Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Раз в сто лет колесо до Москвы доезжаетЕлена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003 У-у, потомственная почетная гражданка Москва! Румяная и поверх нарумяненная: знай наших? Со своим капиталом, а также огнем, водой, медными трубами, страусовыми перьями. С драгоценным комодом «Метрополя» в будуаре «Китай-города».У-у, какая фатальная, спасу нет! С белладонновым блеском реклам в темных зрачках. В тысячной чернобурке снежных бульваров: как отборные сибирские шкурки, блещут хребтами аллей Тверской и Страстной. До чего же ей, матушке, к лицу именно лисьи меха: как мы этого только раньше не замечали? Но до развеселой девятой молодости у нее сверкающих лисьих салопов «автоледи» не водилось лет семьдесят. Стояла себе в очередях старшей инженершей, бледненькая была и потрепанная, как ксерокс «Дара». А теперь, несомненно, приподнялась. Теперь вьются и плезиры, и прихлебатели: «У ней красота-то в кармане да в сундуках; эту красоту образованные мужчины тоже хорошо понимают». Но никто не понимает этого лучше самой Москвы: сметка, насмешка, похрустывание морозца и векселей да еще личная оборотистость правят здесь. Ей не везет в любви (любовь в таком инвестиционном климате не водится). Зато везет в игре: у Москвы и чутье, и отменное знание правил. Такая Москва и есть героиня спектакля «Последняя жертва». Все персонажи ее крестники. Флор Федулыч Прибытков очень богатый купец, самый любимый. Прибыткова сыграл Олег Табаков. Верно, «педагогическая задача» у Олега Павловича та же, что в «Копенгагене», в роли Нильса Бора: фактурно, внятно, со вкусом показать Москве приличного человека. И именно, именно крестника-наследника «Москвы-на-сундуках»! «Последняя жертва» в черновиках называлась «Жертва века». Богобоязненная скромница, молодая вдова Юлия Тугина (Марина Зудина) влюблена в «хорошего барина», господина Дульчина (Максим Матвеев, студент Школы-студии МХАТ). Ее состояние незаметно уплывает в карманы «плезира». И кабы дядюшка-опекун Флор Федулыч с помощью остроглазой тетушки Глафиры Фирсовны (Ольга Барнет) не подвел Дульчину невесту с миллионным якобы приданным, очень предприимчивую Ирень (Дарья Юрская) быть бы Юлии Павловне обобранной и осмеянной. А так сплавив векселя «гуманитарных ценностей», проплакавши из-за ширм вечную московскую присказку «Люди говорили я не верила!» она отдает руку 60-летнему Флору Федулычу, сохраняя достоинство и обретая сказочный приход-расход. Человеку в Москве лучше избавиться от иллюзий: он станет сильней. А Дульчин, арбатский жиголо, и энергичная Ирень, дитя новых времен, шипя от возмущения, озвучат главную истину: Но какое вы имели право желать страстной любви?!.. Нет, уж это извините-с. Только люди с большим состоянием могут позволять себе такие фантазии! Вот и замоскворецкий водевиль с горькой корочкой истины. То-то Островский стал самым репертуарным классиком: России XXI века он объясняет о ней самой не меньше, чем людям Серебряного века открывал в них Достоевский. «Москва-купеческая» во МХАТе очень красива! В ней стоит мифологическое «пореформенное время»: ждут на гастроли Аделину Патти (пьеса написана в 1877 году) и поют «ариетку» Вертинского, смотрят стильную «немую фильму» о сиротках-красавицах. Дамы одеты по моде 1900-х. Здесь волнуются о здоровье Папы Римского, потому как «у нас дела не за одной Москвой-рекой, а и за Рейном, и за Темзой». Задают пиры в Купеческом клубе под неусыпным фейс-контролем Швейцара. Лихорадочная деловая жизнь, куражливое и гордое: «В Европе живем!.. За ужином увертюру из Аиды“, потому вещь новая» все создает «двойную оптику»: сквозь «ту» пореформенную Москву глядит нынешняя. Серым, пурпурным, лиловым шелком, серебряной канителью сверкают восхитительные костюмы по эскизам Светланы Калининой. Умная и легкая декорация Валерия Фомина полна деталей. В конторе Флор Федулыча новое приобретение. Недавно купил на выставке-с? «Содом-с и Гоморра»! значительно роняет Прибытков Табаков. Отходит. Зрителю виден лютый кубистический Пикассо в затейливом золотом багете толщиной с руку. Прелесть спектакля в живой и теплой игре страдающей красавицы Юлии, «эмансипированной декадентки» Ирень и семейной интригантки тетушки Глафиры (жабо набок, ридикюль лезет клочьями: уютный «замоскворецкий» цинизм в новой роли Ольги Барнет не менее убедителен, чем благородство фру Маргарет Бор в «Копенгагене»). Московский Общедоступный Художественный Театр здесь сначала общедоступный, а затем художественный. Но спектакль греет как глоток глинтвейна. А на Святках должен идти особо хорошо. На заднике вспыхивают старые фотографии: Сивцев Вражек с ампиром, газовые фонари в саду «Эрмитаж». Замоскворечье громады фабричных труб. Над легкими ширмами комнат висят исполинские колеса на шкивах. Здесь суть: конечно, это и колесо Фортуны, и колесо рулетки, и колесо паровоза, столь близкое русской женщине. И природное колесо «капитала», от которого вся круговерть. Но прежде всего это фабричное колесо. Герб промышленного труда, дела, создавшего «пореформенную Москву» с ее капиталом. Флор Федулыч Прибытков, сыгранный Олегом Табаковым, олицетворение этого «дела». Ум, опыт, сдержанность, полное отсутствие иллюзий и «купеческая честь». Твердость человека, который в своем капитале «историю каждого рубля знает». Умение использовать каждого и понимание того, что благородной Юлии цена особая: товар редкий. И спокойная энергия, которая выводит новые цеха прибытковской фабрики. Все это «новая Москва» не смогла унаследовать от Бахрушиных и Рябушинских: «модель поведения делового человека» была уничтожена в России вместе с ее носителями. Теперь ее спокойно и настойчиво воскрешает на сцене Табаков. ? При Прибыткове состоит юный Приказчик-энтузиаст с умственной книжкой по политической экономии: «Эта наука требует? чтобы капиталы не залеживались без обращения!». Мальчик понимает цену высшей школе экономики Флор Федулыча. Зал, по идее, занят в той же роли. Самое забавное юный Приказчик введен в пьесу театром. А то Прибытков был бы на этом празднике жизни совсем один. Глядя на пореформенный карнавал, нельзя не вспомнить, чем он закончился. Не думать: чем продолжится нынешний? И не заметить еще один пласт спектакля: свят, свят, свят! Сколько прихлебателей, пестрой публики со страстями, переводными романами, претензиями, услугами и аппетитами налипло на это фабричное колесо! Сразу же - как закрутилось! ?Ведь два же в пьесе трудящихся человека: Флор Федулыч и Приказчик! А от них кормятся племянники с европейским пошибом и страстью подделывать векселя, хваткие бесприданницы, лакеи Купеческого клуба, веселые вдовы, модистки и каретники, поставщики лафита и полотен «Содом и Гоморра», составители биржевой хроники, имиджмейкеры? тьфу, не то? чувствительные женщины с принципами, нервные доктора для таких женщин, четыре же ворожеи (одна еще играет на фортепьянах!), авантюристы, которым мало пяти тысяч на ночь, и их приятели, которым хватает рубля серебром! Целое чертово колесо налипло на обод махового! И уж если в России раз в сто лет по счастливому расположению звезд это тяжкое фабричное колесо и закрутится ходу ему не будет. Оттого-то до Москвы раз в сто лет колесо еще доезжает. А до Казани никогда. Пресса Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024 Актриса Дарья Юрская открыла выставку о Наталье Теняковой, Наталья Соколова, Российская газета, 4.09.2024 Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024 Дама из рассказа Чехова стала собачкой, а собачка превратилась в арбуз, Наталья Бабахина, Метро, 18.06.2024 На сцене Московского Художественного театра «дама с собачкой» завыла от отчаяния, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.06.2024 Сеанс с разоблачением: в МХТ состоялась премьера спектакля «Дамасобачка», Зоя Игумнова, Известия, 18.06.2024 Мизгирёв в МХТ отправит героев «Дамы с собачкой» к психотерапевту, Елена Алдашева, Театръ, 17.06.2024 МХТ имени Чехова завершает сезон премьерой спектакля «Дамасобачка», видеосюжет телеканала «Культура», 17.06.2024 Видеоверсия спектакля «Дядя Ваня» (режиссёр Денис Азаров), Культура.РФ, 26.04.2024 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Моё имя вам ничего не скажет…», видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2023 Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023 Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023 Хранительницы смыслов: галерея женских образов представлена в спектакле «Занавес», Виктория Сытник, Пятый канал, 13.10.2023 Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023 Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023 Спектакль «Занавес» – первая премьера нового сезона на Малой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 28.09.2023 МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023 «Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023 В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023 Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023 Крупным планом: Дарья Юрская в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 26.07.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 Во МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня»: кадры с пресс-показа, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 22.03.2023 «Дядя Ваня»: Многоликое одиночество в МХТ имени Чехова, Инесе Понелис, КиноРепортер, 21.03.2023 «Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023 «Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023 Второстепенные люди: в МХТ имени Чехова поставили «Дядю Ваню», Зоя Игумнова, Известия, 20.03.2023 Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023 В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023 Сергей Епишев, Павел Чинарев, Авангард Леонтьев волею случая оказались на одной сцене, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.03.2023 Денис Азаров представил пьесу «Дядя Ваня» Московском Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 10.03.2023 В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022 О женских судьбах в эпоху перемен и о надежде, которая нам так необходима, Ольга Дашковская, Вести образования, 5.12.2022 Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022 МХТ имени Чехова открыл предъюбилейный сезон. Фоторепортаж Анатолия Морковкина, Анастасия Евтефеева, Театрал, 4.09.2021 Видеозапись вечера «Мхатовские пятницы» с Дарьей Юрской (16 апреля 2021 г.), Вадим Верник, 16.07.2021 Это мой город: актриса Дарья Юрская, Алина Комская, Москвич, 26.12.2020 Дарья Юрская: «Мама самый щедрый человек», Елена Владимирова, Театрал, 24.10.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Телеверсия спектакля Юрия Ерёмина «Последняя жертва» (запись 2004 года), телеканал «Культура», 16.06.2020 «Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 В Доме актёра прошёл вечер памяти Сергея Юрского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2020 Вручение памятных знаков «Чайка» в МХТ им. А. П. Чехова. Фоторепортаж Сергея Куксина, Российская газета, 25.10.2019 «Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019 Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 Дарья Юрская: Как умереть, папа репетировал всю жизнь, Олег Перанов, Собеседник, 12.09.2019 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Вспоминая Сергея Юрского. Часть 2. Программа «Сегодня вечером», Первый канал, 16.02.2019 Вспоминая Сергея Юрского. Часть 1. Программа «Сегодня вечером», Первый канал, 16.02.2019 Офелия действительно боится воды на Малой сцене МХТ, Юлия Зу, Musecube.org, 19.12.2018 Офелия больше не боится жить, Нина Дунаева, startup.ru, 17.12.2018 Водобоязнь, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 7.12.2018 Офелия не умеет плавать, Лариса Каневская, Мнение, 28.11.2018 Марина Брусникина: «У всех возникает своя реальность», Анастасия Павлова, Театрон, 23.11.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «Офелия боится воды». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 21.11.2018 В королевстве всё неладно не по-датски, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 19.11.2018 Офелия боится воды, Эвелина Гурецкая, Кинорепортёр, 16.11.2018 Между Натальей Теняковой и ее дочерью Дарьей Юрской разгорелись шекспировские страсти, 7 дней, 14.11.2018 В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Офелия боится воды», видеосюжет телеканала «Культура», 9.11.2018 В МХТ имени Чехова прошел пресс-показ спектакля «Офелия боится воды», видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 9.11.2018 Вечер Дарьи Юрской «От первого лица», 19 января 2018 г. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 20.01.2018 Пять вопросов о Москве: Дарья Юрская, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 30.11.2017 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Дарья Юрская: «У мамы крылатая фраза: зачем мне это нужно?», Елена Владимирова, Театрал, 21.01.2017 «Лёха» спектакль длиною в жизнь, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 19.11.2016 Сбор труппы МХТ. Фоторепортаж Владимира Майорова, 30.08.2016 Дарья Юрская в программе «Звонят, откройте дверь!», Московский образовательный интернет-канал, 29.06.2016 Проект «Чехов жив» «Каштанка», 25.09.2015 Ольга Яковлева в программе «Большая семья» (эфир от 2 мая 2015 г.), телеканал «Культура», 3.07.2015 МХТ им. Чехова представил ельчанам спектакль «Пролетный гусь» по рассказам Астафьева, видеосюжет телеканала «Елец ТВ», 26.06.2015 Дарья Юрская: «Мой папа получается со всех сторон проблематичный», Александр Мельман, Московский комсомолец, 13.03.2015 Торжественная церемония открытия Года литературы в России, телеканал «Культура», 10.02.2015 Фоторепортаж «МХТ им. А. П. Чехова: большое открытие», Московский комсомолец, 3.09.2014 Народная артистка России Наталья Тенякова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2014 МХТ имени Чехова продолжает знакомить свою публику с французским театром, телеканал «Культура», 19.12.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть II), телеканал «Театр», 8.05.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть I), телеканал «Театр», 29.04.2013 «Правда 24»: актриса Дарья Юрская о спектакле «Начнем все сначала», телеканал «Москва 24», 17.04.2013 На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003 Сентиментальный роман, Итоги, 23.12.2003 Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003 Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003 Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003 Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003 Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003 Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002 Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002 |