Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Мы еще повоюемАлександр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 «Осада» Евгения Гришковца на Новой сцене МХАТ им. Чехова вторая осенняя премьера (первой будем считать «Демона» с Олегом Меньшиковым), у которой есть шансы войти в десятку лучших спектаклей сезона, как бы сезон не сложился. В «Осаде» нет явных режиссерских просчетов, равно как и актерских провалов; все сделано толково, остроумно и учтиво; текст, игра и пространство (сценограф Лариса Ломакина) отлично коррелируют друг с другом. Олег Табаков, который уже взвыл от экспериментов, кончающихся отменой премьеры (и в Камергерском, и на ул. Чаплыгина таковых хватало, последним стал GAGARIN WAY Грегори Берка), может вздохнуть с облегчением: «Осада» это вещь. Классная вещь.Ловлю себя на слове: никогда бы не сказал так о спектакле полюбившемся, запавшем в душу. В театральных работах Фоменко, Женовача, Клима, в тех моноспектаклях, которые сделали имя самому Гришковцу, отменное качество формы никогда не мыслилось основным достоинством, и не о нем хотелось говорить в первую очередь. У того же Женовача или у покинувшего свой подвал Клима оно могло быть вовсе даже не безупречным, но это не казалось важным. Своему «внутреннему эстету» (существу, иногда еще более противному, чем «внутренний цензор») легко было сказать: сиди, не рыпайся, твой номер последний и называется «отдельные замечания». Ряд, в который я поставил имя Гришковца, конечно, не полон, но и не случаен. Здесь собраны люди, в чьих спектаклях дышала нежная Психея и прекрасное обнаруживало себя как пленительное. «Осада» сулит много удовольствий театральному зрителю, как случайному искателю вечерней забавы, так и разборчивому знатоку: работа тонкая, работа осмысленная. Свойством пленительности она не обладает. Действие развивается по двум параллельным линиям, как в «Мастере и Маргарите». Сюжет первый: Ветеран (Сергей Угрюмов) проводит воспитательно-патриотическую беседу с изнывающим от скуки Юношей (Павел Ващилин). Гришковец, как обычно, мастерски подключает к игре коллективную память: Ветерана они с Угрюмовым придумали такого, что с первой же минуты начинаешь улыбчиво кивать узнаю, как же не узнать, сам помню? темный костюм, два значка на лацкане, вид хмурый, тон патетический. Твердая уверенность в том, что он-то уж знает о жизни нечто главное, и мгновенные перепады настроения: давно уже есть опаска, что это самое главное никому на хрен не нужно. Нескладные рассказы о фронтовом братстве и солдатской смекалке сменяются агрессивными атаками на слушателя: да ты ничего не понимаешь и не поймешь, вы все такие, и едите не то, и живете не так, и нет у вас ничего настоящего, и ты сам это знаешь? Знаешь ведь? Ну и молодец, что знаешь, слушай дальше, я тебе еще одну историю расскажу. Про врагов они ведь тоже по-своему были молодцы. Или лучше про одного нашего, мы его звали Бубнило, он одному деду в деревне так здорово конюшню вычистил, такой молодец оказался!.. «Молодцов» в угрюмовских монологах штук сто, и каждый произносится с новой интонацией, ничего не скажешь, молодец Угрюмов. Сюжет второй: на деревянный настил (в центре стоит как мачта, к ней приделан вроде как флаг) поднимаются трое воинов: один, Главный, с копьем (Андрей Смоляков, в другом составе Игорь Золотовицкий), двое других с короткими мечами, тоже деревянными. Поскольку Лариса Ломакина надела на них шерстяные безрукавки и шапочки, а также юбки наподобие шотландских килтов (только не клетчатые, а полосатые), сразу ясно, что это древние греки. Кроме шуток, это можно понять, даже не видя, что за спиной у воинов возвышается трехметровый акрополь, а по фанерному морю плывет картонная триера. Выясняется, что они осаждают какой-то город и теперь вышли на переговоры с осажденными. Второй воин (Валерий Трошин) тихо подсказывает, а Главный орет в медный рупор: «Ваше положение кастратофическое! Плохое, значит! Выходите с поднятыми руками, мы, может быть, пообещаем вам жизнь и частичную сохранность личного имущества!..» Воевать им давно уже не хочется, да и войны никакой нет, одно тупое сидение под стенами: проблема в том, что заключать мир они не умеют. Когда Третий воин (Александр Усов), знающий всякие умные и вежливые слова, начнет диктовать их Главному, получится отчаянная нелепица: мы пришли к вам с миром, выходите с поднятыми руками, встаньте на колени, и я перед вами лично извинюсь, если кого обидел, ну что вам, сложно, что ли, руки поднять?.. Такой вот Агамемнон. В финале параллельные линии, как водится, сойдутся. Те, кто знает греческие мифы хотя бы в застенчивом переводе Куна, давно уже поняли, что Бубнилу из ветеранского рассказа на самом деле звали Гераклом. Сам Ветеран неожиданно окажется Одиссеем: это он придумал, как победить врагов при помощи деревянного коня, а теперь мается: может, не надо было придумывать? Они ведь тоже молодцы были, эти осажденные? Да, еще надо сказать, что в действие трижды, без всяких на то причин, вторгается бессловесный персонаж по имени Икар: пытается взлететь на неказистых перепончатых крыльях, плюхается наземь и уходит. На премьере Икара играл Максим Какосов (давний приятель Гришковца, бывший актер театра «Ложа»), в его исполнении невезучий летун чрезмерно напоминал мистера Пиквика. Вторым исполнителем роли значится сам Гришковец. Он, умница, сочиняя свои истории, всегда вкладывает в них скрытые, лично важные темы: в «Осаде» главной темой стала невозможность объясниться. Осада продолжается потому, что Первый воин не способен сказать то, что хочет и должен сказать; Третий воин никак не может втолковать Первому, почему он не носит железный башмак, зная, что ранить его могут только в пятку (узнали Ахилла?); греческие мифы у Ветерана превращаются в скучные, косноязычные байки; Юноша даже не в состоянии намекнуть Ветерану, что его давно уже ждут в другом месте и т.д. Никто никогда ничего не сумеет сказать так, как надо; никто никогда никого не сумеет понять. Поэтому война естественное состояние человечества. Так что мы еще повоюем. Спектакль «Осада» сочинялся коллективно, этюдно. Актеры сами придумывали себе реплики, импровизировали, закрепляли удачно найденное. Евгений Гришковец хотел, чтобы авторами пьесы в программке значились все участники спектакля (себе он изобрел титул «автора-редактора»); это не сделано, а жаль. Счастливо найденный способ совмещать личное переживание, авторское высказывание и театральную игру (в обратном порядке: Я = персонаж; Я = автор; Я = тот, кем вы меня считаете, или, если вам угодно, «отраженное Я»; Я = Я в себе) это самое главное в театральной модели Гришковца; это то, чем он всех когда-то обворожил, а теперь продуктивно эксплуатирует, поневоле формализуя. Первые его спектакли отличались от позднейших так, как эксперимент от показательного опыта, как попытка узнать нечто новое от учебной демонстрации: смотрите, если в это красненькое мы капнем вот этого беленького, все станет синеньким. Что ж, скорее всего станет, даже в немытой колбе. В «ОдноврЕмЕнно», не говоря уж о дивной «Собаке», каждое слово мнилось новорожденным: это ощущение не пропадало даже тогда, когда ты смотрел спектакль по третьему разу, назубок все зная. Теперь, как ни мни речь, громоздя друг на друга неполные предложения ("Ну, и мы тогда, вот? Ну просто, ну как, идем, значит? А эти как дали? Нет, мы-то их тоже? Но вот эта последняя осада? и пр.), на всем лежит печать сочиненности. Искусной имитации родовых мук слова. «Творческий разум осилил убил», как сказано у Блока в гениальном стихотворении «Художник», где процесс творчества описан с документальной, пугающей точностью именно как процесс формализации невыразимого и непредсказуемого. «И замыкаю я в клетку холодную/ Легкую, добрую птицу свободную?» Видимо, с этим ничего не поделаешь: процесс неизбежен и необратим. Я верю, Гришковцу, когда он говорит, что репетиции проходили в необычайном, упоительном творческом напряжении, в дивном азарте самораскрытия; наверняка так оно и было. Но, Аполлон свидетель, в спектакле от этого напряжения не осталось и следа: все зафиксировано, уравновешенно и вылощено. Работа мастерская: я бы за нее дал Гришковцу не очередную фестивальную премию, а звание народного артиста. Хотя бы заслуженного, если нельзя сразу народного. «Заслуженный артист Е. Гришковец» это ведь не просто титул, это так оно и есть. Наверное, он понимает, что с ним происходит; наверное, не очень доволен происходящим. Не зря же он куражится в программке: «Те, кто придет посмотреть нашу Осаду“, увидят прекрасных, азартных актеров, изящную современную сценографию, послушают чудесную живую музыку?» Если заменить эпитет «чудесная» на «приятненькая» (автор музыкального сопровождения Елена Гришковец), все это правда. Включая интонацию фразы, которая до боли напоминает то, что пишут о себе в рекламных проспектах не очень дорогие рестораны. Пресса «Бабушкин праздник» вторая часть спектакля «Пролётный гусь» на фестивале «Театральные выходные» в Зарядье (видеотрансляция), парк «Зарядье», 22.06.2024 МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022 «Пролётный гусь» — фильм к 20-летию спектакля (2022), Медиацентр МХТ, 25.02.2022 Трансляция пресс-конференции в МИЦ «Известия» с создателями спектакля «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», Известия, 3.12.2021 Телеверсия вечера «Мхатовские пятницы» с Валерием Трошиным (9 июня 2021 года), Вадим Верник, телеканал «Театр», 29.10.2021 «Чайка» за верность – артисты и сотрудники МХТ имени Чехова получили памятные знаки, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2021 Дюжев, Пегова, Верник: в МХТ имени Чехова вручили памятных «Чаек». Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 26.10.2021 МХТ имени Чехова открыл предъюбилейный сезон. Фоторепортаж Анатолия Морковкина, Анастасия Евтефеева, Театрал, 4.09.2021 Спектакль Евгения Писарева «Примадонны» сыгран в последний раз, Медиацентр МХТ, 30.06.2021 МХТ им. Чехова и Архангельский театр кукол представили воронежцам постановки по книгам Платонова, видеосюжет TV Губерния Воронеж, 11.06.2021 Неизвестная пьеса Булгакова предсказала мировую войну, Карина Липская, Московский комсомолец, 2.06.2021 В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020 «Некое нечто» «Круг чтения» к 150-летию со дня рождения Ивана Бунина. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 17.11.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Телеверсия мхатовского вечера «Круг чтения»: «Весь мир театр» (запись 2012 г.), телеканал «Театр», 27.06.2020 Телеверсия вечера к 70-летию Иосифа Бродского «Потому что искусство поэзии требует слов
» (27 июня 2010 г.), 31.05.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Телеверсия вечера «Ваш А. Солженицын» (запись 2018 года), телеканал «Культура», 8.05.2020 Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 «Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Память места»: «Царь Фёдор Иоаннович» в день рождения МХТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 26.10.2019 Вечер драмы и комедии: спектакль МХТ имени Чехова в Сухуме. Фоторепортаж, Sputnik Абхазия, 12.09.2019 Святая и удивительная земля: актеры МХТ поделились впечатлениями об Абхазии, Sputnik Абхазия, 12.09.2019 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Губкинцы увидели постановку МХТ имени А. П. Чехова «Пролётный гусь», Просторы 31, 2.09.2019 МХТ привез в Минск «Пролетного гуся», видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 13.09.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Бунт отдельно взятой личности, Елена Булова, Вечерняя Москва, 15.05.2018 О чём плачет русское «Чрево», Алёна Лосева, Русский блоггер, 13.05.2018 Видеозапись вечера-посвящения к 150-летию Максима Горького «Солнце всходит», телеканал «Культура», 15.04.2018 Табаков поблагодарил Володина за фантастический шаг, Четвёртая власть (Саратов), 7.09.2017 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Ваше место в плацкарте, Денис Сутыка, Культура, 8.06.2017 «Боюсь стать Колей». Моменты. Фоторепортаж Екатерины Цветковой с репетиций и премьеры спектакля, 25.05.2017 Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017 Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017 Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017 «Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017 «Круг Чтения». Читка пьесы Ивана Андреева «Боюсь стать Колей». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 3.02.2017 «Круг чтения». Читка пьесы Андрея Бехтерева «Непрогоняемый ангел». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 12.12.2016 СУЭК привезла «Пролетного гуся» в Зеленогорск, НИА-Красноярск, 5.09.2016 8 вопросов для Валерия Трошина, Пресс-служба МХТ, 15.03.2016 Акция «Ночь искусств» прошла в России, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2015 Видеозапись спектакля «Учитель словесности» (2003 г.), культура.рф, 21.10.2015 Проект «Чехов жив» «Анюта», 25.09.2015 Репетиция программы «Круг чтения» на фестивале «Книги России». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 27.06.2015 МХТ им. Чехова представил ельчанам спектакль «Пролетный гусь» по рассказам Астафьева, видеосюжет телеканала «Елец ТВ», 26.06.2015 Фоторепортаж Дмитрия Дубинского с места будущего филиала МХТ, Окно в Москву, 26.03.2015 МХАТовцы побывали на месте строительства своего филиала, Юлия Чечикова, teatrall.ru, 25.03.2015 «Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015 Торжественная церемония открытия Года литературы в России, телеканал «Культура», 10.02.2015 Актеры МХТ им. Чехова: «Мы вне политической и обычной кухни», Вероника Горбачева, ЯрКуб, 21.01.2015 Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015 МХАТ им. Чехова вызывает ярославского зрителя на «Дуэль», ГТРК «Ярославия», 19.01.2015 В театре имени Волкова стартовал проект МХТ имени Чехова, Елена Зайцева, Комсомольская правда, 19.01.2015 «Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014 Брянский зритель порадовал МХТовцев пониманием и гладиолусами, Мария Астащенко, Наш Брянск, 25.08.2014 Спектаклем «Пролётный гусь» по рассказам В. Астафьева открылись гастроли МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телекомпании «Брянск», 25.08.2014 «Пролётный гусь» вернулся в Красноярск, Станислав Эткинд, Московский комсомолец (Красноярск), 21.05.2014 Актер Валерий Трошин: Нельзя проповедовать Евангелие игрой, Православие и мир, 29.11.2013 Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013 Критика офисного разума, Николай Берман, Газета.ru, 11.06.2013 Проект «Немецкий театр. Впервые на русском» стартовал в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.06.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть II), телеканал «Театр», 8.05.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть I), телеканал «Театр», 29.04.2013 Человек с наивным взглядом, Константин Мацан, Православие и мир, 12.12.2012 Валерий Трошин: «Мужик должен нести ответственность за семью», Светлана Марголис, Аргументы и факты, 5.07.2012 В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта
, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012 «Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012 «Белоснежка и семь гномов». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 8.12.2011 МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011 Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011 «Мастер и Маргарита». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 24.10.2011 Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011 Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011 В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011 «Шинель» дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011 Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010 Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010 В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010 Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010 В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010 «Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010 Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006 Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003 Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003 Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003 Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003 |