Режиссеры | Медленное чтениеПавел Руднев, Театрал, 1.02.2010 У режиссера Марины Брусникиной вышла большая, серьезная работа ценная тем более, что МХТ сегодня редко, к сожалению, бывает удачлив. Именно в спектаклях Брусникиной так или иначе жив мхатовский дух, на большой сцене МХТ почти иссякший. «Дворянское гнездо» прекрасный пример непафосного, немузейного классического театра, который базируется не только на жанре костюмной драмы, но и на точном режиссерском разборе, чувстве слова, особой плавности повествования, на эффекте медленного чтения.
Красивая функциональная декорация Алексея Порай-Кошица: усадебные колонны и балкон, зеленая трава, и в траве фортепиано и кресла цвета белого крема. Балкон и колонны распределяют красивые тени часть сцены в сумраке, часть освещена. Дмитрий Дюжев в роли Лаврецкого естествен как зверь, видно очень старается, и актерское существование густое, насыщенное; мало, кто способен одинаково хорошо ощущать себя и героем современности, и классическим неврастеником. Дюжев играет мужчину робкого, надломленного, не смеющего даже помыслить о возможности счастья: в таком Лаврецком изначально живет грусть по утраченной гармонии, душевный раскол, смятение, медленное «засушивание» души. Лаврецкий пытается войти в норму, в разрушенном состоянии заставлять себя думать, читать, заниматься делом, чувствовать, любить вот на этом осторожном, медлительном, пошаговом стремлении к стройности, в движении от израненности к норме, к здоровью построена роль. Марина Брусникина очень качественно разбирает систему отношений Лаврецкого и Лизы она его полюбила за боль, боль неординарную, непоказную, за его возможность к нравственному возрождению. Сама же Лиза (Яна Гладких), еще совсем ребенок, разрывается между религиозным чувством и интересом к тайне этого мужчины, к тайне потерянной радости жизни. В «Дворянском гнезде» вообще множество актерских удач. Замечательная Нина Гуляева в роли тетушки ироничная, злая, комедийная. Королевская роль у Натальи Егоровой (Калитина), немец Лемм у Дмитрия Назарова трогательный, слёзный, мудрый и беспомощный. Лаврецкая у Ольги Литвиновой вышла маленькой, юркой, победной оторвой, умеющей расположить к себе каждого встречного не женщина, а мелкий бесёнок, умеющий возбудить и разворошить всё вокруг. Совершенно сумасшедший монолог у Эдуарда Чекмазова (Михневич) точный, сильный, уверенный эпизод. И конечно же, весьма яркий дебют Яны Гладких в роли Лизы умение сыграть любовь без «голубого героизма» ценится сегодня на вес золота.
«Дворянское гнездо» Брусникиной история примирения с жизнью. Лаврецкая и Калитина умеют увлечь свой близкий круг собой, своим жизнелюбием и бодрым состоянием духа, в котором очень много ложного и расчетливого, но еще больше терапевтически-лечебного. Округлость, всепримирительность светской жизни так или иначе вылечивает раны, нанесенные совестью. Кого-то свет разрушает и цельность таких натур, как Лаврецкий, оказывается сметена, уничтожена. А вот Лиза не подчиняется, уходит в монастырь «отмолить всё». Здесь спектакль впрямую касается нашего сегодня: есть эта надежда на молодых, на тех, кто сможет отмолить годы разочарований и вынужденной лжи. Одно поколение грешит, другое, новое, за эту вину кается.Пресса Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023 Водобоязнь, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 7.12.2018 | |