В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ

Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
Главный режиссер РАМТа Егор Перегудов поставил в МХТ им. Чехова героическую комедию «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, написанную в 1897 году. Роль бесстрашного поэта, гвардейца и дуэлянта сыграл Юрий Чурсин, а его даму сердца Роксану Николавну — Паулина Андреева. После премьерного показа Федор Бондарчук эффектно преподнес «миллион алых роз», но не своей супруге, как можно было ожидать, а ее партнерам по сцене — артистам Золотовицкому и Котрелеву.
Реальный Сирано, если таковой действительно существовал, родился в Париже в 1619 году и прожил всего 36 лет. Предвидя собственную смерть, написал эпитафию: «Он был поэтом, но поэм не создал!../ Но жизнь свою зато он прожил, как поэт!». На сцене МХТ Сирано играл божественного дара артист Виктор Гвоздицкий в последнем спектакле Олега Ефремова, завершал который уже Николай Скорик. Егор Перегудов доверил эту роль Юрию Чурсину, обладающему раритетной в наше время мужской энергетикой.
Влюбленный и носатый поэт, слывущий уродом, сочиняет даме сердца послания от имени смазливого юнца, не способного и двух слов сказать красиво. Любовь непредсказуема — прекрасная Роксана влюблена в посредственность. Но Егор Перегудов пошел дальше и поставил героический по сути спектакль о том, что поэзии всегда есть место в этом мире. Вопреки традиции Юрий Чурсин остался без носа. Никаких накладок и сложного грима, и без того понятно, что его нос входит в дверь раньше хозяина. Есть в этом что-то гоголевское.
В спектакле вообще много привнесенного из разных эпох и литературных источников. Главный художник «Стасика» и Московской оперетты Владимир Арефьев, приглашенный в качестве сценографа, выстроил гигантскую мрачную стену, уходящую вглубь сценической коробки. На ней наслоения разных эпох, обрывки афиш, портрет Роксаны. Конструкция устрашающая как разделительная черта, за которой две разные жизни. Ассоциации возникают неожиданные: от Берлинской стены до постройки ГУЛАГа. И если первый акт веселый и поющий, при этом наводящий скуку, то второй мощнее и масштабнее. Он о достоинстве поэта в этом мире, о том, кто не способен на сделку с совестью, не встанет на колени перед властью. Он пройдет все главные этапы мировой истории, вплоть до Первой мировой, 1941-го и ГУЛАГ. На Сирано – стилизованный ватник, который легко принять и за доспехи. А Роксана Паулины Андреевой на красном мотороллере вызывающе появится на передовой со съестными припасами, чтобы поддержать бойцов.
Она тут единственная, неповторимая и желанная женщина. «Зовут Мадлен, по прозвищу Роксана», а иногда Роксана Николавна. Как тут не вспомнить «Белое солнце пустыни» и письма красноармейца Федора Сухова, написанные в гражданскую войну своей любимой, ставшие частью фольклора: «А еще скажу вам, разлюбезная Катерина Матвевна, что являетесь вы мне, будто чистая лебедь, будто плывете себе, куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь… только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул». Но перед нами не простая поволжская женщина, а богиня. Пусть и в простом сельском платье в цветочек, но все равно гламурная и фатальная.
Паулина Андреева многократно меняет туалеты, появляется то в белом фехтовальном костюме, то в фате, в пижаме и вечернем платье, предстает голливудской дивой. А опытный зритель угадывает отголоски образов актрис «золотой поры» Голливуда вплоть до Мэрилин Монро. Открытые ноги актрисы привлекают внимание больше, чем все происходящее вокруг. Неопытности и трепета здесь ноль. Роксана – искушенная любовница и роковая красавица.
По необъяснимой причине она вздыхает по простенькому Кристиану, пока по ней совсем не платонически страдает мужественный кузен. Слагая от имени Кристиана стихи, опекая счастливого избранника от неудобств войны, Сирано способен подняться выше ревности. Престарелый граф де Гиш – аморфный и вялый — в исполнении Игоря Золотовицкого в этом четырехугольнике в расчет не принимается. Куда ему до такой богини.
Кристиан Кузьмы Котрелева — достойное жалости создание. Угораздило же его стать объектом любви сильной и решительной женщины. Но все меняется в один момент, когда его краткая жизнь прочитывается сквозь раннюю смерть. Трагичности придает появление погибшего Кристиана, произносящего строки Евтушенко: «Мне снится старый друг, который стал врагом, но снится не врагом, а тем же самым другом. Со мною нет его, но он теперь кругом, и голова идёт от сновидений кругом». Тут каждый считывает свое, но посыл понятен.
В спектакле участвуют студенты из Школы-студии МХАТ. Именно они превращают спектакль в рок-оперу, исполняют музыку и стихи собственного сочинения, привносят не всегда уместную отсебятину. Один из них – Николай Романов – играет Д`Артаньян, точнее — Михаила Боярского в облике незабвенного героя «Трех мушкетеров» в соответствующей экипировке. Угадываются портретное сходство и манеры, и все это так странно, смешно и создает ощущение балагана. Но Егору Перегудову важна была эта «молодость на марше», ее шум и ярость, все то, что свойственно людям в краткий миг их юности, когда до предела обострены чувства и восприятие жизни. Предваряя премьеру, он называл имена Бориса Рыжего и Александра Башлачева, на их сверхэнергию опирался. Но не они, а Виктор Цой угадывается и не в студентах, а в Сирано. Именно ярость и актерский темперамент Юрия Чурсина достигает заданной цели, давая спектаклю витальность.

Оригинал статьи
2022
Навстречу «Новой оптимистической», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.09.2022
Младший брат Владимир Баталов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 19.09.2022
Ловец человеков, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 15.09.2022
Последний адрес Михаила Аркадьева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 13.09.2022
И это всё о ней. Марина Брусникина, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 12.09.2022
Театральный роман Александра Бенуа, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.09.2022
В Красноярске начались показы спектаклей «Золотой маски», Вадим Тапешкин, Проспект мира (Красноярск), 6.09.2022
В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022
В Красноярске стартовал фестиваль «Золотая маска», видеосюжет ГТРК «Красноярск», 5.09.2022
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022
Хабенский на сборе труппы заговорил о спецоперации, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2022
Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022
Молодые и честные, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 17.08.2022
К дню рождения Ирины Мирошниченко, видеосюжет Первого канала, 24.07.2022
Ушел из жизни Сергей Сосновский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.07.2022
Друзья и коллеги вспоминают Сергея Сосновского, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2022
Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022
Олег Черноус: «Фотограф – всегда одиночка, даже в театре», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.06.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022
В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022
Павел Руднев – о новом проекте «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 24.05.2022
В МХТ им. Чехова поставили «Маму» Флориана Зеллера, Наталья Соколова, Российская газета, 16.05.2022
На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022
«Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022
Страницы жизни, Мария Чернова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022
Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022
Вильямс Великолепный, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.04.2022
«Говорит Москва» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2022
«Говорит Москва». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 29.04.2022
Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022
Светлана Аллилуева. Принцесса-бунтарка, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2022
Данил Чащин: «Это история взросления», Александра Машукова, Ok!, 22.04.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
От конферансье до адвоката. Пять ролей Артема Волобуева в МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.04.2022
Станислав Любшин. Предельная искренность. Фрагмент программы «Доброе утро»., Екатерина Лепская, видеосюжет Первого канала, 6.04.2022
Это мой город: актер Данил Стеклов, Анастасия Барышева, Москвич, 4.04.2022
МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022
Космический артист. Ко дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2022
В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Подлецов насквозь я вижу — зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022
Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022
Егор Перегудов в программе Юлиана Макарова «Главная роль», видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2022
Памяти Евгения Сытого, Павел Руднев, 16.03.2022
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Мария Зорина: «Эта пьеса касается каждого», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
Егор Трухин: «„Мама“ — это личная история», Наталья Витвицкая, Театрал, 5.03.2022
Актер Авангард Леонтьев: «Я хожу в театр, чтобы поплакать», Татьяна Филиппова, Литературная газета, 4.03.2022
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Мама», видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2022
Актёр Гоголя и Достоевского, Валерий Фокин, Литературная газета, 2.03.2022
Кирилл Трубецкой о Ренате Литвиновой, служении и одиночестве, Ольга Чебыкина, YouTube-канал «Не принято обсуждать», 26.02.2022
Мечтатель из Петербурга, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022
Гастрольный обмен, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 17.02.2022
Юрий Стоянов встретился с «мимом», Александр Анин, Театрал, 31.01.2022
Чипсы с майонезом, Ника Пархомовская, Петербургский театральный журнал, 29.01.2022
Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022
Русский роман продолжается, Ольга Галахова, Литературная газета, 26.01.2022
Любовь, как стихийное бедствие, Нина Суслович, Камергерский, 3, 20.01.2022
Ушла из жизни Анастасия Вознесенская, видеосюжет телеканала «Культура», 14.01.2022
Любовь как сверхидея, Нина Суслович, Камергерский, 3, 12.01.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022