Драматурги

Виктор Астафьев

Город лечит, город калечит

Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Несмотря на все модернистские ухищрения, развитие театра равнозначно постоянному поиску новых граней реализма. Евгений Гришковец, сам того не ведая, принес на российскую сцену новое, более современное ощущение реальности. И сам он в своих моноспектаклях, и - еще в большей степени — актеры, озвучивающие его пьесы, прямо-таки с революционным упорством сквозь налет условностей продираются к самой настоящей реальности. Такого театра — предельно натурального, глубоко человеческого — кажется, еще никогда не было на столичной сцене. Парадокс не для скептиков.

Стиль, к которому прибегает режиссер Александр Назаров, многим может показаться опрощением. Именно так «Город», наверное, и выглядит, если иметь в голове представление о театре, законсервированное с каких-нибудь 60-х годов. Но именно таков современный театр, который пытается быть с реальностью на «ты». Герои Гришковца не знают, как жить, вечно не довольны собой, не умеют удовлетворительно и ясно высказываться о своих чувствах. Сомневаются в своих силах и заражают свою речь словами-паразитами и недомолвками. Может показаться, что актер плохо играет? Ан, нет! Он просто хорошо живет!

«Город» — это что-то о кризисе среднего возраста. Сергей (в сердечном исполнении Сергея Беляева) прочувствовал это сполна: его желание куда-нибудь уехать смешивается с нарастающим чувством отчуждения. В спектакле несколько сцен, где герой разговаривает с женой, отцом, другом и таксистом, — и в каждой из них Сергей обнаруживает, что беседует не столько с собеседником, сколько с самим собой. Между двумя людьми — каменная стена при полной иллюзии понимания. 

Кухонная мебель прорисована на огромных ватманах, словно на проектных листах архитектора, обозначая неустойчивость быта, способность видоизменяться. Режиссер подчеркивает зависимость человека от вещей, его странную привязанность к бытовой технике. Добрую половину спектакля Сергей выясняет свои человеческие отношения с телефоном. Запутавшаяся в витом проводе рука, ворох разноцветных клочков, на которых записаны нужные позарез номера, груда непишущих авторучек — вот и готова картина раздраженного человека, который запутался в самом себе.

Кажется, Сергей не может сменить свою жизнь именно потому, что у него есть телефон, к которому необходимо постоянно подходить, есть телефонная книжка, к которой привязываешься, как послушник к часослову. Жизнь ломается, а быт остается все тем же: те же чашки, те же ложки, те же ночные комары. Ритм города, символом которого становится деловое и холодное телефонное общение, изнуряет и калечит героя. И, кажется, достаточно всего лишь сменить город, чтобы навсегда развязаться с этим ритмом?

В финальной сцене Сергей едет домой на такси. С колосником спускается смешной каркас автомобиля, который мигает настоящими фарами. Под глупый и бессодержательный разговор водителя с пассажиром мы попадает в знакомую атмосферу дороги: терпкий запах кожи и машинных масел, мигающие фары, ночной город за влажными стеклами, безучастный водитель?

Сказочное настроение дороги возвращает Сергея самому себе и примиряет с жизнью; под мерное качание автомобильного корпуса кризис тихонько отпускает сердце.
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023
В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022
Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020
В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017
За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017
Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007
Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006
Чтобы убить — нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005
Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002
Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002
Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002
Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002
Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001
Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001
Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001
Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001
Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001
Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
«Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001