюжет телеканала «Дождь», 2.11.2017 Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017 Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017 Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017 Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017 Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017 В МХТ имени Чехова поставили спектакль по пьесе современного немецкого автора, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2016 Бунтари. Громкий спектакль, после которого хочется помолчать, Анастасия Вильчи, Index-art, 18.01.2016 «Бунтари» в фотографиях Геннадия Усоева, 18.12.2015 «Бунтари». МХТ. Фоторепортаж Сергея Милицкого, 18.12.2015 «Бунтари» в фотографиях Галины Фесенко, 18.12.2015 «Бунтари» в фотографиях Владимира Майорова, 17.12.2015 Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015 «Три мушкетёра» много лет спустя. Ничего святого. Фоторепортаж Евгения Чеснокова, Прогулки по Москве, 31.10.2015 Константин Богомолов представил новый спектакль по мотивам романа Дюма, видеосюжет телеканала «Культура», 30.10.2015 На открытии МХТ им. Чехова Табаков назвал русских артистов нахалами. Фоторепортаж Кирилла Искольдского, Московский комсомолец, 2.09.2015 |