Драматурги

Виктор Астафьев

Теневые развлечения богемы

Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
В новой постановке «Всё», подготовленной в театре «Тень», задействовано столько звездных имен, что никакому драматическому театру собрать их в одной программке не под силу. Петр Фоменко, Кама Гинкас, Роман Виктюк, Валерий Гаркалин, Евгений Гришковец, Вадим Жук, поэт Лев Рубинштейн — таков далеко не полный список участников с именами. Можно сказать, что на премьеру собралась «вся театральная Москва». Правда, лишь часть действующих лиц присутствует на сцене «живьем», остальные появляются только на экране.

Артистическая богема начала ХХ века проводила вечера в «Летучей мыши», в «Кривом зеркале», в «Бродячей собаке». Для писателей, поэтов, художников, артистов, режиссеров эти артистические клубы были не только местом встреч, но и своеобразной отдушиной от «серьезной работы». Здесь можно было и расслабиться, и пошалить, и опробовать новую неожиданную идею, новое амплуа, рискованную шутку. Режиссер императорских театров Всеволод Мейерхольд преображался в доктора Дапертутто. Актриса МХТ Алиса Коонен танцевала на столе танец апашей. И сам Станиславский в капустнике Художественного театра выходил в гриме укротителя, щелкая бичом. Рядом с красочными развлечениями предшественников наши «богемные тусовки» поражают своей тусклостью и отсутствием фантазии. Создатели и руководители семейного театра «Тень» Майя Краснопольская и Илья Эппельбаум — пожалуй, единственная пара в Москве, умеющая увлечь звезд нашего театра экстравагантными предложениями: именно у них танцует в кукольном театре Николай Цискаридзе, ставит спектакль Анатолий Васильев и Тонино Гуерра.

Режиссеры предлагали свои решения тех или иных сцен. И, наблюдая за полетом режиссерского воображения, за виртуозными, мгновенными показами героев, зрители могли понять, почему для многих театральных людей репетиции кажутся увлекательнее спектакля. Тем более что вместо живых актеров режиссерские задания выполняют куколки величиной с палец. Крошечный Пушкин присаживается на диван рядом с крошечным Гоголем, а в игрушечном камине разжигается настоящий огонь.

Даже те участники спектакля, которые задействованы только в «экранных» сценах, приехали на премьеру, и можно было наблюдать, как Петр Фоменко сморит на экран, где он сам импровизирует на тему, как поставить пушкинскую «Сцену из Фауста» (корабль, который Фауст дает приказ утопить, оказывается «Титаником»). Кама Гинкас наблюдает за своим изображением, блистательно разыгрывающим режиссерский показ сцены: как Пушкин встретился с Гоголем (Гоголь пишет стоя в тазу с горячей водой и бежит к Пушкину, скользя мокрыми ногами по мрамору палаццо).

Собственно, сама мысль спектакля и родилась из таких разрозненных и разнородных идей: режиссерского прочтения «Сцены из Фауста» Петром Фоменко и зарисовки Евгения Гришковца, предположившего, что на дуэли у Черной речки Пушкин неожиданно убивает Дантеса. Драматургу Сергею Коковкину было предложено написать текст, объединяющий и развивающий эти наброски. И в результате возникло некое лоскутное одеяло общего замысла, в котором отдельные лоскутки все равно существуют замкнуто, сами по себе, а сшивающие их нитки текста кажутся слишком грубыми, слишком пафосными и не очень смешными.

Интрига спектакля развивается совсем не на уровне сюжета, а сменой номеров и живым взаимодействием зала и сцены. Этот спектакль трудно представить себе в другой обстановке, не понимающей уменьшительно-ласкательных имен (все участвующие здесь — Пети, Жени, Камы, Валеры, Вадики и Левы), не понимающей цехового стеба и юмора исключительно «внутреннего пользования».

Представление «Всё» предъявляет требования к зрительному залу не меньшие, чем к участникам (точнее, между зрительным залом и сценой, по сути, нет границы). Когда-то в «Бродячей собаке» главной фишкой и было это отсутствие границы. Отчитав стихи, поэты усаживались за такой же столик, за каким сидела «просто публика».

Заявленная как «спектакль» постановка «Всё» на самом деле является опытом возрождения определенного типа действа, восходящего к развлечениям богемы столетней давности. И, как показывает первый опыт, тоска по такому месту и по таким вечеринкам весьма существенна. А Илья Эппельбаум и Майя Краснопольская на сегодня, пожалуй, единственные, кому такая задача по нраву и по плечу.
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023
В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022
Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020
В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017
За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017
Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007
Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006
Чтобы убить — нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005
Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002
Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002
Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002
Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002
Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001
Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001
Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001
Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001
Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001
Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
«Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001