Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония

Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023
Первая постановка пьесы Константина Стешика в МХТ имени Чехова. Первый спектакль Петра Шерешевского в этом театре. Первая работа Шерешевского с текстом Стешика. Необъяснимо, как это не сошлось раньше. Все перечисленные любят и умеют выстраивать сложные интеллектуальные драматические психологические игры.

Драматург (как ему свойственно, у него в другом тексте и Голова сама по себе была главным действующим лицом) требует азартного подхода к сценическому решению. Что пьеса, по жанровому определению, «моно», как бы монолог, рассказ — это для современного театра пустяковое препятствие. Шерешевский разворачивает на сцене симфонию (тут жанр такой — «симфония»). Играют и поют музыканты. Рисуют на проецируемой на экран плоскости художники Марина Моторная и Агафья Бит-Гармус, так конструируется визуальность происходящего (хм-м-м… происходящего или воображаемого — другой вопрос, про это речь пойдет ниже). Перформеры обмениваются репликами то от первого, то от третьего лица. Музыканты становятся артистами и произносят реплики. В некоторые битловско-психоделические моменты танцуют все. Как будто зрелище техно-барокко XXI века. Но нет.

Абсолютная аскетичность одежды: музыканты и перформеры главных ролей — в филармонических концертных костюмах. Графика нарисованной реальности — черно-белая. Контуры фонарей, машин, домов. Контуры людей, вторгающихся в сюжет. И — очень эффектно! — поверх видео реальных изображений лиц главных героев художницы добавляют морщины, меняют черты физиономий, и вот: «живые» реальные лица превращены в монохромный карандашный рисунок. Режиссер использует множество средств театральности для развоплощения истории, которая могла бы показаться на поверхности житейской. Она, конечно, житейская, но если ее немного расфокусировать…

Персонажи Стешика в этот конкретный момент бродят по ночному городу (чтобы стрельнуть сигарету) и впутываются в приключения, цепляющиеся одно за другое, как будто незначительные, неизбежные — и вдруг складывающиеся в загадочную последовательность. И тут подумаешь про другое измерение времени, про философское понятие пути, про то, куда он неотвратимо ведет. Это свойственно драматургии Стешика: он позволяет своим героям слышать гул другой реальности, он подает им знаки небытия. Притом никакого символизма, никакой инфернальности, никакого «дао», никакого дзена. Вроде, никакого.

Жанр, строго говоря, комический, в ситуациях полно клоунады. Конечно, клоунада специфическая: первое приключение друзей в этой пьесе (драматургический триггер) — когда они наталкиваются на лежащего человека, то ли живого, то ли нет, то ли они найдут способ его спасти, то ли… Ну и однажды у одного из друзей при встрече с контуженным незнакомцем вырвалось для того обидное «земную жизнь пройдя до половины…», за что он получает по морде, за что потом дает в нос…

Повторяю: никакого Метерлинка, никаких аллегорий, мужик с пистолетом — просто мужик с пистолетом (хватит и того, что агрессивный, готов убить за то, что разбудили воем автомобильной сигнализации), женщина из дворницкой подсобки — просто женщина из дворницкой подсобки, которая принимается кормить, поить растворимым кофе, обрабатывать раны, в общем, спасать затерявшихся идиотов. Стешик умеет создавать мерцание простого текста. Видишь монтаж аттракционов, а чувствуешь что-то похожее на библейский эпос. Понимаю, это выглядит пафосно и банально, но не могу сказать иначе: быт тут приготовлен под соусом бытия. Или, скорее, наоборот, бытие под соусом быта.

П. Шерешевский находит свой собственный способ осмысления текста, скрытого внутри текста слышимого и видимого, без многозначительности — через эксцентрику, театр художника, через перформативность. В игре скрывается больше смысла, чем в рассказывании правдоподобной истории, и нарисованная карандашом фигурка может летать там, где человеку быть не придется. Тех, кто участвует в сценическом действии, точнее назвать перформерами, чем актерами в академическом смысле (хотя играющие друзей Павел Ворожцов, Дмитрий Хориняк и играющие с ними Ольга Воронина, Иван Дергачев, Алексей Кирсанов — успешные артисты академического МХТ).

В данном случае это комплимент, признание сложности задачи: чтобы так играть, надо слышать ту «симфонию», которая обычно заглушается житейскими звуками. Притом никуда не исчезает пронзительная человеческая история про людей, у которых никого нет, и подступает старость, и можно вляпаться в ситуацию, когда надо кому-то спасать жизнь, и когда ты сам на ее границе, или уже…

Оригинал статьи
Пресса
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
Куда идём мы с Другом?, Ирина Винтерле, проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.08.2023
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023
Павел Ворожцов в программе «Белая студия», видеосюжет телеканала «Культура», 12.12.2022
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021
Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021
Прямой эфир с актёром Павлом Ворожцовым, Светлана Бердичевская, Ticketland, 11.01.2021
Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020
На сене и воде, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 28.12.2020
В МХТ имени Чехова представили спектакль «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020
МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020
В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
«Северный ветер» Ренаты Литвиновой на сцене БДТ, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 15.03.2019
Мыльные пузыри, Елена Федоренко, Культура, 5.10.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Светлый путь в ад, Марина Шимадина, Театрал, 11.11.2017
Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им. Чехова, Наталья Pamsik, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.09.2017
Лалай, Павел!, Лора Чугуевская, Tricolor TV, 1.08.2017
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
«Бунтари». Коллаж, Валерия Новокрещенова, Rara Avis. Открытая критика, 31.03.2016
Пьянящая свобода бунта, Лариса Каневская, Театральный мир, № 2, 26.02.2016
Бунтари: Мама, это рок-н-ролл, Екатерина Балуева, Субкультура, 19.02.2016
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Бунтарская премьера, видеосюжет телеканала «Мир 24», 23.01.2016
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
Готов застрелиться? Всегда готов!, Наталия Каминская, Культура, 17.12.2009
МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009
Андрей Смоляков перевоплотился в Иванова, видеосюжет ВГТРК «Культура», 12.11.2009
Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008
Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008
Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008
Синеглазенький и малиноволицый, Светлана Полякова, Газета.RU, 29.02.2008