Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024 Московский художественный театр открыл сезон постановкой «Самоубийцы» Николая Эрдмана. Премьера вышла знаменательная по многим параметрам. Вопросов к ней, впрочем, хватает.Опоздавший Эрдман Что интересного во внешних обстоятельствах премьеры? Ну, во-первых, поставил «Самоубийцу» Николай Рощин – питерец, более того, в недавнем прошлом главреж Александринки. Он же выступил художником (отличная работа). А главную роль сыграл Иван Волков, тоже питерец, который теперь будет работать в МХТ (он же и музыку написал; такие они, питерцы, разносторонние). Рощин с Волковым работают вместе уже четверть века в обоих столицах, очень тесно и плодотворно. Теперь вот до МХТ добрались. Волков – отличное приобретение для труппы. Кумир питерской публики, обладатель многих театральных призов… (Для справки добавим: ему 50 лет, он из актерской династии, сын знаменитой Ольги Волковой и Николая Волкова, бывший муж Чулпан Хаматовой – у них дочь Арина). Во-вторых (и театр это тщательно подчеркивает, элементы такой информации прямо внесены в спектакль) у «Самоубийцы» был шанс появиться на сцене в Камергерском несколько раньше – году в 1932-м. Вовсю шли репетиции, но спектакль так и не выпустили. Там вообще увлекательная история – и творческий спор Станиславского с Мейерхольдом, и личные дела драматурга (которому эстетически, конечно, был куда ближе Мейерхольд, но зато имелся бурный роман со звездой МХТ Ангелиной Степановой). Наконец, неоднозначная позиция товарища Сталина, который пьесу обругал, но против подготовки спектакля не возражал… А потом все же запретил. Вот уж тема для исследования – или пьесы о пьесе! О чем речь в «Самоубийце»? Если максимально коротко, это написанная очень ярко (Станиславский с Гоголем сравнивал!) история неудачливого бегства от действительности мещанина Подсекальникова. Жизнь его достала, он в сердцах изъявляет желание с ней проститься, тут же набегает толпа всяких деятелей, которые предлагают ему покончить с собой «в знак протеста» против того, что не устраивает именно их. Ну, злая пародия на историю Кириллова из «Бесов» Достоевского (или черный анекдот по поводу собравшегося топиться человека: «котяток захватите»). Естественно, острие сатиры направлено против этих махинаторов. Среди которых всякие спекулянты, скрытые белогвардейцы, священник, писатель-коньюнктурщик и прочее. Подсекальников в итоге стреляться отказывается. Жизнь побеждает. Мелкие бесы остаются с носом. Странная эта вещь! Я знаю многих, кому «Самоубийца» нравится именно как чтение. Да, написано, зло, мрачно и хлестко. Но! Нельзя забывать, что пьеса писалась как актуальная сатира, поэтому, увы, значительная часть острых шуток уходит в «молоко». Причем так было уже в 1932-м – когда никаких нэпманов, во многом против которых и направлена сатира, уже в помине не было! (Думаю, и это обстоятельство сыграло тогда против постановки «Самоубийцы»; Эрдман, увы, опоздал за стремительно меняющейся страной) Вместе с тем, не замечать этой сатиры, играть универсальные типажи и ситуации (материал для этого есть) – не означает ли обеднять пьесу? Эрдман все же не Гоголь, он хорош, прежде всего, в актуальном юморе. И, конечно, в такой ситуации одним из выходов всегда является «осовременивание» пьесы (к этой, на мой вкус, оно вполне подходит). Благо, новых типажей и ситуаций, великолепно накладывающихся на материал Эрдмана, видимо-невидимо Но, конечно, у любого режиссера на этом пути встает как минимум две трудности. Во-первых, «ходить бывает склизко по камешкам иным, итак, о том что близко, мы лучше помолчим» (А. К. Толстой). А во-вторых – где ж взять нынче драматурга, способного хотя бы подстроиться под манеру Эрдмана? О старом и новом Николай Рощин, как представляется, трудностей не избежал. И в итоге там, где герои архетипичны («ловкий сосед», «сварливая жена», «противная теща» и т.п. – названные типажи воплотили Игорь Золотовицкий, Юлия Чебакова, Янина Колесниченко) – все прекрасно и очень смешно. Где маски не так очевидны, нужен контекст, незнакомый нынешнему зрителю, – появляется некий сквозняк, на котором и безумно органичный всегда Александр Семчев, кажется, чувствует себя не совсем в своей тарелке. Но дело, в общем, даже не в этом. Отметим пока главную удача постановки – ее безукоризненное, впечатляющее визуальное решение. То есть, и ее сценографию, и ее видеографию (напомню – то и другое самого постановщика, Николая Рощина). Видеофрагменты мы видим сейчас чуть ли не в каждом третьем спектакле, но здесь они, не выпадая из ткани спектакля, очень гармоничны, это настоящие мини-фильмы (особенно – сцена похорон, снятая в фойе МХТ, куда как будто прямо со сцены перемещаются все герои). Иван Волков неожиданно предстает в этих черно-белых лентах в образе… Бастера Китона, знаменитого «комика без улыбки» немого кино. Напомним, что драматический актер Волков начинал свою карьеру в театре «Лицедеи» у Вячеслава Полнунина, уроки не забыты! Ну, а коммуналка, которой живет герой, имеет… форму гроба. То есть, отсюда и на кладбище не страшно, оно уже тут. И вот тут кроется главная заминка – Подсекальников в исполнении Ивана Волкова. Волков слишком умен и интеллигентен для простого мещанина. Слишком он «питерский». Как говорится, университет на лице написан, а также сыгранные звездные роли Яго, Сирано и прочих. Этого типа некогда должен был играть Ильинский у Мейерхольда, Яншин в МХТ – вот, было бы самое то. Сыграл Сергей Шакуров в экранизации (не очень удачной) – нормально. Роман Ткачук в знаменитой телеверсии спектакля Театра Сатиры – в точку. Вячеслав Евлантьев в идущей сегодня в СТИ постановке Сергея Женовача – вполне. То есть, направление, тенденция, понятна. И, полагаю, Эрдманом оно как-то так и писалось. А тут – как будто мы не Подсекальникова видим, а Башмачкина. Или вот – Бастера Китона. Это, извините, совсем другая история. Про маленького человека, бедного чудака в жестоком мире. Кажется, Рощин в эту сторону и заворачивал, то-то безумно смешной в иных интерпретациях «Самоубийца» вышел у него мрачноватым и холодноватым… Ну – как не сказать! – питерским. Не уверен, что это вышло органично, как-то материал Эрдмана, мне кажется, сопротивлялся слишком сильно… Многим запомнился – еще при чтении – финальный монолог героя про его «право на шепот», которого он только и добивается. Его можно назвать неким credo героя, как оно видится постановщику здесь (не факт, что это так в пьесе). Но прочитаем внимательнее. Герой говорит: «А прошу я немногого. Все строительство наше, все достижения, мировые пожары, завоевания – все оставьте себе. Мне же дайте, товарищи, только тихую жизнь…» Да, маленький человек, не правда ли? Но дальше-то он говорит: « и приличное жалованье». Последней фразой Эрдман, конечно, резко, издевательски сбивает драматическую ноту, Рощин и Волков ее держат ее, усиленную, до самого финала. Оригинал статьи Пресса Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…, Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024 Константин Хабенский вручил памятные знаки «Чайка» (фоторепортаж Екатерины Цветковой), Ok!, 27.10.2024 В МХТ прошла церемония вручения почетных знаков «Чайка» (фоторепортаж Екатерины Цветковой), Театрал, 26.10.2024 Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024 МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024 МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024 «Бабушкин праздник» вторая часть спектакля «Пролётный гусь» на фестивале «Театральные выходные» в Зарядье (видеотрансляция), парк «Зарядье», 22.06.2024 Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 О звездах накануне космического старта: в Байконыре состоялся вечер МХТ имени Чехова, Sputnik Казахстан, 15.09.2023 Эффективное средство от «Полярной болезни», Анна Чепурнова, Труд, 16.12.2022 В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022 В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022 МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022 В МХТ имени Чехова состоялась премьера пронзительного спектакля «Полярная болезнь», видеосюжет Первого канала, 4.12.2022 Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022 Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022 «Пролётный гусь» — фильм к 20-летию спектакля (2022), Медиацентр МХТ, 25.02.2022 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 Воронежцы окунулись в «Ювенильное море» с МХТ имени Чехова, Татьяна Ткачёва, Российская газета, 12.06.2021 Юлия Чебакова: «Весь ХХ век это создание иллюзии красивой и счастливой жизни», Анастасия Павлова, Театрон, 19.05.2021 Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021 Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021 «Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021 Прямой эфир с актрисой Юлией Чебаковой, Ticketland.ru, 16.04.2021 На «Заговоре чувств» в МХТ имени Чехова зрителям предложили колбасу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.04.2021 Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021 Премьера «Заговора чувств». Фоторепортаж Александра Иванишина, Медиацентр МХТ, 31.03.2021 Как страшный сон
, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020 В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020 «Ювенильное море»: фильм о создании спектакля, 22.11.2020 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Ювенильное море» по повести Платонова, Вероника Словохотова, Независимая газета, 15.10.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Телеверсия мхатовского вечера «Круг чтения»: «Весь мир театр» (запись 2012 г.), телеканал «Театр», 27.06.2020 «Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Юлия Чебакова: «Хочу быть у вас актрисой!..», Мария Холондович, Театрон, 23.10.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Гости из МХАТ: Юлия Чебакова и Олег Тополянский, видеосюжет телеканала «Астрахань 24», 23.06.2017 «Круг чтения». Читка пьесы Андрея Бехтерева «Непрогоняемый ангел». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 12.12.2016 Сбор труппы МХТ. Фоторепортаж Владимира Майорова, 30.08.2016 «Телефон доверия». Интервью на фоне спектакля., телеканал «Театр», 26.05.2016 На Малой сцене МХТ поставили комедию об одиночестве, видеосюжет телеканала «Культура», 4.03.2016 Извините, я еду к вам, Нелли Проторская, Диалог культур, 2.03.2016 «Телефон доверия». МХТ им. А. П. Чехова, Полина Тихонова, World Podium, 24.02.2016 «Телефон доверия». Фоторепортаж Елены Никитченко, ИНТЕРПРЕСС. РУ, 24.02.2016 «Телефон доверия» в фотографиях Романа Астахова, 21.02.2016 «Телефон доверия», или Путь спасения от одиночества, Алла Буловина, Wecherom.ru, 21.02.2016 Лекарство от одиночества на Новой сцене МХТ им. Чехова, Камилла Конвэй, Вся Швейцария на ладони, 9.10.2015 По ком звонит в МХТ телефон доверия, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 7.10.2015 Проект «Чехов жив» «Анна на шее», 25.09.2015 «Большие гастроли» с аншлагом, Сергей Малюков, Липецкая газета, 27.06.2015 Торжественная церемония открытия Года литературы в России, телеканал «Культура», 10.02.2015 Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014 В Брянске более четырех тысяч зрителей посетили гастроли МХТ имени А. П. Чехова, Мария Астащенко, Наш Брянск, 2.09.2014 Брянский зритель порадовал МХТовцев пониманием и гладиолусами, Мария Астащенко, Наш Брянск, 25.08.2014 Спектаклем «Пролётный гусь» по рассказам В. Астафьева открылись гастроли МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телекомпании «Брянск», 25.08.2014 «Пролётный гусь»: артисты МХТ показали красноярцам спектакль по рассказу Астафьева, видеосюжет ГТРК «Красноярск», 19.05.2014 Фоторепортаж: В Саратовском ТЮЗе начались гастроли МХТ им. Чехова, ИА «Версия» (Саратов), 25.02.2014 В Саратове начинаются гастроли МХТ им. Чехова, Общественное мнение (Саратов), 24.02.2014 В «МК» вручены призы номинантам Театральной премии-2013, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 1.11.2013 Фоторепортаж «Номинантам Театральной премии МК-2013 вручили призы», Московский комсомолец, 31.10.2013 Он в Аргентине, Ольга Фукс, Театральная афиша, 09.2013 Пришелец, Татьяна Джурова, Петербургский театральный журнал, 23.06.2013 В «Зазеркалье» Петербурга проходят гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 20.06.2013 Людмила Петрушевская: юбилей на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть II), телеканал «Театр», 8.05.2013 Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013 Известные артисты посвятили вечер современной поэзии, видеосюжет МТРК «Мир», 9.03.2013 Телеканал «Дождь» о вечере «Все поколения», 5.03.2013 У причала, Глеб Ситковский, Ведомости, 28.02.2013 Аргентина далеко, а МХТ рядом, Геннадий Демин, Трибуна, 6.02.2013 Редкий кадр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.01.2013 Он в Аргентине, а Ленин в Польше, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.12.2012 Беккет с хреном, заливной, Елена Дьякова, Новая газета, 23.11.2012 В танго только женщины, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.10.2012 «Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012 Как я провел «Прошлым летом в Чулимске», Татьяна Власова, Новые известия, 11.07.2012 В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта
, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012 МХТ имени Чехова продолжает «несентиментальное путешествие» в 1970-е, видеосюжет телеканала «Культура», 28.05.2012 Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012 Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011 Мастерство молодости, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011 Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011 «Письмовник». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 3.11.2011 Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011 Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011 Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011 В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011 «Шинель» дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011 Люди и премьеры. «Васса Железнова» Льва Эренбурга, телеканал «Театр», 03.2010 В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004 Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003 Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть I, Екатерина Рындык, 01.2003 |