Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин

Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
Под занавес 125-го сезона на Малой сцене МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Жизель Ботаническая» в постановке Никиты Кобелева по произведениям знаменитого театрального художника Эдуарда Кочергина. Он - о жрицах любви, торговавших собой у Ботанического сада в послевоенном Ленинграде.

Эдуард Кочергин уже полвека главный художник питерского БДТ. Он работал с Товстоноговым, Эфросом, Любимовым, Додиным, Яновской и Гинкасом. Он прекрасно пишет, а сподвиг его к этому коллега Сергей Бархин. Уже есть семь книг, наполненных воспоминаниями детства, полного лишений и скитаний. В течение семи лет Кочергин, будучи восьмилетним ребенком, самостоятельно добирался из Омска в Ленинград. Его родителей арестовали в 1939 году, и он двухлетним попал в детприемник, откуда и сбежал через шесть лет. «Жизель Ботаническая» основана на его одноименном рассказе, фрагментах повести «Житие Лидки Петроградской», еще одном рассказе «Ангелова кукла» и рассказывает о людях, которых Эдуард Кочергин знал не понаслышке. Они жили в одной с ним коммуналке.

«Ботанические девушки» всем миром воспитали дочку погибшей подруги Даши. Подросла девица, поступила в Вагановское хореографическое училище, стала балериной. Никита Кобелев говорит: «Это их победа и реализация того, чего они сами не смогли реализовать в силу обстоятельств». Сыграла девочку юная актриса Авдотья Сальникова. Она из актерской семьи и принимала участие в спектакле Марины Брусникиной «Боюсь стать Колей», в чтецких вечерах и концертах МХТ. 

Никита Кобелев уже обращался к прозе Кочергина, поставив в 2012 году радиоспектакль по его автобиографической книге «Крещенные крестами». А теперь, как говорит Никита, был запрос на что-то человеческое, теплое, душевное. «Я предложил театру то, что не затерто, прекрасного автора Эдуарда Степановича Кочергина. Сошлись, что надо сделать его рассказ „Жизель Ботаническая“. А дальше я уже добавлял фрагменты из других произведений, в которых проститутки тоже присутствуют. Лидка была его соседкой. Он видел этих женщин своими глазами. Они были в его жизни и стали важными для него людьми. Не знаю, сколько там художественного вымысла, но это реальные женщины», — рассказывает Никита Кобелев. – Нас спрашивают, о каких, собственно, проститутках в советское время может идти речь. А это конкретные судьбы Петроградской стороны, которые Эдуард Степанович с большой любовью описывает. Надеюсь, что он приедет в сентябре и посмотрит спектакль. Очень его ждем“.

На сцене пять колоритных старых шкафов, пять заурядных стульев и еще один шкаф, превращающийся в гроб. У каждой труженицы любви свой неповторимый шкаф. Он как хранилище маленькой жизни со всеми необходимыми атрибутами, единственное пристанище для каждой из героинь. Девушки постоянно одеваются и раздеваются, оставаясь в нижнем белье, отчасти стилизованном под послевоенный стиль. Шкафы удивительным образом превращаются на глазах у зрителей в ложи Мариинского театра. Это находка сценографа спектакля Наны Абдрашитовой. В этих ложах второго яруса и сидят разодетые в пух и прах товарки, в то время как на сцене, а в МХТ где-то у колосников в видеопроекции парит юная балерина, исполняющая партию Жизели.

„Мы с Наной много вместе работаем, — говорит Никита Кобелев. – Она дочка кинорежиссера Вадима Юсуповича Абдрашитова. У нас с ней создается тандем. Я очень доволен решением, которое возникло. Задача была – найти небытовое решение и особую стилистику. С одной стороны, это ретро, а с другой — что-то современное. Я подумал, что раз проститутки все время раздеваются и одеваются, значит, нужны шкафы. Мы их придумали, потом Нана развила эту идею и предложила сделать театр. Все сложилось легко и вдохновенно“.

Начало актерскому ансамблю положила Светлана Колпакова. Ее Никита Кобелев сразу выбрал на роль реальной соседки маленького Эдуарда Кочергина по коммунальной квартире Лидки Найденовой. Она – подкидыш, отсюда и фамилия. А воспитала Лидку добрая чухонская семья. „Потом я стал смотреть актрис МХТ примерно в этом диапазоне, устроил небольшой кастинг, — вспоминает Никита. — Было около двадцати кандидаток, из которых я выбирал тех, кого вы сегодня увидели на сцене. И не прогадал. Мы прошли весь путь до конца. Я никого не менял по дороге и не разочарован“. Ульяна Глушкова сыграла Муську Колотую, Надежда Жарычева – Шурку — Вечную Каурку, Полина Романова – Аришку Порченную, Ксения Теплова – Екатерину Душистую, Юлия Витрук – Дашку Ботаническую. Все они такие разные, какие-то некомплектные, зато на любой вкус. Некоторые мужчины в зале очень даже живо реагировали на пеструю фактуру самодеятельной „публичной артели“.

На сцене почти постоянно присутствует только один мужчина. В программке он так и именуется – Мужчина. В нескольких ипостасях, вплоть до гермафродита, появляется Артем Соколов. Он же - рассказчик, голос самого автора. Поначалу весьма странным кажется выбор актера: бритоголового, отчасти напоминающего Вертинского, с какой-то инородной пластикой других эпох. Но постепенно смиряешься с таким решением, даже не вполне его принимая.

„Работа с прозой всегда очень сложная и в каком-то смысле мучительная, но доставляющая удовольствие, — делится Артем своими впечатлениями о спектакле. — У тебя еще нет конкретных диалогов и сцен, они рождаются из материала. Иногда можно говорить от первого лица, иногда от третьего. Всегда это поиск, эксперимент, вытаскивание персонажа. Я люблю работать с прозой. В данном случае это воспоминания маленького мальчика. Он помнит свое детство, людей, которые его окружали. Это то, что запомнил и пронес через всю жизнь Эдуард Кочергин, а потом написал свои рассказы. Сначала мы думали о полном перевоплощении, но потом остался один рассказчик. Он уже взрослый, но как ребенок рассказывает об этих героях. Он то бравый моряк с аккордеоном, то сосед с усами. Где-то эти герои карикатурные и смешные. Часто же запоминается какой-то яркий образ. Мне нравится, когда я отступаю от образа и становлюсь автором, говорю о серьезных и лирических вещах. Это сцена в самом начале, где рассказчик вспоминает соседей, улицу, Лиду, и в финале — в театре. Для меня важно в этой истории то, что женщины покалечены и словно защищены шипами, но мы видим их тонкую внутреннюю архитектуру. Пройдя такие испытания, войну, одни, без мужчин, они тянутся к прекрасному“.

Ксения Теплова сыграла самую респектабельную из жриц любви Екатерину Душистую.

„Моя героиня более благополучна, нежели ее подруги, поскольку обслуживает военных командировочных, больших начальников. Она живет иначе, занимается благотворительностью, помогает нуждающимся. Все героини занимаются своей профессией от безысходности. Кто-то из них лишился близких после блокады. Кто-то остался с ребенком на руках, с изуродованным после войны мужем. Когда я читала прозу Эдуарда Кочергина, то не могла сдержать слез, особенно в тот момент, где героини пошли в театр. У большинства этих несчастных женщин нет и никогда не будет ни детей, ни семьи. У них нет нормальной жизни, и никогда ее не будет. Но они воспитали девочку, которая вырвалась из их среды, добилась успеха и будет жить той жизнью, которой у них никогда не будет. Это меня поразило. Да еще балет — великое искусство, усиливающее контраст происходящего“.

Эффектная сцена, где Екатерина Душистая сидит на стульях, на которые накинули с десяток кителей, разнообразных образцов военной формы. Она зарывается в них. Ее уже не видно. Это гора одежды, принадлежавшей нескончаемому потоку ее высокопоставленных клиентов. Еще одна яркая сцена — с девочкой, занимающейся у балетного станка, который выносят ее попечительницы. Она могла бы стать возвышенной, но превращена в комедийную, возможно, напрасно. Зато зрителям весело, когда пышнотелые дамы легкого поведения неловко задирают ноги, повторяя движения девочки.

Оригинал статьи
Пресса
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
«Жизель Ботаническая» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 6.07.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
Любовь побеждает железный занавес, Анна Оконова, Театрон, 18.04.2018
Голливудская «Ниночка» на сцене МХТ им. А. П. Чехова, Наталия Козлова, Мир женской политики, 21.09.2017
В МХТ имени Чехова вспомнили «Веселые времена», Дарья Лабутина, Известия, 18.09.2017
В МХТ им. Чехова представят спектакль «Веселые времена», видеосюжет телеканала «Культура», 24.08.2017
Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017
Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017
Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017
На сцене МХТ состоялся концерт ко Дню всех влюбленных, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2017
Светлана Колпакова: «Хочу убить Юлю на взлете», Алексей Еньшин, Weburg (Екатеринбург), 4.02.2017
Дюжев, Дужников, Бурковский и Трухин. Репортаж с гастролей, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 17.01.2017
Табакову на юбилей подарили 80 арбузов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.08.2015
На сцене Волковского блистали актеры МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого ярославского телеканала, 26.05.2015
16 вопросов для Светланы Колпаковой, Пресс-служба МХТ, 10.10.2014
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Марина Давыдова, Colta.ru, 29.11.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
«Гамлет-машина» Кирилла Серебренникова, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009
Пьеса в горошек, Алла Шендерова, Коммерсант, 7.03.2007