Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Спектакль «Флешбэк 2002»: психологическое пространство двухтысячных современным взглядом

Ольга Романцова, ТАСС, 4.10.2024
Театральный и музыкальный критик Ольга Романцова — о новом спектакле МХТ имени Чехова, который играется на расстоянии вытянутой руки.

Современные драматурги и молодые режиссеры нужны для развития любого театра как воздух. Для их поиска в МХТ имени Чехова в 2022 году появился экспериментальный проект «АРТХАБ». Премьера созданного в рамках VI лаборатории «АРТХАБ» спектакля «Флешбэк 2002», которая проходит 4 октября на Новой сцене, доказывает, что эксперимент затеяли не зря. Внешне простой, без сложных декораций и замысловатых режиссерских решений, спектакль затягивает и завораживает, заставляя не отрываясь следить за судьбой его героев.

Время первых суши

У VI лаборатории «АРТХАБ» были необычные задачи: драматурги должны были создать оригинальные пьесы специально для МХТ имени Чехова не в одиночку, как обычно, а в сотворчестве с режиссерами, которым предстояло их поставить. Для сочинения театр задал тему: «Воспоминание о будущем» — прошлое, настоящее, будущее.

Эскиз спектакля «Флешбэк 2002» появился в декабре 2023-го. Прошлое в пьесе драматурга Олжаса Жанайдарова и режиссера Веры Поповой — 2002 год, когда молодежь читала Пелевина, Борхеса и Мураками, слушала «Мое сердце остановилось» группы «Сплин» и другую русскую рок- и поп-музыку, люди впервые пробовали японские суши, васаби и разговаривали по большим и тяжелым кнопочным мобильным телефонам. Настоящее — наши дни: главный герой Александр (Сергей Медведев) выходит на сцену прямиком из зрительного зала, где перед началом сидит на первом ряду рядом с публикой, пришедшей на спектакль.

Для Жанайдарова и Поповой «Флешбэк 2002» — первая серьезная работа в Москве, при этом пьесы талантливого драматурга активно ставят и в Казахстане, где он родился, и в России, где вырос (в часто идущих «Магазине» и «Алдаре» затронуты острые социальные вопросы). Жанайдаров — художественный руководитель казахстанского фестиваля современной драматургии «Драма.KZ» и участник арт-дирекции Фестиваля молодой драматургии «Любимовка». Вера Попова, ученица Сергея Женовача и Евгения Каменьковича, не раз участвовала в творческих лабораториях разных театров, поставила около 30 спектаклей и в 2020-м стала главным режиссером Лысьвенского театра драмы им. А. Савина (главреж-женщина, еще и молодая, в нашей стране редкость).

Вперед в прошлое

«Флешбэк 2002» — история о кризисе среднего возраста, потере смысла жизни и тотальном одиночестве. У Александра внешне благополучная семья, квартира не в ипотеке, небольшой достаток позволяет сделать ремонт и поехать в отпуск в Анапу. Жизнь идет ровно, гладко и спокойно, правда, детей нет — у них с супругой Татьяной (Надежда Жарычева) иммунологическая несовместимость. Но герой вдруг осознает, что ведет скучное существование без любви и радости жизни, и думать об этом невыносимо. Его попытку высказаться Татьяна воспринимает как истерику из-за ошибки ремонтников и предлагает сходить на консультацию к психологу.

Александр задумывается, могла ли его жизнь сложиться иначе, а дальше начинают происходить чудеса: его, недавно сидевшего с женой в кафе, находят в номере отеля в бессознательном состоянии. Врач скорой помощи подозревает отравление какими-то токсическими веществами, а Александр в это время, подобно герою фильма «Назад в будущее», оказывается в 2002 году и снова видит случайную встречу выпускника института Саши (Павел Филиппов), то есть самого себя больше 20 лет назад, и девушки Лены (Полина Романова). Они проговорили всю ночь, Саша влюбился и… потерял Лену навсегда, думая, что девушек в его жизни еще будет много. Но, возможно, это была его вторая половинка. Знание эвереттики (одного из направлений квантовой физики) помогает Александру изменить свою судьбу. Так авторы пьесы — драматург и режиссер — совместными усилиями выводят героя из личностного кризиса.

На расстоянии вытянутой руки

В спектакле фактически нет границы между зрителями и героями на сцене: все события спектакля разворачиваются практически на расстоянии вытянутой руки от первого ряда. Публика сидит с трех сторон замкнутого прямоугольника из светлых столов (художник спектакля — недавняя выпускница ГИТИСа Елизавета Ермакова). В ящиках этих столов, как в тайниках, герои находят или прячут все необходимые для развития действия вещи.

В спектакле нет сочных бытовых красок и узнаваемых с первого взгляда примет времени: атмосферу начала 2000-х создают саундтрек да отдельные детали костюмов вроде Лениных джинсов клеш. Режиссеру Вере Поповой важнее не историческая достоверность начала 2000-х, а изменения в психологии героев. Хотя знаковые детали и мизансцены в спектакле тоже есть. Александр и Татьяна всегда в черном, как будто из их жизни исчезли все краски. Цвет появляется только во «флешбэке» из прошлого.

В сцене разговора супругов за столиком кафе, когда герои по идее должны сидеть рядом, они находятся на противоположных сторонах прямоугольника из столов, разделенные пустым пространством. Это их «противостояние» несколько раз возникает в спектакле. Прозрачная пленка, которой обычно укрывают мебель и пол во время ремонта, здесь выглядит как липкая паутина. Александр, пытаясь разломать опостылевшую ему семейную жизнь, по-настоящему выламывает из прямоугольника один из столов. Попав в прошлое, герой снаружи наблюдает за Сашей и Леной, стоящими внутри прямоугольника, но ему удается попасть в это пространство и поговорить с самим собой 20 лет назад.

В небольшом пространстве Новой сцены актерам невозможно использовать привычные театральные средства, да это и не нужно. Они играют настолько искренне и правдиво, как будто это и не спектакль вовсе, а самая настоящая жизнь, свидетелем которой стали зрители. Запоминается разговор обаятельного Саши и расстроенной Лены со смешными «барашками» на голове: молодые люди просто болтают, но между ними как будто пролетают искры и на глазах зрителей возникает влюбленность и внутренняя связь; усталость и отчаяние взрослого Александра, пытающегося изменить свою жизнь, и горе Татьяны, потерявшей мужа: расставляя стопки как на поминках, она рассказывает, как он заботился о ней с первой встречи, и уверена в его искренней любви. Герои говорят современным языком, их поведение и реакции понятны, чувства вызывают живой отклик. Жаль только, что тем из нас, кто запутался в собственных проблемах, эвереттика на помощь не придет.

Вместе с тем перед нами не бытовая история, в ней нет однозначности, она балансирует между реальностью и фантастикой — и в этом заслуга режиссера Веры Поповой. И хотя спектакль получился довольно коротким (он идет час с небольшим), смотреть его гораздо интереснее, чем очередную традиционную постановку «Чайки» или «Бесприданницы».

Конечно, театральная лаборатория — это всегда риск. Но без риска редко получаются интересные спектакли. Эксперимент в МХТ имени Чехова прошел успешно. Право на творческий поиск есть у всех, но, к сожалению, не во всех театрах есть желание им воспользоваться. Тем радостнее, когда это происходит. 

Оригинал статьи
Пресса
МХТ имени Чехова покажет спектакль «Флешбэк 2002», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2024
ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016
Всяк сверчок знай!, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.09.2015
«Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014
«Круги» Жоэля Помра — впервые в российской столице, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2013
Круги фикций, Ильдар Сафуанов, Литературная газета, 25.05.2012
«Круги» дошли до Москвы, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 15.05.2012
«Бог с теми, кто храбрее…», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
Русский человек наверху, внизу и вообще, Анна Гордеева, Время новостей, 2.03.2009
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007