Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Дуракам счастьеЕлена Ямпольская, Известия, 15.05.2008 Кто заметит в заголовке подвох, пока не всё понял. Кто расценит его как оскорбление, не понял ровным счетом ничего. По нынешним временам всякий, исполняющий свою работу на совесть и к бюджетным деньгам приделывающий не ноги, а душу, дурак. Простак вроде Ивана из «Конька-Горбунка». Какое счастье, что дураки вернулись
«Известия» редкое издание, приглашенное не на официальную премьеру на один из прогонов мхатовского «Конька ». Оно и понятно: еще в конце апреля мы опубликовали репортаж с репетиции, побеседовали с режиссером Евгением Писаревым, рассказали об окончательном актерском составе (Аркадий Киселев вместо Сергея Безрукова, собиравшегося играть Ивана, и Сергей Беляев, а не Олег Табаков в роли Царя); оценили пьесу братьев Пресняковых, созданную по мотивам сказки Ершова; процитировали положенные на музыку стихи Алексея Кортнева; выдали секреты сценографии Зиновия Марголина; проанонсировали сто костюмов от Марии Даниловой В общем, казалось, что уж для нас-то сюрпризов в спектакле не будет. Но он для всех опытных и первозданных, взрослых и мелких стал одним огромным счастливым сюрпризом. Честно говоря, за последние несколько сезонов не припомню такого единодушия в зале, таких на затылке сходящихся улыбок, такого взахлеб восторга. «Конек-Горбунок» не просто удача. Это настоящий театральный триумф. Перед знаменитым оливковым с чайкой занавесом цветут веселенькие подсолнухи. Кожей чувствуешь, как овеянный славой зал нервно морщится от визга, писка и криков: «Мама, скоро начнется?!» Давненько не бывало в Художественном театре больших детских премьер из осмеянной серии «как для взрослых, только лучше». «Известинское» предсказание, что «Коньку-Горбунку» суждено стать «Синей птицей» сегодняшнего МХТ, явно подтверждается. Правда, римейка «Птицы» в сезоне 2008/09 это не отменяет Из сказки Метерлинка в работу Писарева перекочевал пронзительный финальный мотив сна: был ли Конек, не было ли? Вон стоит деревянная лошадка на колесиках. Спроси-ка у нее, куда делся Горбунок (Сергей Медведев), который только что носил темные очки, жевал соломинку, курил (никогда рядом с соломой) и - вопреки лошадиной природе охотно собачился с хозяином?.. Вообще что только не припоминается на этом спектакле: и «Голый король», и «Принцесса Турандот», и «Король-Олень», и «Обыкновенное чудо» Даже товстоноговская «Ханума» так бойко идет торговля на базаре. Среди синих весов, пластмассовых помидоров и крышующих жандармов не хватает лишь торговцев с характерным акцентом Зрители, у которых ассоциативный ряд попроще и поближе, опознают в новом русском деде («у старинушки три сына ») Новых русских бабок. А в толще океана, где рывками, подолгу зависая, движутся обитатели подводного мира и сушатся пардон, мокнут на веревках тельняшки, царят нравы и говор одесской Молдаванки. Ну чисто сериал «Ликвидация». Шпанистый Ерш (Игорь Хрипунов) с гитарой и фингалом под глазом угощает червячками из портсигара вертлявых марух-селедок, а жениться вынужден на мадам Щуке (Мария Сокова) перезревшей рыжекудрой матроне в меховом боа. «Какой руки ты просишь у ЩукИ?/ Откуда же у Щуки руки?/ У Щуки плавники!» «Конек-Горбунок» эклектичен, как эклектичны киносказки Александра Роу и телемюзиклы Леонида Нечаева. Не надо разбирать его на составляющие элементы. Не надо зацикливаться на том, что музыка Сергея Чекрыжова сплошь стилизации: то русская опера, то советская оперетта, то хороводная, то шансон из подворотни. Будьте, как дети, и вы получите от этого спектакля сказочное удовольствие. Впрочем, стихи Кортнева, исполненные, как всегда, не одного только юмора, но и философской глубины, это бонус именно для взрослых. Взрослому зрителю на «Коньке » есть чем себя развлечь не бойтесь вынужденного бдения в зале ради любимого чада. Более того, памятуя, что «Горбунок» все-таки вещь детская, может, стоило бы поубавить сексуальности кобылицам в первом акте. А то они своими откляченными задами и выпяченными бюстами слегка придавили зал. Недоумение братьев: «Зачем Ивану такие кобылы?» публика поддерживает жеребячьим смешком. Папы шутку оценили Дети узнают, что звезды падают не просто так Месяц выводит их на пенсию по старости, и что все вопросы нашей жизни решаются на небе. А взрослые взгрустнут над репликой:"Небу не говорят «прощай», небу говорят «до свидания» Премьера в МХТ сделана с такой прелестной фантазией, с такой доброй улыбкой, что всем ее создателям, включая инициатора Олега Табакова и мецената Михаила Куснировича («Горбунок» совместный проект МХТ и фестиваля «Черешневый лес», на четверть оплаченный «ЧС»), это непременно зачтется. В той небесной канцелярии, где бывают и сбои, и волокита, но в итоге всегда торжествует справедливость. Талантливые люди с любовью и полной отдачей занимаются делом, к которому они предназначены свыше. Сегодня это такая редкость, такая диковина Конек-Горбунок отдыхает. Нервно курит в коридоре по выражению современного молодняка. Нет бы в сериалах сниматься они семь месяцев проторчали в репзалах. Вот Иван отдал братьям вырученное за кобылиц серебро видали бессребреника? и Царь удовлетворенно констатирует: «Точно дурак». Смотришь «Горбунка» и думаешь: слава Богу, не перевелись еще у нас дураки. Про грядущие кассовые сборы мне рассказывать не надо. Тут наработано куда больше, чем на хороший кассовый сбор. «Конек » поставил перед театром сразу несколько трудных задач. Впервые полностью задействована новейшая мхатовская машинерия: всплывает-погружается Чудо-Юдо Рыба-Кит (воплощенная также в образе разбитного, с трубкой и наколками боцмана), летает под колосниками турбовинтовое бревно, вспыхивает над Иваном звездное небо (моральный закон внутри Ивана сохранен из ершовского первоисточника) Кроме того, актеры много поют и двигаются недаром в спектакле занята вся мхатовская молодежь, 27 человек. Из «ветеранов» и то не МХТ, а «Табакерки» Сергей Беляев. Главный триумфатор. «Знаете, Сережа, кинулась я к нему за кулисами, теперь список великих сказочных царей-королей выглядит так: Леонов, Евстигнеев, пожалуй, еще Гарин и - Беляев!..» «Это уж слишком » потупился герой дня. Первые впечатления поостыли, подтверждаю: ничего не слишком. В самый раз. Царь-батюшка в «Коньке » упоителен, уморителен и - при всем своем деспотическом обалдуйстве совершенно очарователен. Обложенный толщинками, в ночном чепце и сорочке с рюшами (или в стеганом домашнем облачении, или в шубе с рукавицами на резинках), он страдает легкой формой паранойи, обращается к народу, столпившемуся за канатным ограждением: «Братья и сестры!», не одобряет змея-постельничего (Эдуард Чекмазов) и сам искренне досадует, что у Ивана выбор невелик либо прихоть самодержавную исполнять, либо на кол Крепко сбитая, без гламурных затей Царь-девица (Ирина Пегова), конечно, обошлась со стариком круто. Таких самобытных вождей в кипящем молоке не варят, под них создают именные фонды и назначают им персональные пенсии. Так что авторы спектакля вернули Царя с того света, и он снял грех с Ивановой души, лично объявив его преемником Кстати, а как насчет аллюзий и параллелей с современной Россией? Тот же Кортнев один из отцов «Дня выборов» и «Дня радио» славится своим вольнодумным ерничеством. Скажу за себя: никаких я аллюзий не приметила. Ровно наоборот. За горами, за лесами, за широкими морями раскинулось царство-государство, мало похожее на наше. Здесь никто не озабочен построением гражданского общества, привитием к родимому древу общемировых ценностей и даже страшно вымолвить! преемственностью царского курса. Живут, как Бог на душу положит. Встают с солнцем, ложатся с месяцем, пашут, как пляшут, верят друг другу на слово, за обиду платят прощением, коварство обезоруживают простотой. От жизни хотят деваху поядренее да лошадку покрасивее; славы не ищут, однако подвигов не бегут; ничтоже сумняшеся берутся за самые авантюрные проекты на небо ли поехать, Жар-Птицу ли достать, и все у них получается наверное, потому что мало думают. «Так всех нас в трусов превращает мысль, и вянет, как цветок, решимость наша в бесплодье умственного тупика», справедливо подметил другой автор, не Ершов и даже не братья Пресняковы Где же тут, воля ваша, параллели? По-моему, строгий перпендикуляр. В сказке-то дурни. Которым, как известно, счастье. Не поглупеть ли и нам, пока еще не поздно? Пресса Режиссер Попова предложила зрителям «лучшую версию себя»: как исправить ошибки юности, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.10.2024 МХТ подготовил премьеру современной пьесы об эпохе «нулевых», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 7.10.2024 Спектакль «Флешбэк 2002»: психологическое пространство двухтысячных современным взглядом, Ольга Романцова, ТАСС, 4.10.2024 «Флешбэк 2002» Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова, Никита Балашов, Ревизор.ru, 4.10.2024 Назад во времени: в МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Флешбэк 2002», Дарья Бруданова, Global City, 4.10.2024 МХТ имени Чехова покажет спектакль «Флешбэк 2002», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2024 Игра в фантастику: МХТ поставил спектакль «Флешбэк-2002» по пьесе Олжаса Жанайдарова, видеосюжет телеканала ОТР, 4.10.2024 МХТ имени Чехова представит спектакль «Флешбэк 2002», ТАСС, 4.10.2024 Сергей Медведев о своём персонаже в спектакле «Флешбэк 2002» (видео), Медиацентр МХТ, 3.10.2024 «Шекспир и панки». В МХТ представили необычное прочтение пьесы английского классика, видесюжет телеканала «360», 2.12.2023 Спектакль Евгения Писарева «Примадонны» сыгран в последний раз, Медиацентр МХТ, 30.06.2021 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016 Телеверсия вечера-посвящения «Вне системы», телеканал «Культура», 17.01.2016 Всяк сверчок знай!, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.09.2015 «Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014 «Круги» Жоэля Помра впервые в российской столице, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2013 В МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Круги. Сочинения», видеосюжет телеканала «Звезда», 23.04.2013 К юбилею Константина Станиславского в МХТ поставили спектакль о легендарном режиссере, ИТАР-ТАСС, 17.01.2013 К 150-летнему юбилею Константина Станиславского его родной театр подготовил необычный спектакль, Первый канал, 17.01.2013 Круги фикций, Ильдар Сафуанов, Литературная газета, 25.05.2012 «Круги» дошли до Москвы, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 15.05.2012 «Бог с теми, кто храбрее
», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012 Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011 Русский человек наверху, внизу и вообще, Анна Гордеева, Время новостей, 2.03.2009 Люди и премьеры. «Киже» Кирилла Серебренникова, телеканал «Театр», 03.2009 Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008 Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008 Дуракам счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008 Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008 Люди и премьеры. «Конёк-горбунок» Евгения Писарева, телеканал «Театр», 05.2008 «Другие в городе» 20 октября 2007: «Мистерион» «Мистерия о конце времени» Карла Орфа в день закрытия фестиваля «Территория»-2007, Ольга Коршакова, Радио «Культура», 20.10.2007 Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007 Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть II, Екатерина Рындык, 01.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть I, Екатерина Рындык, 01.2003 |