Ирина Мирошниченко: Героини меняются вместе с актрисами — обретают новые смыслы

Инга Бугулова, Российская газета, 24.07.2022
Одна из самых обаятельных и чувственных российских актрис, сыгравшая едва ли не всех главных чеховских героинь, Ирина Мирошниченко празднует юбилей в этом году, вопреки традиции, не на сцене родного театра, а в кругу близких. Но встречи с ней поклонникам ждать долго не придется — в новом сезоне МХТ им. Чехова вновь порадует спектаклями с ее участием. Пока же - «РГ» поговорила с народной артисткой о ее родном театре, о худруках, о дорогих ей людях и, конечно, о любви.

Вся ваша творческая биография связана с Московским Художественным театром. Кто-то меняет коллективы, сцены, как перчатки, — а вы храните верность одному театру всю жизнь. Как так случилось?

Ирина Мирошниченко:
В Московский Художественный театр меня девочкой привела мама — посмотреть спектакль «Синяя птица». Не могу сказать, что в ту же минуту я стала мечтать оказаться на его сцене, но вот поразительно — я все детство провела на Тверском бульваре, а на месте, где сейчас стоит МХАТ им. Горького, тогда строили цирк. И там была дырка в заборе — можно было пробежать по территории этой стройплощадки, перелезть через еще один забор и попасть как раз во двор моей школы. Мы - школьники — всегда так и делали. Конечно, там дежурил сторож, который нас гонял и, естественно, жила огромная овчарка, от которой мы каким-то чудом убегали, а она пыталась ухватить нас то за ранец, то за ногу. Никогда не думала, что потом на этом месте вместо цирка вырастет прекрасное здание театра, более того, когда мы это здание открывали, одним из первых спектаклей были «Три сестры», где я играла Ольгу. (МХАТ был еще один, не разделился на Чеховский и Горьковский — Ред.). Открывался занавес и начинался мой монолог. Здесь, где я девчонкой бегала с портфелем…
Для меня Московский Художественный театр — мой дом, театр моей мечты. Потому что я все там люблю.

Все — это что?

Ирина Мирошниченко:
Людей, спектакли, сцену, атмосферу, миссию этого театра, его школу, моих учителей, актеров. Мне радостно, что я столько лет здесь. Мне радостно, что наш театр сегодня — новый, свежий, молодой, что им руководит Константин Хабенский, у которого очень много планов и энергии. Я очень желаю и ему, и всем нам творческих удач и достижения целей, о которых мы совсем скоро будем говорить на открытии сезона и, вероятно, мечтать. Без мечты невозможно жить, и мне радостно, что еще есть возможность помечтать и пофантазировать, каким будет наш театр и наш новый сезон.

В истории Московского Художественного театра множество великих имен. Есть среди них — самые близкие, дорогие для вас?

Ирина Мирошниченко:
Конечно же, это актер и режиссер Борис Николаевич Ливанов, который открыл мой творческий путь еще в 1968 году. Виктор Яковлевич Станицын, который очень меня любил и давал возможность вводиться в замечательные спектакли и играть новые. Это из старейшин. Не могу не сказать о своих педагогах в Школе-студии МХАТ — Василии Петровиче Маркове и Владимире Николаевиче Богомолове. А потом — Олег Ефремов. Он внес в этот театр абсолютно современный дух, новый стиль, новую манеру, невероятную одержимость, с которой мы работали много лет подряд. Самый мой плодотворный творческий период был связан именно с ним. 
И, конечно, навсегда в моем сердце Олег Табаков. Уникальный человек. Прежде всего — человек, с большой буквы, с большим размахом души, света, тепла, таланта, доброты, энергии. Коллектив, который он создал, сегодняшняя труппа МХТ им. Чехова — это уникальная труппа. Люди, с которыми радостно встречаться — от входа в театр и до сцены, от репетиций до премьеры и радостно идти по жизни.

Вы говорите о себе всегда, как об актрисе театральной. Но ведь у вас немало замечательных ролей в кино — их помнят зрители. Когда первокурсницей вы сбежали без разрешения на съемки фильма «Я шагаю по Москве» — не боялись проблем в театре? Были готовы уйти из театра в кино?

Ирина Мирошниченко:
Нет, никогда мысли о том, что я уйду в кино не было. Более того, я отказывалась от многих главных ролей в кино, если нужно было уходить из театра, надолго куда-то уезжать. Для меня в приоритете был театр. Так и по сегодняшний день. Я никогда не срывала спектаклей, не ловчила, не хитрила — если когда-то отменяли из-за меня спектакль, только по состоянию здоровья. А бывало, играла и с подвернутой ногой, которая хрустнула у меня прямо на сцене! Перебинтовали. Но это норма. Актер обязан выйти и сыграть, ведь в зале зритель. А о несостоявшихся киноролях не жалею — человек всегда делает выбор в пользу того, что для него важнее.

Недавно вы в сотый раз сыграли в спектакле Владимира Петрова «Моя дорогая Матильда». Он идет в МХТ уже десять лет, и эта роль — женщины, для которой смыслом жизни и оправданием всему стала любовь, — стала одной из множества ваших звездных работ…

Ирина Мирошниченко:
Поразительно, как ты растешь вместе с ролями. В этом смысле у меня был уникальный опыт — «Татуированная роза» в постановке Романа Виктюка по пьесе Теннесси Уильямса. Мы играли спектакль 27 лет. Вы понимаете, что за 27 лет происходит с человеком? Как с возрастом меняется его судьба, психика, характер, наконец! Естественно, меняется и роль. То же происходило и с «Матильдой». Когда мы начинали — это была одна история. Сейчас, когда сыграли сотый спектакль, — другая. Вроде бы та же, но Матильда немного изменилась. В ней, может быть, теперь больше внутреннего света, внутренней боли, а слова обретают новые смыслы.
Прежде всего, это пьеса о любви. Поэтому она и востребована зрителем. Это чувство, которое сопровождает человека от рождения до его ухода. Чувство, которое настолько сильно заложено генетически, что в нем все — и желание любить, и боль от потери любви, и воспоминания о любви и страстное желание ощутить ее вновь. В нашем спектакле помимо сюжета, есть именно это чувство. И мне кажется, зритель его чувствует.

МХТ им. Чехова закрыл сезон премьерой необычной — полуночным спектаклем-экскурсией «Театральный роман». Актеры водят зрителей по лабиринтам театра, страницы истории этих стен оживают и переплетаются с булгаковским текстом… Уютно вам в таком эксперименте?

Ирина Мирошниченко:
Это Марина Брусникина, и этим все сказано. В свое время она придумала новый формат мхатовских вечеров и читок пьес, она по-своему интерпретирует произведения, и каждый раз принимая участие в ее проектах, я испытываю огромное наслаждение. «Театральный роман», конечно, тоже решен в новом формате. Мы попробовали превратить булгаковский текст в экскурсию по этому роману, по его главам, по персонажам. Причем, это все абсолютно подлинно, ведь Булгаков приходил именно в этот театр, в это здание, и писал именно о нем. Все здесь наполнено этим смыслом. Побывать в историческом здании, в пространстве исторического текста, но в сиюминутной ситуации с актерами, которые это играют и вовлекают зрителя в эту атмосферу, — очень интересно. Это, правда, уникальная постановка.

Есть еще роли, о которых вы мечтали — но сыграть пока не получилось?

Ирина Мирошниченко:
Знаете, я никогда не планировала каких-то конкретных наименований. Всегда ждала только новой встречи и новой работы. Не могу сказать, что в моем послужном списке огромное количество ролей — очень много не сыграно, а могло бы быть. Но я об этом никогда всерьез не думала и тем более не сожалела. Я живу сегодняшним днем.

Оригинал статьи
2022
МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022
«Я признаю гибель своего класса», Павел Руднев, журнал «Знамя», № 10, 31.10.2022
Юбилейный вечер Ирины Мирошниченко прошел в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2022
Епиходов, влюбленный в театр, Александра Машукова, Экран и сцена, 20.10.2022
Константин Хабенский: «На дураков, если они не причиняют мне физической боли, не реагирую», Татьяна Завалишина, Нурия Фатхуллина, Бизнес Online (Казань), 15.10.2022
Фестиваль «Золотая маска» проходит в Карелии, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2022
Фестиваль «Золотая маска» снова в Карелии, видеосюжет «Вести. Карелия», 6.10.2022
В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022
Провокация Константина Богомолова «разорвала» Москву, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.10.2022
Олег Ефремов. Живой голос, Вадим Верник, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.10.2022
Навстречу «Новой оптимистической», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.09.2022
Младший брат Владимир Баталов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 19.09.2022
Ловец человеков, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 15.09.2022
Последний адрес Михаила Аркадьева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 13.09.2022
И это всё о ней. Марина Брусникина, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 12.09.2022
Театральный роман Александра Бенуа, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.09.2022
В Красноярске начались показы спектаклей «Золотой маски», Вадим Тапешкин, Проспект мира (Красноярск), 6.09.2022
В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022
В Красноярске стартовал фестиваль «Золотая маска», видеосюжет ГТРК «Красноярск», 5.09.2022
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022
Хабенский на сборе труппы заговорил о спецоперации, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2022
Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022
Молодые и честные, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 17.08.2022
К дню рождения Ирины Мирошниченко, видеосюжет Первого канала, 24.07.2022
Ушел из жизни Сергей Сосновский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.07.2022
Друзья и коллеги вспоминают Сергея Сосновского, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2022
Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022
Олег Черноус: «Фотограф – всегда одиночка, даже в театре», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.06.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022
В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022
Павел Руднев – о новом проекте «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 24.05.2022
В МХТ им. Чехова поставили «Маму» Флориана Зеллера, Наталья Соколова, Российская газета, 16.05.2022
На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022
«Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022
Страницы жизни, Мария Чернова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022
Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022
Вильямс Великолепный, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.04.2022
«Говорит Москва» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2022
«Говорит Москва». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 29.04.2022
Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022
Светлана Аллилуева. Принцесса-бунтарка, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2022
Данил Чащин: «Это история взросления», Александра Машукова, Ok!, 22.04.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
От конферансье до адвоката. Пять ролей Артема Волобуева в МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.04.2022
Станислав Любшин. Предельная искренность. Фрагмент программы «Доброе утро»., Екатерина Лепская, видеосюжет Первого канала, 6.04.2022
Это мой город: актер Данил Стеклов, Анастасия Барышева, Москвич, 4.04.2022
МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022
Космический артист. Ко дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2022
В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Подлецов насквозь я вижу — зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022
Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022
Егор Перегудов в программе Юлиана Макарова «Главная роль», видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2022
Памяти Евгения Сытого, Павел Руднев, 16.03.2022
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Мария Зорина: «Эта пьеса касается каждого», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
Егор Трухин: «„Мама“ — это личная история», Наталья Витвицкая, Театрал, 5.03.2022
Актер Авангард Леонтьев: «Я хожу в театр, чтобы поплакать», Татьяна Филиппова, Литературная газета, 4.03.2022
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Мама», видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2022
Актёр Гоголя и Достоевского, Валерий Фокин, Литературная газета, 2.03.2022
Кирилл Трубецкой о Ренате Литвиновой, служении и одиночестве, Ольга Чебыкина, YouTube-канал «Не принято обсуждать», 26.02.2022
Мечтатель из Петербурга, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022
Гастрольный обмен, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 17.02.2022
Юрий Стоянов встретился с «мимом», Александр Анин, Театрал, 31.01.2022
Чипсы с майонезом, Ника Пархомовская, Петербургский театральный журнал, 29.01.2022
Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022
Русский роман продолжается, Ольга Галахова, Литературная газета, 26.01.2022
Любовь, как стихийное бедствие, Нина Суслович, Камергерский, 3, 20.01.2022
Ушла из жизни Анастасия Вознесенская, видеосюжет телеканала «Культура», 14.01.2022
Любовь как сверхидея, Нина Суслович, Камергерский, 3, 12.01.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022