Артём Волобуев. Вечный спор «контрабасистов»

Александра Машукова, Ok!, 6.04.2022


15 и 16 апреля на Основной сцене МХТ имени А. П. Чехова выходит спектакль «Контрабас (Новое звучание)». Это новая версия постановки по монопьесе Патрика Зюскинда, которую Константин Хабенский с огромным успехом играл на сцене Художественного театра восемь лет. Сейчас худрук МХТ имени Чехова передает свою роль Артёму Волобуеву.

Артём – один из ведущих артистов МХТ, он плотно занят в репертуаре, причем играет самые разные роли – от тихони Джорджа Пигдена в комедии положений «№ 13D» до довольно зловещего товарища Упоева в «Ювенильном море» по повести Андрея Платонова. Артём – эксцентрик, яркий характерный актер. «Контрабас» – моноспектакль, и для актера это настоящий вызов.

Артём, а как вообще возникла идея, чтобы вы сыграли «Контрабас»?

Это было прошлой весной, в мае. Мы репетировали спектакль «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», а Хабенский принял решение уйти из «Контрабаса», закрыть эту постановку. И вот однажды на репетиции он мне говорит: «Слушай, а нет желания у тебя это сыграть?» Я отвечаю: «Моноспектакль в МХТ? “Контрабас”? Конечно, есть!» С моей стороны это был абсолютно безответственный поступок невзрослого человека. Так что это началось еще тогда. Потом перед премьерой «Врак» в октябре Константин Юрьевич опять подошел ко мне и спросил: «Ну так что, “Контрабас”? Точно?»

Сложно после Хабенского выходить в такой объемной роли?


Да, и после Хабенского, и после Константина Райкина. Я до сих пор веду спор с Константином Юрьевичем на тему, зачем вы все это затеяли? Это очень страшно. На что Хабенский мне отвечает, что тоже боялся играть этот материал после Райкина. Да, спектакль в «Сатириконе» был другим, но Константин Аркадьевич так хорошо и так много в нем сказал, что непросто было представить что-то свое.
Что мне нравится сейчас: я не ввожусь в спектакль «Контрабас», это действительно будет новое звучание. И во время репетиций Хабенский идет от меня. Мы кое-что меняем – не глобально, но тем не менее. Когда недавно в театре была замена спектакля и Константин Юрьевич играл «Контрабас», он потом рассказывал, что у него прямо на сцене вдруг в голове столкнулись два разбора – его и мой. Говорит: я на секунду задумался, а что же мне дальше делать? А, да, мой разбор вот такой! И пошел по нему. Круто, что меня не ломают под уже существующий рисунок, что я делаю свою историю. А насчет страха… Знаете, как нас в театральном учили? Надо просто взять и прыгнуть. Нельзя сомневаться, надо либо делать, либо не делать. Профессионально, честно и с полной отдачей. Как сказал Хабенский однажды на репетиции «Врак»: «Люблю я все-таки моноспектакли. Ты сам за все несешь ответственность и во всём виноват только ты».

Все последние месяцы вы учитесь играть на контрабасе. Тяжело дается?

Очень! Я предполагал, что самым сложным окажется освоение текста Патрика Зюскинда, но текст почему-то выучился достаточно легко и быстро. Хотя объем у этого драматического монолога большой. А вот научиться правильно играть на инструменте трудно. Поэтому я стараюсь заниматься каждый день. У меня замечательный педагог – Игорь Солохин, он очень крутой музыкант. Прекрасно разбирается и в музыке эпохи барокко, и в современной, участвует в проекте «Сверлийцы» Электротеатра Станиславский. У нас в МХТ Игорь занят в спектаклях «19.14» и «Лес». Сам он артистичный, заводной, с огнем внутри. То, с каким энтузиазмом он продумывает сейчас наш с Лизой Ермаковой дуэт (она тоже играет в новой версии «Контрабаса») очень подкупает.

А какие вообще у вас отношения с музыкой? Ваши родители в Волгограде занимаются авторской песней, – вероятно, она окружала вас с детства?

Можно сказать, что так. Я отучился семь лет в музыкальной школе по классу фортепьяно. На гитаре играл – и во дворе для девчонок, и на фестивалях мы выступали. Потом поступил на театральный факультет Саратовской консерватории. В общежитии мы жили все вместе: будущие актеры, вокалисты, музыканты. Сохранилось множество видеозаписей – телефоны тогда были несовершенными, поэтому это коротенькие видео и в плохом качестве – как «рнхашники», то есть участники русского народного хора, собираются в холле общаги перед экзаменом или выступлением и репетируют свою программу. Послушать их приходило масса народу. В общем, без музыки я плохо представляю свою жизнь.

Вы героя «Контрабаса» понимаете изнутри, понимаете его боль и рефлексию?

Я абсолютно его понимаю и себя с ним отождествляю.

Но вы же такой яркий, всегда на виду, а он страдает от «невидимости», от того, что люди его не замечают.

Нет, я не отношу себя к разряду медийных, заметных людей. Я не в лавровом венке и с небес крендельков не хватаю. Скорее я такой театральный червь, который копошится на свой грядке, рабочий класс театра.
У героя Зюскинда есть рассуждения о том, как много он должен трудиться. Утром он три часа репетирует вместе со всем оркестром, вечером четыре часа играет концерт. А если у меня выходной, говорит он, то я все равно должен быть во всеоружии, поэтому я никогда не ложусь рано спать. Между репетицией и выступлением он еще дома занимается сам. Хорошо, что я умею схватывать все с листа, – говорит он. И я про себя думаю: ну это же совершенно мой монолог! Если бы я не умел быстро учить текст, то я бы, вероятно, не выдержал такой график жизни. Утром репетиции, вечером спектакли, и крайне редко выдаются дни, когда у меня получается забрать дочку из детского садика и помочь жене…
Еще он говорит: я прекрасно социально устроен. У меня есть заплата, отпуск, страховка, вот у нашего дирижера контракт, и если его не продлят, то он вылетит. А я не вылечу. Вот и у меня есть такая внутренняя уверенность, что я не вылечу из театра, если что. Именно потому что я рабочий класс.

Этим летом, когда труппа МХТ отмечала закрытие сезона, вам предложили произнести тост как человеку, занятому во всех последних премьерах. А сколько спектаклей вы играете в месяц?

Сейчас меньше, слава Богу. Алексей Кравченко каждый раз, когда мы с ним встречаемся в коридорах МХТ, говорит мне: «О, человек-театр! Ну ты, как всегда, на посту». Зимой выходило 22-24 спектакля в месяц. Для драматического артиста это много. Это не дает возможности поехать куда-то сниматься.

Но вы ведь всё же снимаетесь. Знаю, что недавно вы сыграли главную роль в сериале «За полчаса до весны» про ВИА «Песняры».

Мне удается уговаривать режиссеров снимать меня полдня до спектакля или полдня после репетиции, потому что другого времени просто нет. Но с другой стороны, любому артисту ТЮЗа скажи про 22 спектакля в месяц – он рассмеется. У них ведь бывает, что и по три спектакля в день играют. Олег Павлович Табаков вел подсчет спектаклей у артистов МХТ и в конце сезона объявлял нам, кто больше всех занят в репертуаре. И вот я однажды назвал свою цифру в кругу коллег, а там были ребята из ТЮЗа, и они в ответ озвучили свою. Я понял, что я лентяй, играю мало. Что же касается прошлого сезона, то он действительно выдался очень плодотворным. В конце 2019 года мы выпустили «Сахарного немца» Уланбека Баялиева, но спектакль из-за пандемии не шел, то есть мы снова начали его играть только следующей осенью, потом сразу состоялась премьера «Ювенильного моря» Натальи Назаровой, дальше «Заговор чувств» и «В окопах Сталинграда» Сергея Женовача и весной уже вовсю шли репетиции спектакля Виктора Крамера «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Поэтому мне на закрытии сезона и дали слово, я был как загнанный гончий пес. Ну и ничего, мне нравится! Зато работа отвлекает от грустных мыслей.

Сейчас в МХТ у вас в послужном списке полтора десятка спектаклей. Какие роли любите больше всего?

Конечно, «19.14» Александра Молочникова. Конферансье – знаковая для меня роль. В ней есть чувство внутренней свободы. Вообще я долгое время пытался изгнать из себя школьника, ученика, который сдает экзамены, понимал, что это зажимает, не дает возможности сделать что-то по-настоящему хорошее. Потому что хорошее делают люди свободные – что в кино, что в театре. Только свобода дает возможность немножко приподняться над сценой. Потом Евгений Гришковец поставил прекрасный спектакль «Весы», за который я очень держусь. Пьеса дорабатывалась Гришковцом на наших глазах, и вообще-то главным героем там был Алексей, а мой персонаж Эдуард – всего лишь его другом. Но в процессе репетиций центр внимания сместился в сторону Эдуарда, чему я был очень рад.
Ну и конечно, я очень сильно дорожу ролью Джорджа Пигдена в «№ 13D». В свое время специально приезжал из Саратова смотреть на Евгения Миронова и Авангарда Леонтьева в спектакле «№ 13», и мне хотелось попросить их остановиться, потому что у меня от смеха болел живот, я никогда в театре так не хохотал. Это был такой аттракцион! Потом, когда я уже был в труппе МХТ, вышла новая версия постановки, я в нее не попал, хотя очень хотел. И когда Сергей Угрюмов однажды предложил мне ввестись на Пигдена, я не мог понять – это же бенефисная роль, как можно от нее отказаться! Почему? Сыграв спектакль, я понял. В этой роли ты меняешь шестую рубашку, у тебя синие губы, сердце выскакивает и тебе нечем дышать. И ты понимаешь, что либо себя бережешь и тогда ты профукал всю роль, либо играешь по-настоящему и тогда в конце спектакля ты уже не человек. Это серьезный марафон, большая физическая нагрузка. Но в театре имеет смысл существовать только так.

Оригинал статьи

Фото Александры Торгушниковой
2022
Вильямс Великолепный, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.04.2022
«Говорит Москва» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2022
«Говорит Москва». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 29.04.2022
Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022
Светлана Аллилуева. Принцесса-бунтарка, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2022
Данил Чащин: «Это история взросления», Александра Машукова, Ok!, 22.04.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
От конферансье до адвоката. Пять ролей Артема Волобуева в МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.04.2022
Станислав Любшин. Предельная искренность. Фрагмент программы «Доброе утро»., Екатерина Лепская, видеосюжет Первого канала, 6.04.2022
Это мой город: актер Данил Стеклов, Анастасия Барышева, Москвич, 4.04.2022
МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022
Космический артист. Ко дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2022
В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Подлецов насквозь я вижу — зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022
Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022
Егор Перегудов в программе Юлиана Макарова «Главная роль», видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2022
Памяти Евгения Сытого, Павел Руднев, 16.03.2022
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Мария Зорина: «Эта пьеса касается каждого», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
Егор Трухин: «„Мама“ — это личная история», Наталья Витвицкая, Театрал, 5.03.2022
Актер Авангард Леонтьев: «Я хожу в театр, чтобы поплакать», Татьяна Филиппова, Литературная газета, 4.03.2022
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Мама», видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2022
Актёр Гоголя и Достоевского, Валерий Фокин, Литературная газета, 2.03.2022
Кирилл Трубецкой о Ренате Литвиновой, служении и одиночестве, Ольга Чебыкина, YouTube-канал «Не принято обсуждать», 26.02.2022
Мечтатель из Петербурга, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022
Гастрольный обмен, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 17.02.2022
Юрий Стоянов встретился с «мимом», Александр Анин, Театрал, 31.01.2022
Чипсы с майонезом, Ника Пархомовская, Петербургский театральный журнал, 29.01.2022
Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022
Русский роман продолжается, Ольга Галахова, Литературная газета, 26.01.2022
Любовь, как стихийное бедствие, Нина Суслович, Камергерский, 3, 20.01.2022
Ушла из жизни Анастасия Вознесенская, видеосюжет телеканала «Культура», 14.01.2022
Любовь как сверхидея, Нина Суслович, Камергерский, 3, 12.01.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022