Режиссеры | На вас, Лаврецкий, пахать и пахать!Ольга Романцова, «Газета», 10.11.2009 Талантливый актер всегда жаждет роли, для него совсем непривычной, особенно если он чаще играет не в театре, а в кино, где режиссеры любят эксплуатировать однажды найденный образ. Такая возможность появилась у Дмитрия Дюжева.
В спектакле МХТ имени А. П. Чехова «Дворянское гнездо» по роману Ивана Тургенева, премьера которого прошла 7 ноября на Малой сцене, он - главный герой Федор Лаврецкий.
Измениться до неузнаваемости Дюжеву удалось. Зрители, видевшие актера в комедии «Жмурки» или в сериале «Бригада» и пропустившие фильм «Остров», решат, что перед ними абсолютно другой человек. Лаврецкий Дюжев прежде всего дворянин, человек чести. Похоже, определение « белая кость» придумано прямо для него: ладно скроенный сюртук сидит как влитой, мысли и поступки благородны, страсти под контролем разума. В общем, человек на редкость несовременный. Да и спектакль режиссера Марины Брусникиной идет вразрез со всем, что происходит сейчас в театре.
Ни тебе режиссерских приемов, рассчитанных на то, чтобы раздражать или эпатировать публику, ни намеков на современные реалии. Из авторского текста на сцену попало далеко не все: за ее границами остались и тургеневские размышления о тогдашнем « потерянном поколении », и нетривиальный выход из душевного кризиса, найденный Лаврецким ( « Пахать землю, и стараться как можно лучше ее пахать»).
Народник Михалевич, занимавший в романе важное место, в его театральной версии лицо эпизодическое. Брусникина выбрала сюжет любовного треугольника: 38-летний Лаврецкий влюблен в юную Лизу Калитину, но он женат, и оба так и не переступят через этот нравственный барьер. Сыграна эта история так не по-современному бережно и тонко, что эпиграфом к спектаклю могла бы стать тургеневская фраза « Есть такие чувства, на которые надо лишь указать и пройти мимо».
Именно из-за этой «несовременности» три с лишним часа спектакля пролетают на одном дыхании. Актеры играют предельно честно. Иначе нельзя: спектакль идет на Малой сцене. Их ансамбль сыгран, как маленький камерный оркестр. Особенно хороши в спектакле женщины: тоненькая, почти воздушная Лиза Калитина (талантливая студентка Яна Гладких), ее вздорная, но по-своему добрая маменька (Наталия Егорова) и боевая тетушка (Нина Гуляева), прямо генерал в юбке.
В общем, не прошло и года после премьеры «Крейцеровой сонаты» с Михаилом Пореченковым в главной роли, как на Малой сцене МХТ имени А. П. Чехова появился еще один спектакль, вызывающий такой же эффект. Вот только финал в « Дворянском гнезде » пока выглядит не в меру слезливым и сентиментальным.
Режиссер Марина Брусникина: «Я иногда думаю: может, они говорят о другом актере?»
Знаете, мне уже столько раз говорили, что Дмитрий Дюжев это не Лаврецкий, что я иногда думаю: может, они говорят о совсем другом актере? Мне было очень важно, чтобы роль Федора Лаврецкого сыграл именно Дмитрий. В нем сильно мужское начало, и вместе с тем он - человек открытый, способный на мощную любовь. Этими качествами Дюжев наделяет и своего героя. Он - очень интересный актер с мощным природным потенциалом. Жаль, что я до начала репетиций не была знакома с этим глубоким, профессиональным и очень преданным делу человеком.Пресса Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023 Водобоязнь, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 7.12.2018 | |