Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита

Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
Многие помнят музыкальный спектакль «Ханума», поставленный Георгием Товстоноговым в Большом драматическом театре в Ленинграде в 1970-е. Кто-то видел его вживую, кто-то — по ТВ. В МХТ им. Чехова историю о том, как две свахи наперегонки пытаются женить старого князя и заодно выяснить, кто из них лучшая, поставил ученик легендарного режиссера Виктор Крамер. Впрочем, копировать мастера, говорит он, не собирался — оригинальную пьесу Авксентия Цагарели для Художественного театра значительно переработали. Она будет идти в другом переводе, с новыми диалогами и песнями. Потому и название — «Авлабар, или Новая Ханума».

Тот, кто видел спектакли Виктора Крамера, знает: в каждой постановке он создает свой уникальный мир. Вспомнить хотя бы «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» в том же МХТ или «Музыку серебряных спиц» в петербургском Мюзик-Холле. Всё там словно на другой планете. Вот и Авлабар, конечно, вынесен в название не случайно: здесь это не просто торговый квартал Тифлиса, а притчевое, почти сказочное пространство, с первых же сцен располагающее и манящее к себе. Создать такое место, где можно укрыться и снова почувствовать себя ребенком, было для авторов спектакля едва ли не важнее, чем напомнить знакомый сюжет.

 — Мира пьесы Цагарели с его простыми радостями, естественными страстями, с конфликтами, которые легко разрешаются, в реальности не существует. Жизнь стала другой. Но нам важна эта мечта — о неком удивительном мире, где все всегда заканчивается хорошо, и наша фантазия тут важнее реальности, — отмечает режиссер. — Вместе с радостью от этого уютного мира зритель должен ощутить и его хрупкость, понять, как легко мы можем его разрушить. В этом один из главных наших посылов.

Хрупкость Авлабара красочно иллюстрирует сценография — домики скучковались на огромном валуне, который, в свою очередь, стоит на маленьком-маленьком камушке. Помните мультфильм Константина Бронзита «На краю земли»? Одно неловкое движение — баланс нарушится, и всё сорвется в пропасть… Равновесие вообще очень важное понятие в этом пространстве: для соблюдения равновесия, собственно, и нужна Ханума — в этом сваха уверена. Об этом и поет: «Каждой бабочке по цветочку, каждой петельке — по крючочку»… Словом, все должны найти свою пару — иначе нельзя.

Хануму играет Ирина Пегова — у ее героини длинные чернющие косы, но в то же время она в брюках, да и накидка напоминает скорее мужскую черкеску. Актриса объясняет, что Ханума, по сути, на нейтральной территории между женщинами и мужчинами: «Ее дело — придумывать парадоксальные ходы, чтобы свести людей, а сама она не замужем. Может, не успевает, но, скорее всего, боится влюбиться». По словам Пеговой, эта роль стала для нее работой на сопротивление: «Я была в ужасе, потому что не умею говорить с акцентом, абсолютно не умею пародировать людей».

А вот Артур Ваха, наоборот, сразу нашел общий язык со своим персонажем — прокутившим все князем Васо Пантыашвилли, которого и пытаются выгодно женить: «Во мне все это есть — детскость этого взрослого человека, безрассудство, постоянные сомнения». Кстати, в очередь с актером князя Васо будет играть Юрий Стоянов, а вот сваху-соперницу — Кабато — воплотит на сцене Янина Колесниченко.

В спектакле много музыки и песен — от колоритного грузинского многоголосья до трогательных ностальгических баллад. А еще много завораживающих эффектов. Двигающиеся по сцене облака-барашки под присмотром подпирающих небо пастухов зритель точно не забудет, как и «воздушный шар», на котором откуда-то сверху спускается Ханума, — шар этот на самом деле одно огромное хинкали… В деталях можно рассматривать костюмы — их создала художник Евгения Панфилова. Тут и вышивка, и монетки, и бахрома, и накидки, словно из пестрых ковров.

Все это служит главной цели — подарить зрителю радость и праздник. Поэтому даже финал у «Новой Ханумы» чуть иной. Какой? Узнаете на спектакле — ближайшие показы 29 и 30 мая. Одно можно сказать точно: все закончится хорошо!

Справка «РГ»

«Ханума» — пьеса Авксентия Цагарели, написанная в 1882 году. Спектакль «Ханума» Георгий Товстоногов поставил в БДТ в 1972 году. Текст пьесы Цагарели был актуализирован Борисом Рацером и Владимиром Константиновым, музыку для постановки написал Гия Канчели. «Ханума» стала одним из самых популярных спектаклей БДТ, выдержала более 300 представлений. 

Оригинал статьи
Пресса
Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024
Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…, Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022
Дон Жуан как Командор, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 16.12.2021
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
Триумф «Славы», Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 1.02.2019
Старосветские помещики в Старом Осколе, видеосюжет информационного портала города Старый Оскол, 21.03.2018
Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015
Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015
Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015
«Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015
«Иллюзии» любви, Светлана Орлова, Театральный буфет, 2.07.2015
Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015
На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015
8 вопросов для Янины Колесниченко, Пресс-служба МХТ, 28.11.2014
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003
В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Неизвестная из Туапсе, Даль Орлов, Родная газета, 26.11.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол