Мечтатель из Петербурга

Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022
Главную роль в спектакле Натальи Назаровой «Ювенильное море» – инженера и изобретателя Николая Вермо – играет Евгений Перевалов. Ученик петербургского режиссера Григория Козлова, он стал известен еще в институте, когда вышел в роли князя Мышкина в дипломном спектакле «Идиот. Возвращение». В нем есть что-то от трагического клоуна – может, потому, что Перевалов в свое время работал с Вячеславом Полуниным.

– Артистом я хотел быть с детства – в своем родном городе Сухой Лог под Екатеринбургом играл и в школьных спектаклях, и в КВН. Меня хвалили, говорили: тебе надо развиваться в эту сторону. Поэтому после школы я поехал поступать в Екатеринбург, в Свердловский колледж искусств. Поступил на курс Елены Алексеевны Казаковой и одновременно страшно увлекся клоунадой. Раздобыл видеокассету с «Лицедеями», выучил наизусть все номера. В колледже искусств было не только драматическое отделение, но и цирковое, и я с цирковыми артистами начал разъезжать по области. Они мне показали несколько клоунских реприз, с этими номерами я и выступал.
А дальше как-то летом мы с двумя друзьями поехали в Питер. План был четкий: найти Вячеслава Полунина и поступить к «Лицедеям». Интернет в ту пору был еще не сильно развит, и о том, что Полунин вообще-то уже лет десять как живет во Франции, мы узнали только в Питере. Но вернуться обратно в Екатеринбург не могли: дело в том, что перед нашим отъездом нас как раз выгнали из общежития колледжа.

– За что выгнали?

– А за что обычно выгоняют восемнадцатилетних ребят? За хорошее поведение, конечно. (Смеется.) Выгнали и обратно не пустили. Так что по Питеру я ходил в тапочках, в которых находился в момент изгнания из общаги. Мы решили, что раз уж приехали, будем поступать в Театральную академию. Мне приятель говорит: «Да что ты все в этих тапочках? Возьми мои кеды!» На экзамены я явился в его кедах, на пять размеров больше. И поступил – единственный из нас троих. 

– Ваш мастер в Петербургской театральной академии Григорий Михайлович Козлов – один из самых известных режиссеров Петербурга, руководитель театра «Мастерская», который был создан в 2010 году как раз на основе вашего курса. Вы знали, кому сдаете экзамены?

– Нет. Но Григорий Михайлович произвел на меня большое впечатление. Мы шумели в фойе института – знаете, как ведут себя абитуриенты: кто-то поет, а кто-то стихи вслух читает. Он вышел из аудитории, такой колоритный: длинные черные волосы, черные усы, черные глаза навыкате, белая рубаха навыпуск, – да как рявкнет! Все сразу замолчали. Я подумал: какой сильный человек!
«Идиотом» Достоевского мы стали заниматься уже на первом курсе. Все ребята пробовали все роли – девочки, например, играли и мужских персонажей. Я тоже многих героев примерил на себя, и мне ужасно понравилось играть Фердыщенко. Но потом мне сказали: нет, давай ты уже сосредоточься на Льве Николаевиче Мышкине, у тебя может интересно получиться.

– У Мышкина, Мечтателя из «Белых ночей», которого вы играете в МХТ, да и у других ваших героев, есть удивительное свойство: они и здесь, и будто немного отсутствуют. Согласны?

– Да, мне иногда говорят люди, что я так смотрю на человека, словно где-то витаю. Такой улетевший человек, лунатик. Но я здесь. Если и улетел, то не далеко. (Смеется.)

– Вам все-таки удалось познакомиться и поработать с Вячеславом Полуниным. Как это произошло?

– Слава приехал в Петербург набирать актеров для «Снежного шоу» на роли Зеленых, есть там такие персонажи. Я пришел на кастинг, и меня взяли. Со «Снежным шоу» уезжал на гастроли во время студенческих каникул, чуть с ума не сошел. Нельзя же было никому говорить об этом, и, мне кажется, меня бы выгнали из института, если бы узнали. Где мы только не гастролировали: в Австралии, Новой Зеландии, Мексике, Бразилии! Приходилось летать далеко и надолго. Меня из-за этого даже девушка бросила.
Когда ты рядом со Славой, то постоянно пребываешь в тренинге. Но этот тренинг больше нацелен не на результат, а на процесс, на получение радости от жизни. Такое круглосуточное дуракаваляние, в самом высоком смысле этого слова. На Желтой мельнице, в своей творческой мастерской под Парижем, Слава собирает фриков со всего мира и устраивает фестивали. В эти дни по речке плывут кровати, в небе парят огромные полумесяцы, а стволы деревьев расцвечиваются всеми цветами и превращаются в инсталляции. Вообще, если к клоунаде прикоснулся однажды, это с тобой уже навсегда. Это трудно изжить.

– Потом вы вернулись к своему учителю Григорию Козлову, в его театр «Мастерская». А как он отреагировал, когда Константин Богомолов позвал вас в МХТ на роль д’Артаньяна в спектакле «Мушкетеры. Сага. Часть первая»?

– Я пошел к мастеру и сказал: «Григорий Михайлович, не отпускайте меня. Я в Москву уеду и не вернусь, я там завязну». Я же действительно был каким-то блудным сыном. С Константином Юрьевичем Богомоловым мы давно планировали поработать вместе. Он меня и в Питере в свои постановки звал, и в Театр наций приглашал в спектакль «Гаргантюа и Пантагрюэль», но я все был занят. Григорий Михайлович отпустил меня легко: «Один спектакль сделаешь и возвращайся». Но думаю, это была видимая легкость, ведь мы же его дети. Просто он к нам снисходителен.

– С Богомоловым сложно работать?

– С ним очень смешно. Я обожаю его юмор – когда он шутит, ты хохочешь как сумасшедший. У него высокая планка, и ты иногда долго мучаешься во время репетиций, но, если потом действительно что-то получается, от этого испытываешь огромное удовольствие. Вот, например, «Три сестры» здесь, в МХТ, где я играю Соленого: внешне вроде бы бесстрастный спектакль, но внутри там идет очень интенсивный процесс.

– Мир «Ювенильного моря» Натальи Назаровой тоже очень интенсивен, в том числе и внешне, это какая-то яркая, бурлящая среда. А вы понимаете желание своего героя Николая Вермо перестроить Вселенную?

– У моего героя была личная трагедия, он потерял супругу через неделю после свадьбы. И решил, что не принимает мироустройства, что все на земле Богом задумано неверно, и нужно все переделать. Вермо говорит себе: я больше не буду чувствовать, не буду влюбляться. Отныне мною правит только мысль. Аналогичная с Иваном Карамазовым история. Но, так как человек он очень чувствующий, у него ничего не получается. И вот на этом контрасте: я не подпускаю к себе эмоцию, но она у меня внутри кипит, – и строится моя роль. Мне нравится такой взгляд на Вермо, есть чем жить на сцене.
Репетировали этот спектакль мы радостно и довольно лихо вошли в мир Андрея Платонова, который выглядит для нас таким чудным. Возможно, потому, что делали много этюдов на ощущение эпохи, на понимание того времени.
Я вообще люблю работать этюдно. Когда в театре «Приют комедианта» мы делали спектакль «Братья» по «Братьям Карамазовым», то в течение года каждую неделю приносили режиссеру Евгении Сафоновой этюды на тему «Все позволено». Так мы разнесли репетиционную базу «Приюта комедианта» вчистую, даже сломали металлический стол! В том спектакле я играл и Алешу Карамазова, и Черта. Сначала речь шла только об Алеше, но я засомневался: «Ну какой я Алеша? Я уже не Алеша!» «А кто ты?» – спросила режиссер. «Минимум Смердяков. А на самом деле – Черт». – «Не знаю, не знаю…» И я, чтобы убедить режиссера, принес ей восемьдесят этюдов на тему Черта. Убедил. Правда, от своей идеи она тоже не отказалась, поэтому я сыграл обе эти роли.

– Когда-то давно, еще в Питере, вас спросили, с каким словом у вас ассоциируется понятие «театр». Вы ответили – «компания». А сейчас бы как ответили?

– Компания. 

– В МХТ она есть?

– Конечно. Поэтому мы с таким удовольствием и репетировали «Ювенильное море».
2022
Навстречу «Новой оптимистической», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.09.2022
Младший брат Владимир Баталов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 19.09.2022
Ловец человеков, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 15.09.2022
Последний адрес Михаила Аркадьева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 13.09.2022
И это всё о ней. Марина Брусникина, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 12.09.2022
Театральный роман Александра Бенуа, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.09.2022
В Красноярске начались показы спектаклей «Золотой маски», Вадим Тапешкин, Проспект мира (Красноярск), 6.09.2022
В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022
В Красноярске стартовал фестиваль «Золотая маска», видеосюжет ГТРК «Красноярск», 5.09.2022
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022
Хабенский на сборе труппы заговорил о спецоперации, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2022
Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022
Молодые и честные, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 17.08.2022
К дню рождения Ирины Мирошниченко, видеосюжет Первого канала, 24.07.2022
Ушел из жизни Сергей Сосновский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.07.2022
Друзья и коллеги вспоминают Сергея Сосновского, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2022
Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022
Олег Черноус: «Фотограф – всегда одиночка, даже в театре», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.06.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022
В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022
Павел Руднев – о новом проекте «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 24.05.2022
В МХТ им. Чехова поставили «Маму» Флориана Зеллера, Наталья Соколова, Российская газета, 16.05.2022
На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022
«Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022
Страницы жизни, Мария Чернова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022
Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022
Вильямс Великолепный, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.04.2022
«Говорит Москва» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2022
«Говорит Москва». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 29.04.2022
Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022
Светлана Аллилуева. Принцесса-бунтарка, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2022
Данил Чащин: «Это история взросления», Александра Машукова, Ok!, 22.04.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
От конферансье до адвоката. Пять ролей Артема Волобуева в МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.04.2022
Станислав Любшин. Предельная искренность. Фрагмент программы «Доброе утро»., Екатерина Лепская, видеосюжет Первого канала, 6.04.2022
Это мой город: актер Данил Стеклов, Анастасия Барышева, Москвич, 4.04.2022
МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022
Космический артист. Ко дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2022
В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Подлецов насквозь я вижу — зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022
Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022
Егор Перегудов в программе Юлиана Макарова «Главная роль», видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2022
Памяти Евгения Сытого, Павел Руднев, 16.03.2022
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Мария Зорина: «Эта пьеса касается каждого», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
Егор Трухин: «„Мама“ — это личная история», Наталья Витвицкая, Театрал, 5.03.2022
Актер Авангард Леонтьев: «Я хожу в театр, чтобы поплакать», Татьяна Филиппова, Литературная газета, 4.03.2022
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Мама», видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2022
Актёр Гоголя и Достоевского, Валерий Фокин, Литературная газета, 2.03.2022
Кирилл Трубецкой о Ренате Литвиновой, служении и одиночестве, Ольга Чебыкина, YouTube-канал «Не принято обсуждать», 26.02.2022
Мечтатель из Петербурга, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022
Гастрольный обмен, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 17.02.2022
Юрий Стоянов встретился с «мимом», Александр Анин, Театрал, 31.01.2022
Чипсы с майонезом, Ника Пархомовская, Петербургский театральный журнал, 29.01.2022
Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022
Русский роман продолжается, Ольга Галахова, Литературная газета, 26.01.2022
Любовь, как стихийное бедствие, Нина Суслович, Камергерский, 3, 20.01.2022
Ушла из жизни Анастасия Вознесенская, видеосюжет телеканала «Культура», 14.01.2022
Любовь как сверхидея, Нина Суслович, Камергерский, 3, 12.01.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022