Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Секс в уральском городе.

Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003
На спектакли Брусникиной, вернее — на спектакли команды Брусникиной, можно идти с предвкушением гарантированного удовольствия. Вместе с молодыми мхатовскими актерами она делает уже третий репертуарный спектакль: «Легкий привкус?» последовал за «Пролетным гусем» по Виктору Астафьеву и «Сонечкой» Людмилы Улицкой.
Крепкий молодняк выпускает под руководством Брусникиной нечто вроде высокохудожественных литмонтажей. Всякий раз эта серьезная работа, и отчасти смущает то, что ребята как-то комфортно приноровились к жанру. Гигантские объемы текста они теперь перелопачивают со спокойным, «экскаваторным» упорством. И уже поделились на тех, кто играет (то есть занимается своей прямой профессией), и тех, кто просто читает с выражением. А читать с выражением — ничего хуже для современного актера нет. Тупиковый путь. Бесперспективный.
Играющих перечислю сразу: великолепные девочки — Юлия Чебакова и Наталья Рогожкина, и двое ярких мужчин — Алексей Агапов и Максим Виторган. Деление по половому признаку здесь особенно актуально, поскольку «Легкий привкус?» — это подробная история самой распространенной человеческой болезни под названием «любовь». С перечислением всего, что в это слово сегодня принято вкладывать: легкость нравов необыкновенная, доступность женщин, неразборчивость мужчин, случайные встречи, опасные связи, некрасивые разрывы. ОН изменяет жене с любовницей, любовнице с другой любовницей, потом опять с первой обманывает вторую, ну и жену заодно, разумеется? ОНА изменяет мужу, любовнику, претендующему на роль мужа, и им обоим — с любовником, ни на что не претендующим? На сцене дюжина персонажей, мужчин и женщин — пополам, и все они повязаны паутиной бывших, текущих и будущих связей. Насчет «легкого привкуса», это автор, конечно, поскромничал. Впечатление такое, будто на нашей маленькой планете все друг с другом спали, а кто не спал, у того общепланетарный интим впереди. Причем неминуемо.
Женщины сводничают, передавая надоевших сексуальных партнеров? Мужчины охотятся за новизной ощущений, неотделимой от смены партнерш? Мудрые русские жены высчитывают, какой объем мужниных измен они могут переварить без вреда для собственного здоровья? Люди вступают в брак по глупости и ревнуют без любви? Встречаются спустя пятнадцать лет и сами изумлены: как же так — вроде ничего не было, хотя все было? И что такое «все» и «ничего»?..
Страшно влюбиться, а потом понять: «не то». Еще страшнее — оказаться этим «не тем». Чужую личную жизнь мы меряем одними критериями, свою — совершенно иными. Проклинаешь случайности, а потом узнаешь в них перст судьбы. Иногда кажется, что любви нет вообще, а потом выясняется, что ее тонны. И вся эта мучительная суета — явки, адреса, пароли, ключи от чужих квартир — имеет смысл только при наличии любви. Или хотя бы надежды на любовь. Мы будто раз за разом входим в океан, побарахтаемся немного, и прибой выкидывает нас обратно на берег. Только однажды волны милостиво расступаются и пропускают нас туда, откуда возврата нет.
Самая трогательная пара во время показа «Легкого привкуса?» находилась не на сцене, а в зале. Спектакль смотрел худрук чеховского МХАТа Олег Табаков, а сзади обвила руками его шею и ласково положила подбородок на мощное плечо молодая супруга. Ну что тут спрашивать, есть ли любовь на свете?
«Легкий привкус?», как династия Романовых, открывается персонажем по имени Алексей Михайлович, и сразу понятно, что без расстрела в подвале Ипатьевского дома финал вряд ли обойдется. История настоящей любви всегда масштабна и трагична, как история человечества. Но при этом приобщаться к первой, по-моему, интереснее, нежели ко второй. Кое-кто на «Привкусе» ухитрятся даже возбуждаться. Не столько через глаз, сколько через ухо?
Валерий Исхаков — уральский прозаик. Автор, судя по всему, неплохой, но не Астафьев и даже не Улицкая. «Легкий привкус измены» интересен скорее фабульно, нежели литературно — именно потому, что текст этот грешит чрезмерной литературностью, и слова периодически погребают под собой смысл. Хочется взять любую фразу и - р-раз — ее пополам. Хорошо бы в первом акте урезать плотность танцевальных номеров (а то кажется, что актеры сдают экзамен по сцендвижению), а во втором проредить текст, сократить таким образом спектакль минут на тридцать-сорок, отжать из финала сентиментальность, свойственную скорее дамской прозе? Некоторое однообразие женских типов переработке, наверное, не подлежит, хотя надо заметить, что далеко не все российские женщины являются озлобленными стервами либо пушистыми одуванчиками. Нас много, и мы разные. Товарищ автор, не останавливайтесь на достигнутом, плотнее изучайте предмет.
Пресса
Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024
Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…, Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022
МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Воронежцы окунулись в «Ювенильное море» с МХТ имени Чехова, Татьяна Ткачёва, Российская газета, 12.06.2021
Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021
Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021
«Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021
Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021
Как страшный сон…, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020
В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
Юлия Чебакова: «Хочу быть у вас актрисой!..», Мария Холондович, Театрон, 23.10.2018
Гости из МХАТ: Юлия Чебакова и Олег Тополянский, видеосюжет телеканала «Астрахань 24», 23.06.2017
На Малой сцене МХТ поставили комедию об одиночестве, видеосюжет телеканала «Культура», 4.03.2016
Извините, я еду к вам, Нелли Проторская, Диалог культур, 2.03.2016
«Телефон доверия». МХТ им. А. П. Чехова, Полина Тихонова, World Podium, 24.02.2016
Лекарство от одиночества — на Новой сцене МХТ им. Чехова, Камилла Конвэй, Вся Швейцария на ладони, 9.10.2015
По ком звонит в МХТ телефон доверия, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 7.10.2015
«Большие гастроли» с аншлагом, Сергей Малюков, Липецкая газета, 27.06.2015
Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014
В Саратове начинаются гастроли МХТ им. Чехова, Общественное мнение (Саратов), 24.02.2014
В «МК» вручены призы номинантам Театральной премии-2013, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 1.11.2013
Он в Аргентине, Ольга Фукс, Театральная афиша, 09.2013
Пришелец, Татьяна Джурова, Петербургский театральный журнал, 23.06.2013
В «Зазеркалье» Петербурга проходят гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 20.06.2013
Людмила Петрушевская: юбилей на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
У причала, Глеб Ситковский, Ведомости, 28.02.2013
Аргентина далеко, а МХТ рядом, Геннадий Демин, Трибуна, 6.02.2013
Редкий кадр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.01.2013
Он в Аргентине, а Ленин — в Польше, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.12.2012
Беккет с хреном, заливной, Елена Дьякова, Новая газета, 23.11.2012
В танго только женщины, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.10.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
Как я провел «Прошлым летом в Чулимске», Татьяна Власова, Новые известия, 11.07.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011
Мастерство молодости, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003
Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003