Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Ударники музыкального воспроизводстваЕкатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007 Второй фестиваль «Территория» завершился проектом, который одновременно стал российской премьерой «Комедии о конце времен» (“De temporum fine comoedia”) Карла Орфа и первой совместной работой режиссера Кирилла Серебренникова и дирижера Теодора Курентзиса. Среди грешников побывала ЕКАТЕРИНА Ъ-БИРЮКОВА.Карла Орфа мы знаем в основном по кантате “Carmina Burana”, написанной в 1937 году, еще немного по предмету «ритмика» из системы детского музыкального воспитания, к появлению которого композитор в свое время имел отношение. Но, по большому счету, этот композитор, официально входящий в число классиков ХХ века, у нас практически неизвестен. Орф прожил долгую жизнь (родился в 1895 году в Мюнхене, там же умер в 1982-м), сохранив верность одному жанру, которому, правда, нет точного определения в музыковедении. Сам он называл его «мировым театром». Это некий синтез простейших форм музицирования, пения, танца, декламации, имитирующих праязык искусства. Его музыкальная стилистика, в которой не обошлось без влияния язычества и неоклассицизма Стравинского, намеренно груба, лишена какого бы то ни было изящества. Недаром столь важную роль в его партитурах играют ударные. В «Комедии о конце времен» (которую на «Территории» назвали «Мистерией о конце времени», а для краткости «Мистерионом»), например, задействовано порядка тридцати ударников. Это последнее музыкально-театральное сочинение Орфа, который под конец жизни переключился на сакральные темы. В нем используются тексты на греческом, латыни и немецком, взятые из «Прорицания сивилл», собрания орфических гимнов и средневекового сборника “Carmina Burana”. Мировая премьера его состоялась в 1973 году на Зальцбургском фестивале под управлением Герберта фон Караяна и с режиссурой Августа Эвердинга, после чего сочинение исполнялось считанные разы. Это можно понять. Помимо несогласия с авангардным мейнстримом того времени, вроде бы не такая сложная партитура отличается большими трудностями для исполнения. Потому что это не музыка и не театр в обычном понимании, а ритуал, приводящий к катарсису. Поставив перед собой именно такую цель, фестиваль «Территория» не пожалел сил и средств для ее осуществления. Среди исполнителей сольных партий, которые предполагают наличие певцов, чтецов и даже кричальщиков, мелькали хорошо узнаваемые лица: певицы Татьяна Куинджи, Наталья Загоринская, Вероника Джиоева, актриса Елена Морозова, актер Сергей Медведев, супермодель Данила Поляков и даже сам Евгений Миронов. Действо претендовало на максимальную включенность пространства зала и доверху забивших его посетителей. Немалую их часть, кстати, составляли учащиеся театральных заведений из разных концов России, которых привезли на «Территорию» поучиться новому искусству, а заодно рассадили по залу в качестве грешников и научили вовремя кричать, создавая весьма действенный surround-эффект. Зал Чайковского, в последнее время переживший немало разных опытов, на этот раз был преображен, пожалуй, наиболее масштабно (художник Николай Симонов). Партер сняли, сцену выложили в виде креста, возле которого разместились сборные музыкальные силы. Их костяк составляли Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского и хор Льва Конторовича. Серьезную роль в действе играли свет (Андрей Романов) и видеоарт (Кирилл Преображенский), для которого использовали стены, два монитора и огромный круглый экран, подвешенный под потолком. Там можно было увидеть и героев эпохи развитого социализма, и набор культовых символов, включая свастику и божий глаз, в котором некоторые узнавали глаз режиссера этого действа. А в божьем микрофонном голосе, временами разносящемся непонятно откуда, узнавали голос дирижера. Собственно, это и были два главных имени суперпроекта Кирилл Серебренников и Теодор Курентзис. Их тандем сам по себе вызывал интерес два харизматичных персонажа нового поколения, у которых вроде много общего, но которые еще ни разу не работали вместе. Хотя отличий тоже немало. Серебренников мастер беспросветности, социальных язв и, в самых тонких своих работах, сострадания. Он виртуозно сделал максимально тягостным действо, посвященное ожиданию Страшного суда, заполнив его бомжеватыми сивиллами, тоталитарными гимнастами, автоматчиками, расстреливающими зал, и другими неприятностями. Курентзис же, которому партитура давала отличные возможности блеснуть экстатическими кульминациями, скорее стремится к эдакой надчеловечности откуда легче увидеть свет и сообщить о нем остальным. «Мистерион», длившийся час с небольшим, завершился тихим, просветленным квартетом старинных виол, под который одинокий человек с завязанными глазами пытался пройти по узкой тропке над грудами человеческих тел. С музыкальной точке зрения все кончилось скорее неплохо, с театральной скорее нет, а с точки зрения катарсиса трудно сказать. Пресса Режиссер Попова предложила зрителям «лучшую версию себя»: как исправить ошибки юности, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.10.2024 МХТ подготовил премьеру современной пьесы об эпохе «нулевых», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 7.10.2024 Спектакль «Флешбэк 2002»: психологическое пространство двухтысячных современным взглядом, Ольга Романцова, ТАСС, 4.10.2024 «Флешбэк 2002» Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова, Никита Балашов, Ревизор.ru, 4.10.2024 Назад во времени: в МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Флешбэк 2002», Дарья Бруданова, Global City, 4.10.2024 МХТ имени Чехова покажет спектакль «Флешбэк 2002», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2024 Игра в фантастику: МХТ поставил спектакль «Флешбэк-2002» по пьесе Олжаса Жанайдарова, видеосюжет телеканала ОТР, 4.10.2024 МХТ имени Чехова представит спектакль «Флешбэк 2002», ТАСС, 4.10.2024 Сергей Медведев о своём персонаже в спектакле «Флешбэк 2002» (видео), Медиацентр МХТ, 3.10.2024 «Шекспир и панки». В МХТ представили необычное прочтение пьесы английского классика, видесюжет телеканала «360», 2.12.2023 Спектакль Евгения Писарева «Примадонны» сыгран в последний раз, Медиацентр МХТ, 30.06.2021 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016 Телеверсия вечера-посвящения «Вне системы», телеканал «Культура», 17.01.2016 Всяк сверчок знай!, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.09.2015 «Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014 «Круги» Жоэля Помра впервые в российской столице, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2013 В МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Круги. Сочинения», видеосюжет телеканала «Звезда», 23.04.2013 К юбилею Константина Станиславского в МХТ поставили спектакль о легендарном режиссере, ИТАР-ТАСС, 17.01.2013 К 150-летнему юбилею Константина Станиславского его родной театр подготовил необычный спектакль, Первый канал, 17.01.2013 Круги фикций, Ильдар Сафуанов, Литературная газета, 25.05.2012 «Круги» дошли до Москвы, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 15.05.2012 «Бог с теми, кто храбрее
», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012 Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011 Русский человек наверху, внизу и вообще, Анна Гордеева, Время новостей, 2.03.2009 Люди и премьеры. «Киже» Кирилла Серебренникова, телеканал «Театр», 03.2009 Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008 Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008 Дуракам счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008 Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008 Люди и премьеры. «Конёк-горбунок» Евгения Писарева, телеканал «Театр», 05.2008 «Другие в городе» 20 октября 2007: «Мистерион» «Мистерия о конце времени» Карла Орфа в день закрытия фестиваля «Территория»-2007, Ольга Коршакова, Радио «Культура», 20.10.2007 Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007 Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть II, Екатерина Рындык, 01.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть I, Екатерина Рындык, 01.2003 |