Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Три Герды

Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

А. Пушкин «Бесы»


Спектакль Марины Брусникиной «Полярная болезнь» по пьесе Марии Малухиной соединяет актуально-болезненные вопросы времени с его характерными приметами, человеческими типажами и этнику крайнего Севера, живущего в пространстве мифа.

Пьеса Малухиной – о девяностых, рушащемся мире, тотальном сломе, социальном переустройстве и о простом беззащитном человеке, в шторме смутного времени пытающемся не только не утонуть, но и взобраться на гребень волны, урвать свой кусок пирога. В спектакле Брусникиной эта тема звучит не только и не столько как документальное повествование о недавнем прошлом нашей страны, сколько как попытка в его отражении осознать наше настоящее, не менее потерянное, «безумное» и противоречивое. К такому интимному, вдумчивому разговору о том, «куда же несётся птица-тройка» зрителя побуждает доверительная атмосфера Малой сцены и «приглушенное», кинематографично-документальное актёрское существование главных героинь.

Образ Руси как гоголевской птицы-тройки и неизменный мотив дороги, пути в пушкинском снежном буране поддержаны и самим сюжетом пьесы. Только вместо конной брички – разваливающийся автобус-«уазик», а в нём три героини, как когда-то чеховские три сестры или некрасовские мужики, отправились на поиски счастья и лучшей жизни. Пьеса вся прошита литературными аллюзиями, а одна из «сестёр», Татьяна, в прошлом учительница литературы, время от времени цитирует в пустоту классиков, никем не слышимая.

Традиции классической русской литературы находят отражение и в теме «судьбы русской женщины», которую драматург и режиссёр акцентировали, а мужских персонажей свели до собирательного образа двух безголосых полусонных попутчиков. Три героини, три возраста и три возможных женских судьбы, столь непохожих в своём прошлом, теперь игрой обстоятельств завязаны в один плотный узел, объединены одним ремеслом, одной дорогой, одной мечтой. Татьяна (Дарья Юрская) – замкнутая, холодная интеллектуалка, этакая «жена декабриста» или белого генерала, с трудом примиряющаяся с грубой прозаичностью и безнадёжностью своего положения. Валя (Юлия Чебакова) – бойкая и «неубиваемая бабёнка» из народа, ко всему привычная неугомонная болтушка, но именно ей, «прошаренной», выпадет на долю наибольшее испытание. Люба (Маргарита Якимова) – ещё совсем молодая наивная девчушка, жизни не знающая, открыв рот слушающая старших подруг, но и в её биографии, как позже оказывается, есть мрачные эпизоды в духе Достоевского. Вывести на первый план образы трёх женщин – не только внимание драматурга и режиссёра к судьбе женщины в момент слома эпох. Эта женщина, ещё недавно «слабая», безработная, теперь ощутила болезненную ответственность за выживание семьи и поэтому через неизвестность прокладывает путь себе и другим к новым мечтам и к новому будущему. На поэтическом уровне в спектакле Брусникиной эти женские образы через переодевания героинь то в шубы, то в платья невест, через сны и монологи формируют единый – нежный, сильный, трагический и дарящий надежду – женский образ Руси-России-Родины.

Не менее важен второй пласт, в котором разворачивается существование спектакля – пространство сказок, мифов и песен крайнего Севера, вневременной холодной бесконечности, окутывающей маленький замерзающий автобус. Это замедленно-космическое пространство бескрайних снегов и полярного сияния выражено музыкально, через песни духов и северные напевы-предания (Алёна Хованская и Алексей Варущенко). Оно вырастает из сна героинь и постепенно захватывает реальность, превращая её в мифическую красиво-страшную фантасмагорию. С маленького балкончика в глубине сцены духи-певцы, исполняющие свои магические баллады, в сияющих космических костюмах, постепенно спускаются вниз к героиням, и вот они уже ходят среди них, кружат, завораживают, вот уже поют об их собственной боли и их мечтах.

Музыкально-этническая и сонно-песенная составляющая живёт в спектакле Брусникиной наравне с основным сюжетом, уберегая последнее от злободневной плакатности и безапелляционности. Она наполняет всё происходящее на сцене поэзией, тонкой щемящей меланхолией и философской глубиной, не давая ни создателям, ни зрителю произнести безжалостный приговор времени. А чудо северного сияния становится символом путеводной мечты.

Екатерина Ченчикова окончила факультет филологии и истории, кафедра зарубежной германской филологии (компаративистика) РГГУ и там же магистратуру по направлению: современные зрелищные искусства (театральная и кинокритика). Учится в ГИТИСе на факультете эстрады (актёр театра и кино).
Пресса
Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024
Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…, Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022
МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Воронежцы окунулись в «Ювенильное море» с МХТ имени Чехова, Татьяна Ткачёва, Российская газета, 12.06.2021
Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021
Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021
«Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021
Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021
Как страшный сон…, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020
В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
Юлия Чебакова: «Хочу быть у вас актрисой!..», Мария Холондович, Театрон, 23.10.2018
Гости из МХАТ: Юлия Чебакова и Олег Тополянский, видеосюжет телеканала «Астрахань 24», 23.06.2017
На Малой сцене МХТ поставили комедию об одиночестве, видеосюжет телеканала «Культура», 4.03.2016
Извините, я еду к вам, Нелли Проторская, Диалог культур, 2.03.2016
«Телефон доверия». МХТ им. А. П. Чехова, Полина Тихонова, World Podium, 24.02.2016
Лекарство от одиночества — на Новой сцене МХТ им. Чехова, Камилла Конвэй, Вся Швейцария на ладони, 9.10.2015
По ком звонит в МХТ телефон доверия, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 7.10.2015
«Большие гастроли» с аншлагом, Сергей Малюков, Липецкая газета, 27.06.2015
Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014
В Саратове начинаются гастроли МХТ им. Чехова, Общественное мнение (Саратов), 24.02.2014
В «МК» вручены призы номинантам Театральной премии-2013, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 1.11.2013
Он в Аргентине, Ольга Фукс, Театральная афиша, 09.2013
Пришелец, Татьяна Джурова, Петербургский театральный журнал, 23.06.2013
В «Зазеркалье» Петербурга проходят гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 20.06.2013
Людмила Петрушевская: юбилей на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
У причала, Глеб Ситковский, Ведомости, 28.02.2013
Аргентина далеко, а МХТ рядом, Геннадий Демин, Трибуна, 6.02.2013
Редкий кадр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.01.2013
Он в Аргентине, а Ленин — в Польше, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.12.2012
Беккет с хреном, заливной, Елена Дьякова, Новая газета, 23.11.2012
В танго только женщины, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.10.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
Как я провел «Прошлым летом в Чулимске», Татьяна Власова, Новые известия, 11.07.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011
Мастерство молодости, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003
Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003