В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева

Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
«Москва — Петушки» — философская сатира на время, пороки и мечты о мировой справедливости. Произведение смешное, цельное, разобранное на цитаты. А «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» — гротескная трагедия, написанная в 1985 году после того, как автор побывал в очередной раз в Кащенко. Произведение беспощадное и почти не смешное. Как второй том «Мертвых душ», где всем персонажам выносится приговор. Недаром Венедикт Ерофеев своим любимым автором считал Гоголя: «Если бы не было Николая Васильевича — и меня бы как писателя не было».

На сцене пространство, придуманное Евгенией Шутиной, — подобие то ли зала суда, то ли академической аудитории, то ли тюремной камеры, а на самом деле палата психбольницы. Справа вверху видна розетка витража храма: Ерофеев был католиком. В больничной палате — здесь, конечно, автор отсылает и к чеховской палате N 6, и к «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи — герои предстанут перед зрителями как есть.

Лев Гуревич (Дмитрий Назаров) попадает в психушку по абсурдному обвинению — стоял в очереди за «беленькой», зимой дело было, а пар у него изо рта не шел, как у всех добропорядочных людей, вот и забрали куда следует. Гуревич — начитанный философ, цитирующий Декарта, крепко пьющий («чтобы привести голову в ясность») пацифист, который водит дружбу с правнуком Льва Николаевича Толстого и измеряет расстояние в босфорах. «Когда я по утрам выхожу из дому и иду за бормотухой, то путь мой до магазина занимает ровно шестьсот семьдесят моих шагов, а по Брокгаузу это точная ширина Босфора», — говорит он в приемном отделении врачу-душегубу. А тот ему: «Вам повезло, больной, вашим соседом по палате будет человек: он измеряет время тумбочками и табуретками». Психушка советского времени — учреждение не лечебное, а губящее. Здесь не то что нельзя жаловаться, здесь даже плакать запрещается. Врачей-садистов, размахивающих дубинками и шприцами, в спектакле сыграли Алексей Агапов (доктор Игорь Львович), Владимир Любимцев (Мордоворот), Ульяна Глушкова (Тамарочка), Янина Колесниченко (Натали). Жгучая брюнетка, роковая Натали и Гуревич на верхнем ярусе декораций — будто на балконе Джульетты в Вероне — разыграют дуэт влюбленных в лучших традициях Шекспира. Он будет читать ей сонеты, а она — петь арии. То ли от чистого сердца, то ли ради дела. Из кабинета Натали Гуревич тайно вынесет бутыль смертоносного зелья, которое только на вид похоже на чистый спирт.

Обитатели палаты тоже весьма неприятные люди, но режиссер оставляет им надежду на прощение — пытается отыскать в них намек на прошлую, нормальную жизнь. Ведь, кто знает, может, в психушке они укрылись от мира, который за стенами больницы требует строгой безликости от всех. Эстонец (за это и угодил в психушку) Колька (Владимир Кузнецов), ангелоподобный мистик Хохуля (Артем Панчик), гроссмейстер Витя (Ростислав Лаврентьев), в буквальном смысле поедающий все, что под руку попадется, контр-адмирал Михалыч (Валерий Трошин) — забитые «маленькие» люди, изъеденные душевной чернотой. Остатки личности в себе сохранил лишь староста Прохоров, воплощенный на сцене Игорем Верником. Да и тот перед начальством лебезит, а верховодит исключительно в палате — унижает, зачитывает надуманные приговоры.

Гуревич, подобно страннику Луке из горьковского «На дне», попытается пробудить в обитателях палаты номер три хоть что-то человеческое. На исповедь у постояльцев психушки — всего одна ночь — Вальпургиева, с 30 апреля на 1 мая, когда по миру разгуливает нечисть. Кстати, накануне Дня солидарности трудящихся. Совпадение? Вряд ли. В пьесе немало сатиры на советскую явь. Правда, сегодня не все пассажи вызывают смех в зале, несмотря на то, что режиссер щедро приправляет текст намеками на современные реалии. 

И вот прокричит петух (в пьесе попугай), странник, он же Гуревич, превратится в Командора, а над сценой нависнет то ли ракета, то ли люстра из пустых водочных бутылок (декорация, задуманная Давидом Боровским для спектакля Театра на Таганке). Выпитое зелье обратной силы не имеет. И если Баялиев жалеет своих героев, то Ерофеев безжалостен: под звуки второй симфонии Сибелиуса последняя ремарка гласит: «Никаких аплодисментов».
2022
Вильямс Великолепный, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.04.2022
«Говорит Москва» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2022
«Говорит Москва». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 29.04.2022
Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022
Светлана Аллилуева. Принцесса-бунтарка, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2022
Данил Чащин: «Это история взросления», Александра Машукова, Ok!, 22.04.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
От конферансье до адвоката. Пять ролей Артема Волобуева в МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.04.2022
Станислав Любшин. Предельная искренность. Фрагмент программы «Доброе утро»., Екатерина Лепская, видеосюжет Первого канала, 6.04.2022
Это мой город: актер Данил Стеклов, Анастасия Барышева, Москвич, 4.04.2022
МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022
Космический артист. Ко дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2022
В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Подлецов насквозь я вижу — зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022
Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022
Егор Перегудов в программе Юлиана Макарова «Главная роль», видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2022
Памяти Евгения Сытого, Павел Руднев, 16.03.2022
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Мария Зорина: «Эта пьеса касается каждого», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
Егор Трухин: «„Мама“ — это личная история», Наталья Витвицкая, Театрал, 5.03.2022
Актер Авангард Леонтьев: «Я хожу в театр, чтобы поплакать», Татьяна Филиппова, Литературная газета, 4.03.2022
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Мама», видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2022
Актёр Гоголя и Достоевского, Валерий Фокин, Литературная газета, 2.03.2022
Кирилл Трубецкой о Ренате Литвиновой, служении и одиночестве, Ольга Чебыкина, YouTube-канал «Не принято обсуждать», 26.02.2022
Мечтатель из Петербурга, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022
Гастрольный обмен, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 17.02.2022
Юрий Стоянов встретился с «мимом», Александр Анин, Театрал, 31.01.2022
Чипсы с майонезом, Ника Пархомовская, Петербургский театральный журнал, 29.01.2022
Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022
Русский роман продолжается, Ольга Галахова, Литературная газета, 26.01.2022
Любовь, как стихийное бедствие, Нина Суслович, Камергерский, 3, 20.01.2022
Ушла из жизни Анастасия Вознесенская, видеосюжет телеканала «Культура», 14.01.2022
Любовь как сверхидея, Нина Суслович, Камергерский, 3, 12.01.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022