Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина

Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022
На Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля «Говорит Москва» по пьесе Юлии Поспеловой в постановке Данила Чащина. Роль дочери Сталина Светланы Аллилуевой сыграли две актрисы — студентка Школы-студии МХАТ Дарья Петриченко и Наталья Тенякова, муж которой — Сергей Юрский — снялся в главной роли в сериале «Товарищ Сталин» Ирины Гедрович, вышедшем в год смерти Светланы Аллилуевой, в 2011 году.

Пьеса Юлии Поспеловой написана на основе «Двадцати писем к другу» Светланы Аллилуевой, опубликованных впервые на Западе и написанных еще в СССР. Девочка смотрит на отца, первого секретаря, как она его называет, который и дома занимается важной работой. Она его очень любит. Девочка многого не понимает, но улавливает слова и интонации из его телефонных разговоров и многое чувствует. Когда в 1932 году умрет ее мать, Светлане скажут, что из-за аппендицита. Надежда Аллилуева ушла из жизни в 31 год. И только гораздо позднее ее дочь обнаружит газету, где будет написано, что ее мать добровольно покинула этот мир. 

Наталья Тенякова в течение часа сидит за письменным столом, зачитывает страницы детских воспоминаний ее героини. Зритель, который не осведомлен о том, кто она, не сразу догадывается, что это дочь Сталина. Вместе с девочкой он обо всем узнает постепенно — обо всех трагических обстоятельствах ее жизни.

Данил Чащин поставил историю про взросление, показал, как иллюзия счастливого детства в прекрасной стране рассеивается, приходит знание того, что твой отец чудовище. Наталья Тенякова зачитывает рассказ Светланы об однокласснике, который однажды исчез, а потом по обрывкам разговоров в школе девочка узнает, что его родители арестованы. Ее подруга расскажет о гибели режиссера Михоэлса, попавшего в аварию. Светлана знает, что в прошлой жизни отец был грузином. Она побывает на родине отца, где ее поразит скромный домик, в котором он вырос.

«Это немного похоже на фильм „Шоу Трумана“, когда герой плывет по морю и вдруг упирается в нарисованный задник. Вот и Светлана обнаруживает, что райский мир ее детства был фальшивым», — говорит режиссер спектакля Данил Чащин. 

На небольшом пространстве сцены, максимально приближенной к зрителю, художник Михаил Заиканов оставляет только стол для взрослой Светланы и экран за ее спиной, создающий иллюзию окна. В него постоянно смотрит юная дочь Сталина — Дарья Петриченко. А там оживают полотна советских художников, всем знакомые спортсмены Александра Дейнеки, счастливая жизнь прекрасной страны. И сама девочка с косичками в легком светлом платье задорно поет пионерские песни, потом ее голосок срывается. Она и представить себе не может, какая судьба ее ждет. Наталья Тенякова, не покидающая в течение часа своего места, одета в темное платье цвета морской волны с белым воротничком и брошью. Такое ощущение, что это раритетный музейный костюм.

— Казалось бы, детские, ностальгические истории, — скажет после спектакля Наталья Тенякова, — но они касаются всех нас, трагедии нашей страны. Девочка оказалась в эпицентре того, что называют властью. Я думаю о тех, кто от нее пострадал, тех, кто их мучил, об их детях, которые знают, кем были их отцы и деды. Пострадали все. Я хорошо отношусь к своей героине. Казалось бы, дочь властелина, но она несчастный человек, проживший долгую и очень непростую жизнь. Она была счастлива маленькой девочкой. Ее очень любил папа, а она — его. А потом — сплошное одиночество, несмотря на то, что у нее было пять мужей. Она была умной, образованной, тонкой, сдержанной, искренне любила отца и понимала, наверное, что платит за чужие грехи своими несчастьями. Одно время Светлана делала все, чтобы все забыли, что она Сталина. Могу ей только посочувствовать, несмотря на то что она — дочь властителя мира, как он считал. Я благодарна Данилу Чащину за то, что он мне предложил эту роль. Он очень молодой режиссер, представитель прекрасного и образованного поколения. Это только родителям кажется, что их дети болваны и ничего не читают. А они все знают, прочитали все важное, что было написано в XX и XXI веке. Это я по своим внукам знаю. Если это замечательное поколение выстоит, я буду счастлива за свою родину.

— То, что я не наизусть шпарю текст, а читаю его, — прием. Это же канва жизни моей героини, не просто проза, а важный документ времени. Что сама о нем помню? Я болела, когда умер Сталин. У меня болело горло, было очень больно. А все кругом рыдали. Никто меня не жалел. Я училась в Ленинграде в красивой школе, где висели большие портреты дяди Клима, дяди Лаврентия, дяди Коли… Нет, Бухарина там не было. И вот я прихожу 1 сентября и что вижу… Боже! Стекла по всему огромному коридору, и по ним бегают малыши, топчут портрет Берии. Дети — диссиденты! Есть и другое воспоминание — фотография, сделанная в Комарове, где я в черных трусах босиком стою на фоне огромного портрета Сталина. В детском саду был праздник, и я на фоне портрета читаю не то, что читают пионеры, а басню Крылова.

Наталья Тенякова вспомнила, как однажды побывала во время съемок в «Бутырке». «Знаете, что самое отвратительное в тюрьме? Запах страха. Пахнет одновременно мочой, кислыми щами, какой-то пылью и ужасом. А так вроде бы все чисто, и охранница красивая, видная, получала больше меня, а я тогда была уже заслуженной артисткой. Такие места отмыть нельзя. Там очень страшно».

Оригинал статьи
2022
Вильямс Великолепный, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.04.2022
«Говорит Москва» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2022
«Говорит Москва». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 29.04.2022
Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022
Светлана Аллилуева. Принцесса-бунтарка, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2022
Данил Чащин: «Это история взросления», Александра Машукова, Ok!, 22.04.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
От конферансье до адвоката. Пять ролей Артема Волобуева в МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.04.2022
Станислав Любшин. Предельная искренность. Фрагмент программы «Доброе утро»., Екатерина Лепская, видеосюжет Первого канала, 6.04.2022
Это мой город: актер Данил Стеклов, Анастасия Барышева, Москвич, 4.04.2022
МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022
Космический артист. Ко дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2022
В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Подлецов насквозь я вижу — зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022
Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022
Егор Перегудов в программе Юлиана Макарова «Главная роль», видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2022
Памяти Евгения Сытого, Павел Руднев, 16.03.2022
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Мария Зорина: «Эта пьеса касается каждого», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
Егор Трухин: «„Мама“ — это личная история», Наталья Витвицкая, Театрал, 5.03.2022
Актер Авангард Леонтьев: «Я хожу в театр, чтобы поплакать», Татьяна Филиппова, Литературная газета, 4.03.2022
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Мама», видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2022
Актёр Гоголя и Достоевского, Валерий Фокин, Литературная газета, 2.03.2022
Кирилл Трубецкой о Ренате Литвиновой, служении и одиночестве, Ольга Чебыкина, YouTube-канал «Не принято обсуждать», 26.02.2022
Мечтатель из Петербурга, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022
Гастрольный обмен, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 17.02.2022
Юрий Стоянов встретился с «мимом», Александр Анин, Театрал, 31.01.2022
Чипсы с майонезом, Ника Пархомовская, Петербургский театральный журнал, 29.01.2022
Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022
Русский роман продолжается, Ольга Галахова, Литературная газета, 26.01.2022
Любовь, как стихийное бедствие, Нина Суслович, Камергерский, 3, 20.01.2022
Ушла из жизни Анастасия Вознесенская, видеосюжет телеканала «Культура», 14.01.2022
Любовь как сверхидея, Нина Суслович, Камергерский, 3, 12.01.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022