Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Невеселые ребятаНаталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 Пока пьесу «Самоубийца» запрещали в 30-е годы прошлого века к постановке и у Мейерхольда, и даже у Станиславского, несмотря на его личное письмо-просьбу к Сталину, сам ее автор Николай Эрдман был арестован. Случилось это с ним прямо на съемках фильма «Веселые ребята», сценарий которого он написал. Мы обычно не связываем эти события друг с другом. Мы не придаем значения тому факту, что солидная часть музыкальной кинокомедии происходит в присутствии катафалка и в окружении похоронных принадлежностей. Ведь это же так смешно и так, в сущности, безобидно! А, между тем, Эрдман явно разрабатывал «гробовой» сюжет, который кочевал у него из сочинения в сочинение. Конечно, в пьесе «Самоубийца» все устроено гораздо сложнее, нежели в киносценарии, но ведь и тут — комедия, и ее тексты просто убийственно смешны.Смеховая концентрация блестящих литературных пассажей в пьесе столь плотна, что это обстоятельство почти всегда мешает успеху всей постановки. Преодолев десятилетия прочных запретов, «Самоубийца» со времен перестройки и по сей день у нас ставится достаточно часто и… всякий раз отказывается полноценно зазвучать. Мешают то соблазн устроить разудалую сатиру на коммунальное убожество и «угар НЭПа», то желание предельно очеловечить Подсекальникова, проявить к нему горячее сочувствие. Впрочем, пьеса содержит и другие ловушки: с одной стороны, от нее явно веет гоголевской чертовщиной и инфернальностью, с другой — ее общественный заряд и едкая сатира на политическое устройство побуждают к прямой актуализации. В общем, крепкий орешек. Николай Рощин, ставший не только режиссером, но и сценографом спектакля МХТ, кажется, решил не упустить ни одной из составляющих. Он имеет в виду даже несостоявшуюся в этих стенах почти век назад постановку: спектакль начинается и заканчивается титрами переписки Станиславского со Сталиным о сценической судьбе пьесы. Декорации же коммуналки — это огромный, положенный на бок и лишенный крышки гроб, внутри которого живут и Подсекальников с женой и тещей, и другие персонажи. А в финале, где «покойник» восстает из гроба и произносит монолог в защиту собственного живота, и вовсе возникает огромная серая печь крематория. Важную роль в спектакле играет видео. Мы смотрим, как в фойе МХТ происходит попытка гражданской панихиды, но камера барахлит, присутствующие в замешательстве, слов не слышно, изображение прыгает, и ритуал превращается в дурацкое недоразумение. Долго идут кадры, где наш герой, что Иисус по дороге на Голгофу, тащит на себе тяжеленную домовину, минуя портретное фойе МХТ, Камергерский переулок, далее бредет по центральным улицам столицы нашей родины, аж до Кремля. А в прологе спектакля показан на видео его страшный сон: стоит Подсекальников над туманной бездной, а рядом орудуют чисто гоголевские ведьмы, в которых превратились его жена Маша (Юлия Чебакова) и теща (Янина Колесниченко). Женщины, терпящие на своей шее дармоеда Подсекальникова, и в живом плане будут потом смахивать на нечисть, бегая в белом исподнем, с длинными спутанными волосами и оглашая пространство скрипучими «нечеловеческими» голосами. Вся постановка выдержана в серо-черно-белой гамме, в цветах похоронных ритуалов, скорби и кладбищенской земли. А рядом возникают и огромная ливерная колбаса, та самая, которую Подсекальников капризно требовал у супруги посреди ночи; и гигантская оркестровая труба, на которой он безуспешно учился играть; и длинный, во все зеркало сцены поминальный стол со скатертью пепельного цвета и неаппетитной металлической сервировкой… Одним словом, есть много откровенного гротеска, с которым, в принципе, не поспоришь, ибо пьеса его позволяет. В гротескной манере существуют соответственно и многие персонажи, в особенности Клеопатра Максимовна (Владислава Сухорукова), дама, убежденная в том, что все мужчины «хотят ее тела». Собственно, эта громкая, нарочито напористая как бы гротескная манера игры, достигающая уровня «в клочья», выпадает в спектакле преимущественно на долю женской части пьесы. Мужчины все же ведут себя сдержаннее. Среди бессовестных демагогов всех мастей и сословий, склоняющих героя к публичному самоубийству, выделяется Аристарх Гранд-Скубик, которого отлично играет Александр Семчев. У него нет никаких преувеличений, есть тонкое и точное воплощение очень знакомого типа — цивилизованного, не лишенного налета интеллигентности мерзавца, который способен пустить пыль в глаза кому угодно. Хорош и Игорь Золотовицкий в роли соседа Калабушкина: мягкий, благообразный, располагающий к себе мужчина, который, не в пример Подсекальникову, прекрасно устроился в этой непонятной жизни. А труднее всех, конечно, приходится Ивану Волкову, играющему главную роль. Крупный, обаятельный, подвижный, внутренне содержательный артист, постоянный соратник и единомышленник режиссера Николая Рощина, должен здесь сыграть… А кого, собственно, он в предлагаемых на этот раз обстоятельствах должен воплотить? Дурака? Дармоеда и демагога? Неврастеника? Может, незадавшегося интеллигента эпохи социалистического строительства? Или нашего современника, тоже угодившего в очередную глубокую историческую расщелину? Ответить на этот вопрос в спектакле Николая Рощина, увы, невозможно. По первичным законам жанра герой должен быть откровенно смешон, но общая гробовая атмосфера, длящаяся более трех часов, мешает веселью. Зрители не раз смеются над отдельными репликами, однако назвать этого Подсекальникова комическим персонажем не получается. Трагическим же — не позволяют обстоятельства пьесы. Сам Волков, который здесь и автор исполняемой похоронным оркестром соответствующей музыки, кажется, тоже попадает в расщелину, только эстетического свойства. Он дает темперамент, он прекрасно двигается и выразительно произносит блестящий литературный текст. Однако все это не нанизано на единый смысловой и художественный стержень. Разумеется, и история с «самоубийством», и даже сюжет с катафалком из «Веселых ребят» родились у Николая Эрдмана, жившего в реалиях эпохи 30-х годов прошедшего века, отнюдь не случайно. И живущий в сегодняшних реалиях режиссер так же не случайно устраивает на сцене МХТ всю эту погребальную стихию. Однако текст Эрдмана при всей его литературной глубине, сатирической едкости и даже беспощадности был легким, летящим, воздушным. Спектакль же получился тяжелым и громоздким. Прямо как та домовина с лежащим в ней Подсекальниковым, что упорно не желала проходить в узкий дверной проем его коммунальной квартиры. Оригинал статьи Пресса Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…, Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024 Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024 «Бабушкин праздник» вторая часть спектакля «Пролётный гусь» на фестивале «Театральные выходные» в Зарядье (видеотрансляция), парк «Зарядье», 22.06.2024 В Пространстве «Внутри» играют комедию в духе Тарантино: но без мочилова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.06.2024 Кладбище одноклассников: «Космос» А. Житковского в Театре им. Пушкина и в МХТ им. Чехова, Вячеслав Шадронов, блог Вячеслава Шадронова (_arlekin_), 17.11.2023 Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023 «Авлабар, или Новая Ханума»: Ирина Пегова в комедийном мюзикле о любви и страсти с грузинским колоритом, Инесе Понелис, КиноРепортер, 17.05.2023 В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023 МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023 Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023 В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022 О женских судьбах в эпоху перемен и о надежде, которая нам так необходима, Ольга Дашковская, Вести образования, 5.12.2022 В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022 «Пролётный гусь» — фильм к 20-летию спектакля (2022), Медиацентр МХТ, 25.02.2022 Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022 Дон Жуан как Командор, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 16.12.2021 Янина Колесниченко: «Смысл жизни — думать не о себе, а о детях», Сергей Амроян, Wday.ru, 3.10.2021 «Некое нечто» «Круг чтения» к 150-летию со дня рождения Ивана Бунина. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 17.11.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Телеверсия мхатовского вечера «Круг чтения»: «Весь мир театр» (запись 2012 г.), телеканал «Театр», 27.06.2020 «Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Память места»: «Царь Фёдор Иоаннович» в день рождения МХТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 26.10.2019 Вечер драмы и комедии: спектакль МХТ имени Чехова в Сухуме. Фоторепортаж, Sputnik Абхазия, 12.09.2019 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Триумф «Славы», Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 1.02.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Старосветские помещики в Старом Осколе, видеосюжет информационного портала города Старый Оскол, 21.03.2018 Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017 «Боюсь стать Колей». Моменты. Фоторепортаж Екатерины Цветковой с репетиций и премьеры спектакля, 25.05.2017 На Новой сцене МХТ показана премьера спектакля «Боюсь стать Колей», видеосюжет телеканала «Культура», 23.05.2017 «Круг Чтения». Читка пьесы Ивана Андреева «Боюсь стать Колей». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 3.02.2017 Так захотелось выпить
, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016 Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016 Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015 Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015 Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015 Проект «Чехов жив» «Цветы запоздалые», 25.09.2015 «Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015 «Иллюзии» любви, Светлана Орлова, Театральный буфет, 2.07.2015 Репетиция программы «Круг чтения» на фестивале «Книги России». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 27.06.2015 Зрителей угостят пирогом, испеченным за разговорами о любви, видеосюжет телеканала «Мир 24», 27.06.2015 «Иллюзии» в фотографиях Михаила Белоцерковского, 19.06.2015 Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015 На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015 «Иллюзии». Фоторепортаж Владимира Майорова, 18.06.2015 «Песни военных лет» накануне Дня Победы исполнили актеры МХТ, видеосюжет телекомпании «Мир 24», 10.05.2015 Торжественная церемония открытия Года литературы в России, телеканал «Культура», 10.02.2015 8 вопросов для Янины Колесниченко, Пресс-служба МХТ, 28.11.2014 «Пьяные». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 2.09.2014 Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014 Александр Семчев: «У меня прекрасные впечатления от Брянска», Мария Астащенко, Наш Брянск, 27.08.2014 Спектаклем «Пролётный гусь» по рассказам В. Астафьева открылись гастроли МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телекомпании «Брянск», 25.08.2014 «Пролётный гусь»: артисты МХТ показали красноярцам спектакль по рассказу Астафьева, видеосюжет ГТРК «Красноярск», 19.05.2014 Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014 «Пьяные» на сцене: новый спектакль МХТ по пьесе Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Звезда», 6.04.2014 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть II), телеканал «Театр», 8.05.2013 Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012 «Свадьба Кречинского» в трактовке Виестурса Мейкшанса на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 11.12.2012 Актрисе и телеведущей Марине Голуб могло бы исполниться 55 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 8.12.2012 Московскому Художественному театру имени А. П. Чехова исполнилось 114 лет, телеканал «Звезда», 30.10.2012 Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012 За верность Московскому Художественному театру, телеканал «Культура», 30.10.2012 Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010 «Васса Железнова» в МХТ царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010 Люди и премьеры. «Васса Железнова» Льва Эренбурга, телеканал «Театр», 03.2010 Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006 Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006 Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006 Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004 «Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003 В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 Неизвестная из Туапсе, Даль Орлов, Родная газета, 26.11.2003 Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003 Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003 «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |