Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Женское закулисьеТатьяна Власова, Театрал, 20.10.2023 В МХТ имени Чехова сделали спектакль, где десять актрис говорят от первого лица и играют своих коллег. «Занавес» – это «женский взгляд на мир театра», как сказал на презентации 125-го сезона худрук Константин Хабенский. За 1,5 года до премьеры, приуроченной к юбилею, драматург Андрей Стадников начал записывать разговоры с актрисами и сотрудницами МХТ, а их – великое множество: реквизиторы, костюмеры, звуковики, билетерши, администраторы, суфлеры, есть даже «рабочая по стирке с душой поэта». Все они попали за занавес с чайкой разными путями, порой невероятными, уходили и снова возвращались. Что же их удерживает, если каждая неделя начинается с дилеммы «уволиться или повеситься»? Почему пространство Художественного театра притягивает, как магнитная аномалия? И даже рутинные процессы, типа глажки или ручной стирки костюмов, здесь – миссия, а не просто работа? Юрий Квятковский смонтировал «Занавес» как «документальный фильм на сцене», совместил экранный и «живой план». Пространство организовано, как съемочная студия с синим хромакеем. Нон-стоп работают операторы – и сверху на киноэкране идет черно-белая картина в двух сериях. Первую режиссер отдал признаниям актрис о сложных отношениях с профессией, вторую – работницам театра, среди которых есть даже врач, в прошлом реаниматолог, и ключница с выслугой лет в МВД. Их реплики смешаются в третьей части – «Железный занавес» – о том, как историческое время «стучится» в театр и в сознание театральных людей. Сначала это – общение за гримерными столиками, где актрисы сидят напротив своих «дублеров»: одна – перед зеркалом, другая – в зазеркалье, то есть отражают друг друга. Не то чтобы повторяют: у каждого – своя история «театрозависимости», но разочарования, фрустрации, несовпадения желаемого и действительного, видимо, одни на всех – дублируются, как и жесты нанесения грима, доведенные до автоматизма. «Театр – это всегда ожидание чуда», – напоминает режиссер и тут же показывает, как оно демонтируется, как разбирается до основания. Что должна испытывать актриса, которая за весь спектакль говорит только «о-ла-ла», а потом 3,5 часа сидит за кулисами, чтобы выйти со всеми на поклоны? Как работать над собой, если простой – твое привычное состояние? Как быть, если в 34 надо играть Белоснежку и приходится признать, что эта роль – лучшее, что было после выпуска? Что думать, если за пределами театра тебя принимают за кого угодно, только не за актрису? Говоришь: «В театре работаю», – а тебе: «Билеты распространяешь?» Спасает юмор – вносит разрядку и в жизнь, и в спектакль (в основном благодаря саркастичной Дарье Юрской и колоритной Марии Соковой). На общем плане режиссер всех уравнивает, делает участниками театрального «конвейера», статистами в черных футболках и сеточках, под которые спрятаны волосы. А на крупный план выводит их индивидуальность с «лица необщим выраженьем», с тонким и сложным профессиональным «рельефом». В репрезентации своей жизни и судьбы в Камергерском они сдержанны – «артист всегда расскажет о себе только то, что он хочет рассказать» – но в глазах читается «подстрочник» драмы: успеха им выпало несравнимо меньше попыток преуспеть в профессии. «Вторая серия» – своего рода компенсация, демонстрация актерских возможностей, «широкая линейка» подсмотренных образов – тех, с кем они работают бок о бок, но часто даже не знают их имен. Своих коллег они копируют с документальной точностью и исключительной сердечной теплотой, добавив к их манере держаться и говорить чуть-чуть эксцентрики. Эти женщины существуют в театре автономно, вращаются каждая на своей орбите. Не переходят границ, разделяющих их с артистами (хотя вдоль стенки уже никто не строится, когда мимо идет «народный»). И только в «Занавесе» – может быть, впервые – говорят о себе и своей работе. Не за деньги – за причастность к месту силы или «праздничному предприятию», как говорил Олег Табаков. Получилась серия «портретов в интерьере». К внешнему, «срисованному» сходству добавили закулисного антуража. На сцене это – картонный звуковой пульт, костюмы на вешалках или «натюрморт» из самовара, граммофона и зонтиков в реквизиторском цехе, тоже из картона, а на экране – закулисные закутки. Уже не плоские выгородки, а объемные, почти не отличимые от документальной съемки. Здесь каждый – «на своем шестке» и не представляет себе жизни без Художественного театра. Потому что «вибрации» за фасадом МХТ – особенные, накопленные годами и поколениями, неважно, кто сейчас ходит по коридорам, небожители или просто актеры, известные и не очень. Священный трепет перед служителями сцены, говорят, уже в прошлом. Но гений места – не пустой звук для всех, кто выбрал это государство в государстве. «Третья серия» под названием «Железный занавес» – уже не соло, а хор из женских голосов. «Документальная опера», где мизансцены смонтированы в параллель с фото легендарных мхатовских постановок. «Иванов», «Три сестры», «Так победим!» – все они вышли накануне больших потрясений: перед революцией, войной, «перестройкой»… Актрисы тут косплеят чеховских героев со старых снимков, а поют о взглядах на советское прошлое и распад СССР, на жизнь за стенами театра. В сознании закулисных людей она оседает, как мутная взвесь, а в хоровом исполнении звучит, как многоголосье противоречий. Советский союз – «коммунальное счастье» или репрессивная махина, где все ходили строем? Оценки со знаком «минус» и «плюс» путаются, миксуются в атональный мотив. Так Юрий Квятковский выдает версию коллективной памяти, очень неразборчивой, особенно среди тех, кто скрывается в театре от реальности, релоцируется сюда – в «безопасное место», «под купол художественных процессов». Почему именно в Камергерский? Потому что театр номер один едет по своим рельсам, даже если кажется, что опять страна летит под откос. На самом деле, «пассажирам» тоже не по себе: за занавесом не укрыться от кризисов. Но как бы ни «бесилась» история, на мхатовской сцене идут чеховские пьесы – с «дистиллированной» красотой дамских платьев, офицерских мундиров и бесконечной тоской по лучшей жизни. У женщин из 60-х, 70-х, 80-х и постсоветского поколения, она, кажется, общая, эта тоска. Эта болевая точка, в которой соединяются зрители и люди театра, «нормальные» и «свои». Оригинал статьи Пресса Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024 Актриса Дарья Юрская открыла выставку о Наталье Теняковой, Наталья Соколова, Российская газета, 4.09.2024 Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024 Дама из рассказа Чехова стала собачкой, а собачка превратилась в арбуз, Наталья Бабахина, Метро, 18.06.2024 На сцене Московского Художественного театра «дама с собачкой» завыла от отчаяния, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.06.2024 Сеанс с разоблачением: в МХТ состоялась премьера спектакля «Дамасобачка», Зоя Игумнова, Известия, 18.06.2024 Мизгирёв в МХТ отправит героев «Дамы с собачкой» к психотерапевту, Елена Алдашева, Театръ, 17.06.2024 МХТ имени Чехова завершает сезон премьерой спектакля «Дамасобачка», видеосюжет телеканала «Культура», 17.06.2024 Видеоверсия спектакля «Дядя Ваня» (режиссёр Денис Азаров), Культура.РФ, 26.04.2024 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Моё имя вам ничего не скажет…», видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2023 Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023 Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023 Хранительницы смыслов: галерея женских образов представлена в спектакле «Занавес», Виктория Сытник, Пятый канал, 13.10.2023 Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023 Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023 Спектакль «Занавес» – первая премьера нового сезона на Малой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 28.09.2023 МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023 «Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023 В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023 Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023 Крупным планом: Дарья Юрская в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 26.07.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 Во МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня»: кадры с пресс-показа, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 22.03.2023 «Дядя Ваня»: Многоликое одиночество в МХТ имени Чехова, Инесе Понелис, КиноРепортер, 21.03.2023 «Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023 «Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023 Второстепенные люди: в МХТ имени Чехова поставили «Дядю Ваню», Зоя Игумнова, Известия, 20.03.2023 Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023 В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023 Сергей Епишев, Павел Чинарев, Авангард Леонтьев волею случая оказались на одной сцене, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.03.2023 Денис Азаров представил пьесу «Дядя Ваня» Московском Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 10.03.2023 В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022 О женских судьбах в эпоху перемен и о надежде, которая нам так необходима, Ольга Дашковская, Вести образования, 5.12.2022 Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022 МХТ имени Чехова открыл предъюбилейный сезон. Фоторепортаж Анатолия Морковкина, Анастасия Евтефеева, Театрал, 4.09.2021 Видеозапись вечера «Мхатовские пятницы» с Дарьей Юрской (16 апреля 2021 г.), Вадим Верник, 16.07.2021 Это мой город: актриса Дарья Юрская, Алина Комская, Москвич, 26.12.2020 Дарья Юрская: «Мама самый щедрый человек», Елена Владимирова, Театрал, 24.10.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Телеверсия спектакля Юрия Ерёмина «Последняя жертва» (запись 2004 года), телеканал «Культура», 16.06.2020 «Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 В Доме актёра прошёл вечер памяти Сергея Юрского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2020 Вручение памятных знаков «Чайка» в МХТ им. А. П. Чехова. Фоторепортаж Сергея Куксина, Российская газета, 25.10.2019 «Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019 Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 Дарья Юрская: Как умереть, папа репетировал всю жизнь, Олег Перанов, Собеседник, 12.09.2019 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Вспоминая Сергея Юрского. Часть 2. Программа «Сегодня вечером», Первый канал, 16.02.2019 Вспоминая Сергея Юрского. Часть 1. Программа «Сегодня вечером», Первый канал, 16.02.2019 Офелия действительно боится воды на Малой сцене МХТ, Юлия Зу, Musecube.org, 19.12.2018 Офелия больше не боится жить, Нина Дунаева, startup.ru, 17.12.2018 Водобоязнь, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 7.12.2018 Офелия не умеет плавать, Лариса Каневская, Мнение, 28.11.2018 Марина Брусникина: «У всех возникает своя реальность», Анастасия Павлова, Театрон, 23.11.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «Офелия боится воды». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 21.11.2018 В королевстве всё неладно не по-датски, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 19.11.2018 Офелия боится воды, Эвелина Гурецкая, Кинорепортёр, 16.11.2018 Между Натальей Теняковой и ее дочерью Дарьей Юрской разгорелись шекспировские страсти, 7 дней, 14.11.2018 В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Офелия боится воды», видеосюжет телеканала «Культура», 9.11.2018 В МХТ имени Чехова прошел пресс-показ спектакля «Офелия боится воды», видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 9.11.2018 Вечер Дарьи Юрской «От первого лица», 19 января 2018 г. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 20.01.2018 Пять вопросов о Москве: Дарья Юрская, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 30.11.2017 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Дарья Юрская: «У мамы крылатая фраза: зачем мне это нужно?», Елена Владимирова, Театрал, 21.01.2017 «Лёха» спектакль длиною в жизнь, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 19.11.2016 Сбор труппы МХТ. Фоторепортаж Владимира Майорова, 30.08.2016 Дарья Юрская в программе «Звонят, откройте дверь!», Московский образовательный интернет-канал, 29.06.2016 Проект «Чехов жив» «Каштанка», 25.09.2015 Ольга Яковлева в программе «Большая семья» (эфир от 2 мая 2015 г.), телеканал «Культура», 3.07.2015 МХТ им. Чехова представил ельчанам спектакль «Пролетный гусь» по рассказам Астафьева, видеосюжет телеканала «Елец ТВ», 26.06.2015 Дарья Юрская: «Мой папа получается со всех сторон проблематичный», Александр Мельман, Московский комсомолец, 13.03.2015 Торжественная церемония открытия Года литературы в России, телеканал «Культура», 10.02.2015 Фоторепортаж «МХТ им. А. П. Чехова: большое открытие», Московский комсомолец, 3.09.2014 Народная артистка России Наталья Тенякова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2014 МХТ имени Чехова продолжает знакомить свою публику с французским театром, телеканал «Культура», 19.12.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть II), телеканал «Театр», 8.05.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть I), телеканал «Театр», 29.04.2013 «Правда 24»: актриса Дарья Юрская о спектакле «Начнем все сначала», телеканал «Москва 24», 17.04.2013 На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003 Сентиментальный роман, Итоги, 23.12.2003 Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003 Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003 Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003 Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003 Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003 Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002 Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002 |