Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Ляйсан Мишарина
Артемий Харлашко
Евгений Зубов
Вячеслав Авдеев
Наталья Перегудова
Алексей Чирков
Константин Шихалев
Екатерина Капустина

Творческая часть

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева
Алёна Соколова

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Отдел маркетинга и стратегического развития

Лилия Сидорова
Мария Баженова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Симфония судьбы

Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
«Двадцать дней без войны». К. Симонов.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Марина Брусникина, художник Николай Симонов.


В спектакле МХТ, поставленном театром к 9 Мая, — то есть в спектакле «датском» именно в советском значении этого слова, вновь ставшем актуальным, — нет ни пафоса, ни надрыва, ни истерики, ни вранья, ни пустоты, ни цинизма, ни лжи.

Это спектакль кристально честный по режиссерскому замыслу и практически безупречный по актерскому исполнению. Во всяком случае, 22 июня он был именно таким. Спектакль пронизывала сдержанность общего тона, точная интонация каждого — в каждом эпизоде, и звучание многоголосья как идеально «спетого» (в значении — сыгранного, единого) хора под управлением мастеровитого, опытного хормейстера, для которого вся эта история — дело очень личное. А что для Марины Брусникиной война — дело личное, сомневаться не приходится. Брусникина 61-го года рождения, и в ее ДНК даже больше, чем в моем (я 79-го), вшито: «Только бы не было войны». И «Летят журавли» Михаила Калатозова (это 57-й год). И «Двадцать дней без войны» Алексея Германа по сценарию Константина Симонова. Фильм с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко, который вышел в 1976 году и стал одной из тех картин, что застроили, определили отношение к войне, к людям, прошедшим через нее, — для тех, кто жил и живет и в СССР, и в РФ. Для нас.

Сегодня Марина Брусникина выбрала для своей постановки к 80-летию Победы сценарий Константина Симонова и взяла на главную роль Ивана Волкова, в этом сезоне вошедшего в труппу МХТ. Актера, которого после исполнения им роли военкора Лопатина стоит, кажется, назвать одним из главных актеров сегодняшнего дня. Во всяком случае, таким актером, чьи работы пропускать нельзя и за которым стоит следить как за камертоном, как за тем, кто создает смыслы, пропускает сквозь себя время.

Волков играет сдержанно, как-то все внутрь, без толики актерствования. Играет тихо, ничего не акцентирует, не педалирует, держится все время словно в тени. А видишь его все время. И не потому, что он почти не уходит со сцены, а потому же, почему всегда было видно Ольгу Яковлеву, которая намеренно уходила с авансцены, оставаясь при этом эпицентром энергии и сути, и именно поэтому на нее и смотрели.

Игра у Волкова — такой плотности, как проза высшей пробы. Роль пропитана смыслом, правдой до краев, и, кажется, нам, зрителям, было дано счастье видеть в ней жизнь человеческого духа. Ту сердцевину человеческой судьбы, поймать и передать которую учили великие (а мы про это только читали). Ведь это совсем редко кому удается. Почти никому. И мы уже привыкли к заменителям, к оболочкам, к суррогату. А когда видим, как у Волкова, настоящее, — теряемся. Как об этом писать? Какие фразы найти, чтобы передать лопатинскую сутулость, цепкий усталый взгляд, нелюбовь к громким словам и эффектным жестам, терпимость к людям и очень разным их проявлениям? Физическую непереносимость фальши. Желание спрятаться. Нежелание врать. Подчиненность себя делу, не тобой выбранному, но — общему. Тяжелый фронтовой опыт, когда уже даже не истерика внутри, а полное опустошение. Смирение со своей незадавшейся судьбой и неотменимое ничем, никакой войной и никаким разводом, желание жить и любить. И быть любимым.

Волков играет человека, который похож на брошенного или потерявшегося большого лохматого пса, промокшего под дождем. Идти ему некуда. Вроде бы, все ему рады, он знаменитость, его фронтовые очерки вырезают из газет, цитируют, его зовут в гости, все хотят с ним поговорить, задают умные вопросы, по его текстам снимают фильм. А по сути, никто и нигде его не ждет. Бывшая жена, бездушная змея в огненно-сухом исполнении Дарьи Юрской, обдает его таким холодом, что страшно и хочется уползти от нее куда-нибудь подальше, пока не добила окончательно. И вдруг он встречает женщину, которая его увидела. Приняла. Услышала по-настоящему, всерьез, и открылась ему. Дала согреться. Оттаяла рядом с ним сама. Полюбила, когда он уже совсем не ждал этого. И теперь он ходит за Ниной, которую играет Светлана Колпакова, как хвостик. Она его спасла. Она сделала его снова живым.

Светлана Колпакова Волкову хорошая пара. Она играет земную, загрубевшую некогда прелестную женщину, которая тоже, как и Лопатин, поставила на себе крест. Муж ушел еще до войны. Ребенок маленький. Эвакуация. Ну какая любовь. И тут вдруг.

Когда они видят друг друга в поезде, еще до встречи в Ташкенте, все уже случается. Она выходит курить. Он подходит, берет за руку. Ведет к фонарю — рассмотреть. Она идет за ним. Все — без слов. Все и так понятно.

В спектакле Брусникиной, помимо больших актерских работ, выросших из хорошей литературы и режиссуры, много пауз, в которых столько же смысла и души, как и в игровых эпизодах. Много музыки (композитор тоже Иван Волков). Много воздуха (художник по свету Иван Виноградов). Много сценической, высокой театральной поэзии. Экран во весь задник, на нем титры и — понизу — дым. Что-то все время горит в этом почти безлюдном мире (художник видеопроекции Михаил Купрыгин). Здесь, в спектакле, много непроговоренного, не на показ, знания, глубины и боли. И в сочетании со сценографией Николая Симонова, который как основной принцип взял выдвигающиеся из сцены на разную высоту платформы, плунжера (зыбкая, не твердая земля под ногами, мир меняется каждую минуту, не опереться), возникает настоящий серьезный театр. Симфония одной судьбы и целого народа, переживающего войну, которой не видно конца.

Брусникина, вся постановочная команда и мхатовцы сделали спектакль не на потребу времени, не ради галочки. Все здесь всерьез, так, что, кажется, само время дышит на сцене.

Ходят слухи, что спектакль не будет идти в следующем сезоне. Хочется верить, это только слухи. Может, конечно, это преувеличение, но кажется, что нет: ощущение, что случилось большое художественное событие. 

Оригинал статьи
Пресса
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
«Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Создатель объяснил зеленый цвет памятника Олегу Табакову, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2021
Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
В метро запустили мхатовский поезд, Виктор Борзенко, Театрал, 5.11.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004