Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Русский человек наверху, внизу и вообщеАнна Гордеева, Время новостей, 2.03.2009 На авансцене и у задника от кулисы к кулисе есть плотная дорожка можно представить себе паркет дворца или мощеную твердь площади, но дорожка эта узенькая, еле пройдет один человек. Вся же сцена покрыта какими-то серыми колдобинами, будто замерзшей грязью. Так в спектакле Кирилла Серебренникова «Киже» мгновенно обозначена Россия с жалкими рамками цивилизации по краям, с бездорожьем посередине. Через эти колдобины перекинут мостик-подиум, по которому перемещается император Павел I - рядом со страной и ничегошеньки в ней не понимая.Серебренников сам оформил спектакль и сам сотворил пьесу из тыняновского рассказа (кроме Тынянова, основой для спектакля стали тексты Карамзина, Канта, Баркова, Нелединского-Мелецкого, Яламаса, первые переводы «Гамлета» Н. Полевого и А. Кронеберга, а также тексты и исторические документы VI-XIX веков"). Не позабыта ни одна подробность из жизни несуществующего подпоручика: и само возникновение его имени в приказе в результате ошибки замученного, трясущегося перед начальством писаря, и ссылка в Сибирь, и женитьба, и торжественные похороны. Все сделано броско-театрально, как вообще умеет это делать Серебренников: вот два солдата ведут под конвоем пустоту, рассуждая про особую секретность своего подопечного, из-за которой у него даже фигуры нет; когда же они присаживаются поесть и начинают скрести ложками по мискам, рядом из ниоткуда раздается третье такое же скрипение. Дым, пустое место, несуществующий человек начинает существовать, потому что конвоиры в него верят. А реальный, живой человек поручик Синюхаев, ошибкой того же писаря объявленный покойником, наоборот, растворяется в сумрачной стране его перестают замечать, как будто он действительно умер. Вот это движение фантома вверх по служебной лестнице и живого человека в никуда, растворение в степи в равной мере интересует Серебренникова. И если несуществующего Киже играет все окружение императора (точнее, «играет в него»), то эволюция Синюхаева, будто съеживающегося в пространстве, замечательно сотворена Игорем Хрипуновым. Но вот эти две перекрещивающиеся дорожки в сюжете, вполне запланированные самим Тыняновым, не единственное, что важно для режиссера. Его интересует едва ли не в большей степени, чем два офицера, придуманный и настоящий, император Павел. У Тынянова Павлу не досталось ни капли сочувствия, не дано даже ни одной человеческой черточки, а Серебренников всматривается в «курносого властелина» с жадным интересом. Потому что Серебренникову интересна власть и люди власти. Вот что происходит с человеком там, наверху? С совсем обычным, собственно говоря, человеком? И вот в первой сцене император (Сергей Медведев) отмахивается светящимся, прямо каким-то джедаевским мечом от надвигающейся на него бесформенной толпы, лихо крушит и расшвыривает нападающих что конечно же сон. Вот с течением спектакля все больше нерва и все меньше уверенности в его манере и если сначала он раздавал указания просто холодно, то теперь этот холод взлетает в интонацию ледяной истерики. Павел хочет управлять, Павел хочет что-то поменять, а страна меняться не хочет и не может и одна из самых сильных сцен та, где Павел накладывает самые жуткие резолюции о наказаниях с механической какой-то злобой. Зрителю тут понятно, что все бесполезно, а Павлу, разумеется, нет. Серебренникову важен был и «взгляд со стороны», и потому в спектакле появляется не кто-нибудь, а Иммануил Кант, с помощью соотечественницы-переводчицы обсуждающий с русским чиновником российское мироустройство. Отлично сделанная сцена прописанная в мелких деталях, в блистательных шуточках. Начиная буквально с ерунды: как садится русский хозяин и приглашает сесть гостя; как гость автоматически уступает стул даме; как неловко чувствует себя чиновник, даму не принявший в расчет (она же служит Канту, то есть не ровня и, следовательно, не человек), но быстренько привыкает к ситуации. Русский, разумеется, почтительно слушает иноземного гостя, но на губах у него снисходительная улыбка, и он уверен, что «у нас здесь свой путь» что не остается без режиссерского комментария: оратор тут же спотыкается о кандалы, оставленные на дороге конвоем Придумывая вещи умные и красивые, Серебренников, как всегда, не знает удержу и порой ощутимо перебарщивает. Так, генеральная идея «музыкального спектакля» (для «Киже» сочинена специальная партитура Алексеем Сюмаком, и то один, то другой второстепенный персонаж вдруг начинает петь) продавлена слишком настойчиво иногда песни-комментарии уместны, иногда они останавливают действие. И, конечно, можно было обойтись без сцены визитов придворных к счастливой новобрачной дама, стоявшая под венцом одна (второй венец держали над пустым местом), обретя замужний статус, горделиво возлежит с выставленными в руке ножнами, а подходящие по очереди гости вставляют в эти ножны сабли и, удовлетворенные, покидают чаровницу. Но с переборами и перепевами, а слегка и с переплясами (пластику ставил Василий Ющенко, много работавший с Мином Танакой, и в изгибах кошмарных снов императора видны отблески учения буто) «Киже» определенно представляет собой очень неплохой спектакль. Во всяком случае, точно живой, нефантомный и нескучный. Пресса Режиссер Попова предложила зрителям «лучшую версию себя»: как исправить ошибки юности, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.10.2024 МХТ подготовил премьеру современной пьесы об эпохе «нулевых», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 7.10.2024 Спектакль «Флешбэк 2002»: психологическое пространство двухтысячных современным взглядом, Ольга Романцова, ТАСС, 4.10.2024 «Флешбэк 2002» Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова, Никита Балашов, Ревизор.ru, 4.10.2024 Назад во времени: в МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Флешбэк 2002», Дарья Бруданова, Global City, 4.10.2024 МХТ имени Чехова покажет спектакль «Флешбэк 2002», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2024 Игра в фантастику: МХТ поставил спектакль «Флешбэк-2002» по пьесе Олжаса Жанайдарова, видеосюжет телеканала ОТР, 4.10.2024 МХТ имени Чехова представит спектакль «Флешбэк 2002», ТАСС, 4.10.2024 Сергей Медведев о своём персонаже в спектакле «Флешбэк 2002» (видео), Медиацентр МХТ, 3.10.2024 «Шекспир и панки». В МХТ представили необычное прочтение пьесы английского классика, видесюжет телеканала «360», 2.12.2023 Спектакль Евгения Писарева «Примадонны» сыгран в последний раз, Медиацентр МХТ, 30.06.2021 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016 Телеверсия вечера-посвящения «Вне системы», телеканал «Культура», 17.01.2016 Всяк сверчок знай!, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.09.2015 «Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014 «Круги» Жоэля Помра впервые в российской столице, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2013 В МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Круги. Сочинения», видеосюжет телеканала «Звезда», 23.04.2013 К юбилею Константина Станиславского в МХТ поставили спектакль о легендарном режиссере, ИТАР-ТАСС, 17.01.2013 К 150-летнему юбилею Константина Станиславского его родной театр подготовил необычный спектакль, Первый канал, 17.01.2013 Круги фикций, Ильдар Сафуанов, Литературная газета, 25.05.2012 «Круги» дошли до Москвы, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 15.05.2012 «Бог с теми, кто храбрее
», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012 Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011 Русский человек наверху, внизу и вообще, Анна Гордеева, Время новостей, 2.03.2009 Люди и премьеры. «Киже» Кирилла Серебренникова, телеканал «Театр», 03.2009 Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008 Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008 Дуракам счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008 Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008 Люди и премьеры. «Конёк-горбунок» Евгения Писарева, телеканал «Театр», 05.2008 «Другие в городе» 20 октября 2007: «Мистерион» «Мистерия о конце времени» Карла Орфа в день закрытия фестиваля «Территория»-2007, Ольга Коршакова, Радио «Культура», 20.10.2007 Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007 Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть II, Екатерина Рындык, 01.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть I, Екатерина Рындык, 01.2003 |