Драматурги

Виктор Астафьев

«Планета» любви

Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Действующие лица спектакля «Планета»: Евгений Гришковец — кемеровский филолог, который много лет назад открыл в Кемерове собственный театр и разочаровался в театре, а затем прославился благодаря своим моноспектаклям, — и молодая актриса Театра Вахтангова Анна Дубровская. Он (так зовут героя), как и положено Гришковцу, чуть сутуловат, немного косноязычен, трогательно нелеп — его мысль рвется наружу, продираясь сквозь хаос кажущихся лишними слов. Мысль рождается на наших глазах и поэтому кажется свежей, незащищенной, трогательно хрупкой.

Хрупка и Она (так зовут героиню Анны Дубровской). Перед нами окно, за ним комната, а в ней живет девушка — Она читает пустячную книжку, пересказывает подруге сон, говорит по телефону со своим мужчиной. Она и Он никогда не увидятся, хотя Господь, возможно, и создал их друг для друга: спектакль рассказывает о мимолетности, складывающейся из множества неосуществленных возможностей жизни, о том, что любовь — субстанция преходящая и эфемерная.

В огромном городе живут мужчина и девушка — он ее не знает, она не знает его. Может быть, он ее придумал: представил себе свой идеал, полюбил его, а она взяла, да и материализовалась. И теперь все, что ее окружает, связано с ним: он качает ветками у нее под окном, он оказывается залетевшей в ее комнату бабочкой (Гришковец прицепил бумажного мотылька к концу длинного удилища). Мир полон тайн — в комнату девушки вплывает маленький, светящийся разноцветными огоньками спутник, и за этим, разумеется, тоже Гришковец… А встретиться им скорее всего не удастся.

У всего, что делает Гришковец, есть литературная основа, но спектакль каждый раз рождается заново: его структура сохраняется, а вот слова героев могут быть иными. Так работает он, так здесь работает и Анна Дубровская, профессиональная актриса, прошедшая хорошую школу.

Евгений Гришковец превратил в фирменный знак собственные сценические недостатки. Он картав, у него невнятный голос, в обычном значении этого слова он несценичен — и все перечисленное выше оказывается свидетельством новой, высшей степени театральной откровенности. Гришковец — певец невнятной повседневности, поэтический гиперреалист, мастер вдохновенного косноязычия — и его сценическая любовь выражается точно так же.

Получается невероятно трогательно: Анна Дубровская всем своим существом работающей на академической сцене актрисы тяготеет к ясности — поставленный голос, отточенные движения, ничего лишнего, никакой словесной и пластической шелухи. Но в спектакле Гришковца надо подчиняться законам живой, отрицающей сценическую условность жизни, и она принимает эти правила игры: первые несколько минут ее героиня напоминает о театре, а затем начинается совсем иное. Она также окунается в мир случайных слов, недомолвок и необязательных мелочей, которые складываются в гармонию. 

Сюжет спектакля пересказать невозможно, да его — в привычном значении слова — и нет. Мужчина говорит о себе, женщина — о том, как любят женщины, а в придачу Гришковец расскажет о рекламных стендах, ночных дорогах, импортных автомобилях и о застенчиво пробирающемся по шоссе «жигуленке»-«копеечке»: «Мне бы доехать…» Поведает он и о полете вокруг земного шара в поисках любви — от Атлантики до антарктических пингвинов. Можно облететь всю Землю, а толка не будет — как, впрочем, и от сидения на одном месте…

Герои не найдут друг друга (а может, и найдут). На «Планете» можно взгрустнуть — но можно и улыбаться, в этом и есть суть нашей печальной и упоительной жизни. Евгений Гришковец сделал добрый, умный и очень обаятельный спектакль. Жить он скорее всего будет долго и доставит удовольствие многим. 

Вот и все, что можно сказать о действующих лицах. А местом действия на сей раз стала сцена Центра имени Мейерхольда. После премьеры «Планета» пойдет на сцене театра «Школа современной пьесы».
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023
В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022
Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020
В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017
За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017
Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007
Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007
Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007
Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007
По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006
Чтобы убить — нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005
Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005
Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005
Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005
Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002
Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002
Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002
Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002
Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001
Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001
Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001
Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001
Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001
Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001
Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001
«Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001
Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001