Имена | МХТ дает шанс покаятьсяЛюбовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010 На премьеру «Вассы Железновой» в чеховский МХТ пришел цвет театральной элиты. Всех разбирало любопытство насколько вписался питерский режиссер Лев Эренбург в альма-матер психологического реализма, сумел подчинить своему замыслу капризных звезд или остался непонятым, а то и посрамленным. Ведь до него тут никто, даже при жизни Горького, не осмеливался ставить про железную Вассу, отравившую своего мужа.Но оставим историю в покое, не будем также сосредотачиваться на успехах Анатолия Васильева с этой пьесой в Театре Станиславского и Глеба Панфилова в кино с властной Инной Чуриковой. Здесь другой коленкор и другое время на дворе, требующее нового осмысления старой пьесы в условиях возрожденного капитализма, пока еще дикого, но уже расправляющего плечи и подчиняющего себе «совковую» психику. Так кто же она, хозяйка огромного пароходства и многомиллионного состояния, мать троих детей и красивая женщина, запретившая себе думать о любви, в исполнении Марины Голуб? Честно сказать, поначалу я была удивлена таким выбором режиссера. По крайней мере, мне казалось, что ее должна была играть Наталья Тенякова, а не актриса, рекламирующая майонез на телевидении. И тем не менее Голуб сумела доказать, что способна отказаться от своих фривольных штучек-дрючек и превратиться в трагическую фигуру, одинокую и непонятую, вынужденную тянуть огромное хозяйство на себе, потому что рядом нет сильных мужчин. Муж целые ночи бражничает и совращает малолеток, а родной брат страдает эпилепсией и тоже пьет. Это та самая порча, та самая зараза, которая изнутри подтачивает дом Железновых, кишащий крысами. Недаром спектакль начинается с того, что ранним утром ухарь Пятеркин (Евгений Миллер), большой ходок по части женщин, собирает мертвых крыс и не пропускает мимо себя ни одной юбки: начиная с юной Людочки (Ольга Красько) и заканчивая Анной (Янина Колесниченко), снабжающей его краденными у Вассы деньгами. Деньги, деньги, они веером рассыпаются по ковру, испачканному кровью беременной горничной, спешно расталкиваются по карманам прислуги, ложатся эполетами на могучие плечи Пятеркина, решившего оказать мужскую услугу хозяйке дома. Власть денег, из-за которых Васса идет против Бога и совести, уговаривая красавца-мужа принять яд, так как суда за растление не избежать, в данном спектакле соединяется с другой властью. Властью плоти, необузданных страстей и безграничных удовольствий. В общем, всего того, что сегодня называется бесшабашным драйвом и выбросом сладкого адреналина в кровь. Чего только стоит сцена в бане, где мужики и бабы парятся вместе и горькую пьют тоже вместе, и тела своего не стесняются, потому что сумасшедшая вольница берет верх. Тут Лев Эренбург, можно сказать, «садится» на своего любимого конька, подробно исследует природу человека, его психофизику, поскольку по своей первой профессии врач. Тело актера для него все равно что живая скульптура, вмещающая в себя столько греха, сколько и святости. Он как бы рассматривает каждого персонажа под лупой и дает ему шанс покаяться, вспомнить о миге жизни, данной однажды. В этом смысле мощно и страшно решена сцена молчаливого прощания Сергея Железнова (Сергей Колесников) со своей семьей. Он выходит к обеду в блестящем капитанском мундире, подтянутый и собранный, высыпает в стакан яд, даденный женой, та напряженно смотрит на него с другого конца стола, и кипяток из самовара тонким ручейком льется в дребезжащий стакан, после чего капитан выходит в соседнюю комнату и пытается повеситься на люстре Так с этой смерти начинается крах дома Железновых, его медленное сползание к пропасти. И не потому, что приехавшая тайно из-за границы Рашель предрекает гибель прогнившему капитализму, дело в другом: Россия давно погрязла в пьянстве и безразличии, сутяжничестве и равнодушии, а дети унаследовали пороки своих отцов. Тема духовного очищения исподволь вкрадывается в бурлящий страстями спектакль, заставляет хозяев дома вспомнить о душе, когда и жизни-то не осталось и надо держать ответ перед самым страшным судом, Высшим судом. Усталая Васса Железнова возвращается домой после склочных дел в пароходстве, а тут невестка пристает: отдай сына да отдай сына, то есть внука. Дочери тоже с «катушек съехали», напились, приходится в ванной «отмачивать», где когда-то их отец смывал свои грехи, и вдруг удар! Правая рука онемела, тело свело судорогой, ноги подкосились, удушье, хрип: воды, воды… Но Рашель (Ксения Лаврова-Глинка) не спешит спасать свекровь, ведь если Васса умрет, сын будет снова с ней, вот только кто его будет воспитывать: революция или мать Финал спектакля остается открытым, Васса уходит в мир иной, не оставив после себя наследников. И на заднем плане покатого подиума (художник Валерий Полуновский) тоже отходит пароход, дымя черными трубами, который, может быть, вернется в Россию через 70 лет, но Железновых там уже не будет, и все придется начинать сначала. Давненько ничего подобного я не видела на сцене легендарного театра, когда атмосфера той или иной картины возникает из совокупности внутренних состояний героев, а классика не подстраивают под сегодняшний день, его просто внимательно слушают, размышляют и сочиняют. Пресса Министром культуры Тверской области назначена Ксения Глинка, Вести (Тверь), 6.09.2022 В Тверской области культурой будет ведать актриса Ксения Глинка, Вся Тверь, 6.09.2022 Спектакль Евгения Писарева «Примадонны» сыгран в последний раз, Медиацентр МХТ, 30.06.2021 Сергей Женовач вручил «Чайки» артистам и сотрудникам МХТ Чехова, видеосюжет «Московского комсомольца», 17.01.2021 Женовач вручил «Чайки»: в театре прошла церемония награждения заслуженных деятелей. Фоторепортаж Наталии Мущинкиной, Московский комсомолец, 17.01.2021 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Ксения Лаврова-Глинка: «Я пошла в актрисы от безысходности», Юлия Палагина, Вечерняя Москва, 12.09.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 «Личный подход»: Ксения Лаврова-Глинка, радиостанция «Москва FM», 30.03.2018 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Дюжев, Дужников, Бурковский и Трухин. Репортаж с гастролей, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 17.01.2017 100-й «Дом». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 18.10.2016 Завод по оздоровлению людей, Татьяна Никишина, Аргументы недели, 16.06.2016 Ксения Лаврова-Глинка в программе «За кулисами», 8 канал, 4.02.2016 Телеверсия юбилейного вечера Олега Табакова, Первый канал, 16.01.2016 Проект «Чехов жив» «Ионыч», 25.09.2015 Ксения Лаврова-Глинка в программе «За кулисами», 8 канал, 7.09.2015 Ксения Лаврова-Глинка: выше, стройнее, элегантнее, Марина Зельцер, Вокруг ТВ, 24.06.2015 «Ночь поэзии» в честь дня рождения Пушкина устроили актеры МХТ, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.06.2015 15 вопросов для Ксении Лавровой-Глинки, Пресс-служба МХТ, 24.04.2015 Торжественная церемония открытия Года литературы в России, телеканал «Культура», 10.02.2015 Сдаю тело в аренду персонажу, Татьяна Никишина, Аргументы недели, 15.08.2013 Театральное лето продолжается спектаклями легендарного МХТ. Вечер первый «Дворянское гнездо», сайт Хабаровского краевого театра драмы и комедии, 30.06.2012 Чистосердечное непризнание, Алла Шендерова, Коммерсант, 19.04.2012 «Преступление и наказание»: «выход» есть только у зрителя, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 18.04.2012 Лев Эренбург представляет на сцене МХТ свою версию «Преступления и наказания», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2012 В МХТ представили новую версию романа «Преступление и наказание», видеосюжет телеканала «Звезда», 23.03.2012 «Преступление и наказание» в МХТ спектакль о людях, потерявших Бога, фотолента «РИА-Новости», 20.03.2012 В МХТ имени Чехова поставили «Преступление и наказание» по Достоевскому, ИТАР-ТАСС, 20.03.2012 Объяснение в любви на придуманном языке «Шага» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.04.2011 Бред втроем, Ада Шмерлинг, Известия, 8.04.2011 В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010 МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010 «Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010 Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010 «Васса Железнова» в МХТ царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010 Люди и премьеры. «Васса Железнова» Льва Эренбурга, телеканал «Театр», 03.2010 Как сфотографироваться с Хабенским, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 7.09.2009 Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009 Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009 |