Дмитрий Сумин: «Я могу намного больше»

Юлия Сонина, Ok!, 12.04.2022
В преддверии 125-летия МХТ им. А. П. Чехова журнал ОК! продолжает серию публикаций о молодых и талантливых актерах, которые уже ярко заявляют о себе. Сегодня наш герой — Дмитрий Сумин. Он рассказал о прыжках с парашютом, подарках судьбы и ощущении правды — на сцене и в жизни.

Дима, сколько тебе лет?
29.

Твои самые яркие детские воспоминания?
Солнце. Жара. Водоемы и реки. Дворовые ребята. Встречи с родственниками.

Где всё это происходит?
Моя родина — небольшой провинциальный городок Калач в Воронежской области. Там прошли мои детство и юность. По ощущениям, они были насыщенными и счастливыми. В моей жизни была музыка и много спорта, были друзья и какие-то творческие истории в школе.

Каким ребенком ты был?
Фантазером. В то время моим родителям приходилось часто ездить по работе, и иногда они брали меня с собой. Я очень любил дорогу. Дорога — это романтика. Ты смотришь куда-то вдаль, что-то выдумываешь. А еще я наблюдал из окна машины за птицами — ястребами, соколами… И когда мы проезжали мимо лесов, ждал, что оттуда выскочит какое-нибудь животное. (Улыбается.) Помню, был случай. Едем мама, папа, я. Вечереет. Вокруг сосновый лес. Я спрашиваю: «Мама, а тут зайцы водятся?» — «Да». — «А лисы?» — «Да». — «А волки?» — «Да». — «А медведи?» И мама не успевает ответить, как на дорогу выскакивает огромный кабан размером с машину. Папа, естественно, тормозит, и животное, как в рапиде, проносится перед нами. Это было страшно и в то же время удивительно.

В твоем характере осталось что-то от того мальчика?
Осталась самостоятельность, которая во мне воспитывалась с ранних лет. Осталось чувство своей правоты относительно того, как и что я должен делать, чтобы реализовать себя в жизни. Это чувство у меня было с детства и есть по сей день.

Что сформировало тебя как личность?
Очень сложно выделить что-то одно, но могу точно сказать, что это были ребята, с которыми я дружил. У нас были целые мальчиковые районы, и мое детство было временем настоящей, честной дружбы. Был спорт, а он невозможен без элемента соревнования. Была музыкальная школа — духовная составляющая. Ну и, конечно, мои родители, с которыми у меня всегда были очень теплые, открытые отношения. 

После школы ты, в отличие от многих ребят, пошел в армию, вместо того чтобы сразу поступить в вуз. Почему? Не знал, чем хочешь заниматься в будущем?
У меня были планы, но я понимал, что есть такой этап в жизни, как армия, и хотел его пройти сразу после школы.

А зачем, Дима?
Понимаешь, я в детстве много болел. У меня была огромная медицинская карта, и какие-то отмазки, чтобы не служить, мне были не нужны. А поскольку к 18 годам спорт был активным в моей жизни и здоровье победило, то я хотел понять, что это такое — армия, хотел увидеть разных людей, хотел испытать себя — физически и морально. И я не жалею о своем выборе: такой опыт больше нигде не получишь.

А можно конкретнее — что за опыт? Что такого случилось, что вряд ли бы произошло, не пойди ты служить?
Рассказать историю? Хорошо. Я служил в ВДВ. Мы несколько месяцев ждали прыжков с парашютом. И вот осенью наконец-то этот момент наступил. Стоим в экипировке на аэродроме. Ждем. Прилетает Ан-2. Каждый борт по 12 человек и выпускающий — человек, который должен по одному нас выпускать из самолета в небо. Нашего выпускающего мы называли Веселый Прапорщик. Поднимаемся в небо на высоту 500 м. Он открывает дверь фюзеляжа, высовывает голову на скорости 200 км/ч — шевелюра развевается на ветру. Засовывает голову обратно и кричит пилотам через всю кабину: «Ребята, давайте выше!» Мы всё это время сидим пристегнутые к тросу системой стабилизации — такие заряженные бойцы, которые сейчас совершат прыжок. Поднимаемся выше, и… самолет глохнет. Мы ловим воздушную яму секунд на десять. Естественно, мы, мужественные пацаны, которые были готовы ринуться в открытое небо, — побелели. Смотрим на прапорщика. У всех в глазах вопрос: «Скажи нам, это всё, да?» А прапорщик в голос смеется и начинает громко рассказывать нам стишок про утят, которые летели-летели и разбились. В общем, поддержал как мог. Тут самолет заводится, набирает снова высоту, после этого прозвучала сирена, и мы в полуобморочном состоянии начали выпрыгивать. То есть обычно все в первый раз боятся прыгать с парашютом, а мы, наоборот, хотели скорее покинуть этот самолет — просто на всякий случай. (Смеется.)

Это был самый адреналиновый момент в твоей жизни?
(Думает.) Нет, не самый. Было много всякого.
Ален Делон, который проходил службу в морской пехоте, рассказывал, что это дало ему «дисциплинированность, знание субординации и умение вовремя закрыть рот, когда говорит более опытный товарищ».

Чему служба в армии научила тебя?
Я бы изменил формулировку со «служба меня научила» на «во время службы я осознал». Я осознал, что нужно оставаться человеком в любой ситуации, и увидел, в какую сторону и насколько люди способны от этого ориентира отклоняться.

Были разочарования?
Были. А кто-то, наоборот, вызывал восхищение. Что-то подтверждалось, а что-то вызывало удивление. За год службы перед глазами прошло такое количество разных человеческих историй, что крышу сносит. В этом смысле это был совершенно уникальный опыт.

Ты к тому моменту сколько раз в театре был?
Ни разу.

А как появилась мысль поступать в театральное?
Мне еще в школе нравилось выступать, нравилось то напряжение, энергия, которая возникает между тобой и людьми в зрительном зале. Творчество — это же диалог, да? И это мой способ взаимодействия с миром. После армии я переехал в Москву. Я тогда еще плохо себе представлял, что это за город, но понимал, что хочу заниматься чем-то, что связано с творчеством. Тогда я видел себя в медиа и пошел учиться на продюсера кино и телевидения. Через год в том же институте поступил на актерский факультет, где проучился пару лет. К тому моменту я уже понимал, где что есть в Москве, знал вузы, знал, кто в них преподает и как в них учат. Я участвовал в пластических фестивалях и конкурсах, которые проводились в разных театральных институтах, и сделал свой выбор. В Школу-студию МХАТ на курс И. Я. Золотовицкого и С. И. Земцова я шел целенаправленно.

Ты ведь, наверное, был старше большинства однокурсников? Не чувствовал себя старым с таким бэкграундом?
На момент начала учебы в Школе-студии мне было 22 года. На курсе были ребята моего возраста. А что касается бэкграунда, я же адекватный человек и понимаю, где уместно, а где нет демонстрировать свой опыт. На первый курс я пришел и учился на равных условиях со всеми. Не могу сказать, что мне было легче.

Что было сложнее всего?
Можно немного философии? (Улыбается.) Учеба в институте — очень важный, основополагающий этап в профессии. Вспоминая это время, я понимаю, что у меня изначально было какое-то свое видение театра, творчества, правды существования на сцене, которые я пытался сохранить, не залицедействовать. И еще было трудно соединить наши студенческие мозги, миры воедино, не теряя своей индивидуальности. Мне кажется, у нас получился прекрасный курс, спасибо мастерам.

Что значит для тебя театр?
Лаборатория. Игра. Хулиганство. Природная энергия. Ощущение правды. Мне нравится театр Юрия Бутусова, театр Дмитрия Крымова. Я в них нахожу те аспекты творчества, которые совпадают с моим видением театра, и стараюсь транслировать это как артист.

Так неожиданно услышать от тебя «хулиганство».
(Смеется.) Я люблю похулиганить, если это позволяет материал. Обожаю хулиганить, обожаю импровизировать…

Партнера по сцене можешь расколоть?
Бывает. И это огромное счастье. Потому что если вы дошли до уровня, когда можно друг друга поколоть, значит, вы полностью погружены в материал и на сто процентов друг другу доверяете.

А то, как жестоко разыгрывали друг друга артисты старой школы — Евстигнеев, Ефремов, Невинный, в театре эта традиция продолжается?
(Смеется.) Конечно. Это то живое, без чего не может быть театра и что никуда из него не уйдет.

Вас же сразу семь человек с курса попало в театр? Такое редко бывает?
Я не владею всей информацией, но знаю, что в МХТ такое уже было и это тоже был курс Игоря Яковлевича Золотовицкого и Сергея Ивановича Земцова. Выпуск 2010 года, по-моему.

А как ты оцениваешь тот факт, что в МХТ взяли тебя? Можно сказать, что это подарок судьбы?
Подарки судьбы в моей жизни бывают очень редко. Обычно мне нужно очень постараться для того, чтобы этот подарок попал мне в руки. Понятно, что есть некое стечение обстоятельств, но в моем случае к везению должна прилагаться работа. Поэтому…

…ты заслужил?
Я считаю, мне повезло, но я заслужил. Я в МХТ хотел и получил то, что хотел. (Улыбается.) Хотя даже когда ты к этому готов и к этому идешь, это всё равно событие. 

Как родители отреагировали на то, что ты стал артистом одного из лучших театров страны?
Все были рады, а мама сказала: «Я всегда знала, что ты туда попадешь». (Смеется.) Родители сейчас живут в Воронежской области, и, когда приезжают в Москву, я их затаскиваю в МХТ, чтобы они видели, каким может быть театр.

Твоя первая большая роль?
Если прям роль — то это ввод в спектакль «Шинель» по Гоголю. А до этого уже играли «ХХ век. Бал» Аллы Михайловны Сигаловой и «Серёжу» Дмитрия Крымова.

В скольких спектаклях МХТ ты сыграл?
Всего было спектаклей десять, из которых сейчас идут пять-шесть.

А какая из работ для тебя самая значимая?
(Смеется.) Ты меня к Бутусову ведешь?

Вовсе нет. Твое интервью — тебе и выбирать.
Тогда скажу, что для меня сейчас самая важная в профессиональном плане работа — роль в спектакле «Местные», который мы играли в «Боярских палатах». У нас сложился прекрасный ансамбль, и этот спектакль очень дорог каждому, кто в нем занят. В МХТ, на мой взгляд, у меня еще не было такой роли, в которой я мог бы в полной мере раскрыться и заявить о себе. Были интересные роли, но я в них не задействовал весь свой потенциал. Я могу намного больше.

Ты умеешь ждать?
Да, умею. И всё обязательно будет. Надо просто работать — честно, с полной отдачей, с любовью. Другого пути нет.

Я говорила с тремя твоими однокурсниками, и каждый с большим теплом отзывался о других. Между вами нет конкуренции?
Я не очень понимаю, что значит конкуренция в нашей профессии. Мы все разные, понимаешь? Я считаю, что у каждого из нас свой путь, и, если кто-то вдруг начинает думать, что его недооценили, задавать вопрос нужно прежде всего себе. Если и конкурировать, то лучше с самим собой.

Дима, кем ты видишь себя в перспективе? У тебя есть какая-то цель? Мечта? Или ты не мечтатель?
Вообще я очень мечтательный человек, но понимаю, что иногда надо приземляться и идти ногами по земле. Так что давай не будем обсуждать то, чего пока нет. Предлагаю встретиться через некоторое время и обсудить, что получилось. В планах — театр, кино, семья, друзья.

Оригинал статьи
2022
Вильямс Великолепный, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.04.2022
«Говорит Москва» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2022
«Говорит Москва». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 29.04.2022
Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022
Светлана Аллилуева. Принцесса-бунтарка, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2022
Данил Чащин: «Это история взросления», Александра Машукова, Ok!, 22.04.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
От конферансье до адвоката. Пять ролей Артема Волобуева в МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.04.2022
Станислав Любшин. Предельная искренность. Фрагмент программы «Доброе утро»., Екатерина Лепская, видеосюжет Первого канала, 6.04.2022
Это мой город: актер Данил Стеклов, Анастасия Барышева, Москвич, 4.04.2022
МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022
Космический артист. Ко дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2022
В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Подлецов насквозь я вижу — зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022
Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022
Егор Перегудов в программе Юлиана Макарова «Главная роль», видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2022
Памяти Евгения Сытого, Павел Руднев, 16.03.2022
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Мария Зорина: «Эта пьеса касается каждого», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
Егор Трухин: «„Мама“ — это личная история», Наталья Витвицкая, Театрал, 5.03.2022
Актер Авангард Леонтьев: «Я хожу в театр, чтобы поплакать», Татьяна Филиппова, Литературная газета, 4.03.2022
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Мама», видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2022
Актёр Гоголя и Достоевского, Валерий Фокин, Литературная газета, 2.03.2022
Кирилл Трубецкой о Ренате Литвиновой, служении и одиночестве, Ольга Чебыкина, YouTube-канал «Не принято обсуждать», 26.02.2022
Мечтатель из Петербурга, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022
Гастрольный обмен, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 17.02.2022
Юрий Стоянов встретился с «мимом», Александр Анин, Театрал, 31.01.2022
Чипсы с майонезом, Ника Пархомовская, Петербургский театральный журнал, 29.01.2022
Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022
Русский роман продолжается, Ольга Галахова, Литературная газета, 26.01.2022
Любовь, как стихийное бедствие, Нина Суслович, Камергерский, 3, 20.01.2022
Ушла из жизни Анастасия Вознесенская, видеосюжет телеканала «Культура», 14.01.2022
Любовь как сверхидея, Нина Суслович, Камергерский, 3, 12.01.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022