Художественное руководство и дирекцияРуслан Кулухов Ляйсан Мишарина Артемий Харлашко Евгений Зубов Вячеслав Авдеев Наталья Перегудова Альфия Васенина Алексей Чирков Константин Шихалев Екатерина Капустина Творческая частьМедиацентрАнастасия Казьмина Дарья Зиновьева Александра Машукова Татьяна Казакова Наталья Бойко Олег Черноус Алексей Шемятовский Репертуарная частьНаталья Беднова Олеся Сурина Виктория Иванова Наталья Марукова Людмила Калеушева Алёна Соколова Служба главного администратораСветлана Бугаева Анна Исупова Илья Колязин Дмитрий Ежаков Дмитрий Прокофьев Отдел проектной и гастрольной деятельностиАнастасия Абрамова Инна Сачкова Отдел маркетинга и стратегического развитияЛилия Сидорова Мария Баженова Музыкальная частьОрганизационный отделОтдел кадровАнна Корчагина Отдел по правовой работеЕвгений Зубов Надежда Мотовилова Финансово-экономическое управлениеАльфия Васенина Ирина Ерина Елена Гусева Административно-хозяйственный отделМарина Щипакова Татьяна Елисеева Сергей Суханов Людмила Бродская ЗдравпунктТатьяна Филиппова | Больной вопрос Хабенского: худрук МХТ им. Чехова назвал юбилей «проверкой на вшивость»Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.02.2023 На 2023 год приходится сразу несколько юбилейных дат: 125-летие Московского Художественного театра имени А. П. Чехова, 80-летие Школы-студии МХАТ и столетие Музея МХАТ.
В преддверии тройного юбилея худрук, директор МХТ имени А. П. Чехова Константин Хабенский поделился планами и нервно отреагировал на острые вопросы. Накануне он «травмировал голос», поэтому хрипел, пил горячий чай и, как это бывает с актерами, по ходу разговора, читай спектакля, почти выздоровел. Голос появился, а реакции были, как и полагается настоящему артисту, обостренно-нервными. Самая болезненная тема связана с взаимоотношениями со МХАТ им. Горького, который когда-то был частью целого, пока театр не раскололся на две половины. О сотрудничестве с директором горьковского МХАТа Владимиром Кехманом речи не идет. «Я вижу прекрасно отстроенное здание, в котором сделан классный ремонт, — прояснил ситуацию Константин Хабенский. — С кем дальше сотрудничать на предмет празднования? Не вижу творческого импульса, поэтому мы все делаем своими силами. Должен быть общий творческий язык, идеи и понимание того, что есть Художественный театр, первый театр страны».
Все идет своим чередом, никакой суеты. 27 марта, в День театра, будет впервые вручена премия МХТ молодым людям до 35 лет в области не только драматического театра, но и оперы, балета, кино, классической музыки. Это рассматривается как импульс для дальнейшего развития.
В день 125-летия театра состоится премьера на основе материалов музея МХАТ и пьесы Юлии Поспеловой о метафорической любви, как было сказано, и речь, надо полагать, идет об основоположниках МХТ Станиславском и Немировиче-Данченко. В юбилейный год зрителей ждут 14 премьер. Зачем такой вал? Все во имя актера, который без новой работы может превратиться в человека, работающего на конвейере. Ближайшая премьера — чеховский «Дядя Ваня» в постановке Дениса Азарова, потом — «Маскарад» Лермонтова, над которым работает Петр Шерешевский. Николай Скорик поставит пьесу «Цена жизни» Владимира Немировича-Данченко, которая 130 лет назад получила Грибоедовскую премию, обойдя Чехова. Появится спектакль «Занавес» на основе интервью, которые взял драматург и режиссер Андрей Стадников не только у актрис МХТ, но и у других его сотрудниц. А вот имя режиссера, который поставит «Театральный роман» Булгакова, пока хранится в тайне.
Константин Хабенский заявил об обновлении фирменного стиля театра, в частности, его сайта. В сентябре состоятся гастроли в Казахстане, которые охватят даже Байконур, где сотрудники театра будут провожать космонавтов в путь: как раз на это время запланирован полет. В космос отправится и сувенир от МХТ. Ну а на Земле состоится юбилейный тур в Санкт-Петербург, на родину Константина Хабенского. Это будут обменные с Александринкой гастроли. Театр берет на себя художественное руководство фестивалем «Мелиховская весна», где представят проект «Ландшафтный театр», который рассматривается как возможность «подчеркнуть проблему в регионах».
Планируется конкурс среди московских киношкол, которые поздравят короткометражными работами МХТ с юбилеем. Победитель снимет художественный фильм по сценарию Немировича-Данченко, написанному для Голливуда.
А вот свои студенты из Школы-студии МХАТ, по мнению Хабенского, должны не бояться нырять налево и направо, быть живыми. Он и сам прислушивается к тому, что происходит в зрительном зале, и хотел бы предложить публике что-то такое, что не повторяло бы происходящее на телевидении. «Важно чувствовать ухом, глазом, диафрагмой» — вот видение худрука.
Сам он все время проводит в МХТ. В кино из-за этого давно не снимается. «Но я не жалуюсь, — говорит Хабенский. — Все в наших руках. Все получится». А юбилей, по его словам, «очередная проверка на вшивость, как моноспектакль или монофильм, то, чего ты раньше не делал. Нам нужен новый зритель и новые ракурсы». Ради этого в театр привлекли блогеров, которые, как выяснилось, во время спектакля сидят в трюмах и транслируют в гаджетах своей аудитории новости. Таким образом «подманивают зрителя».
Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий рассказал, как вместе с Константином Хабенским посетил 95-летнюю Инну Соловьеву — легендарного историка театра. «С ногами у нее плохо, а с мозгами роскошно», — пояснил он. Так вот, придя к ней в гости, нынешние реформаторы МХТ поинтересовались, о чем, собственно, 18 часов в ресторане «Славянский базар» беседовали Станиславский с Немировичем. А Инна Натановна им ответила, что прежде всего они там вкусно ели, и не думайте, что хотели создать новаторский театр. Они просто хотели свой театр. Золотовицкий пояснял, что мечтали поменять интонацию, сделать ее общедоступной. В общем, основоположники — это не просто висящие в фойе иконы.
А вот за происходящими в театре процессами наблюдают в Музее МХАТ, основанном Станиславским и Немировичем в год 25-летия театра. Когда-то он был его частью и располагался под сценой. Теперь это 342 тыс. единиц хранения и самостоятельная структура. А театру не уйти от пристального ока музея. Все победы и поражения будут зафиксированы.
Оригинал статьиПресса Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 | |