«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи

Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Премия «Театральный роман» уже 10 лет занимается такой особой нишей литературы, как книги о театральном искусстве. Проект не имеет аналогов в России и за рубежом и ежегодно собирает шорт-лист лучших – исторических, мемориальных, художественных, исследовательских театральных изданий. Лауреаты за 2023 год своеобразно отразили и современный театральный процесс. Избранные издания – в обзоре «НГ».
В лидерах оказались два ведущих драматических театра России. Московский Художественный театр (МХТ) и его «родственник» – по праву рождения – Вахтанговский театр ведут сегодня активную издательскую деятельность. Хотя двухтомник «Письма в Художественный театр. 1898–1913 (том 1) и 1914–1928 (том 2)» появился благодаря воле случая (разбирая архивы, сотрудники научного сектора Школы-студии МХАТ обнаружили собранную для изучения еще в советское время коллекцию писем), это издание проливает еще больше света на период становления МХТ на рубеже веков. В книге с подробными комментариями опубликованы подлинные письма, которые были присланы в театр со всей России почти за 50 лет. Если раньше внимание уделяли исключительно письмам отцов-основателей, то здесь собрано все – от мала до велика. Письма писали действительно все сословия, весь театральный зал: студенты и министры, революционеры и великие князья, рабочие и писатели, крестьяне и миллионеры, курсистки и священники. Письма-исповеди, письма-проповеди, письма-укоры от простых зрителей и энтузиастов, мечтающих продолжить театральное дело в отдаленных уголках страны, и деловые письма знаменитостей. От Толстого, Чехова, Андреева, Гиппиус, Горького – Немировичу-Данченко и Станиславскому. «Кстати, Художественный театр – хорошее название, – пишет Чехов Немировичу в 1899 году. – Так бы и оставить следовало. А Художественно-Общедоступный – нехорошо звучит, как-то трехполенно». Отказавшись от этого определения в названии, театр навсегда остался таковым по духу.

Есть в книге письма, не подписанные вовсе. Под колоссальным впечатлением от нового искусства люди искренне делились мыслями и рожденными образами то с благодарностью, то с критикой, то с восхищением в сторону их создателей: «Неустановленное лицо – Станиславскому: Как вы счастливы, что обладаете таким талантом, умением так полно передать каждое движение души, да еще такой сложной, как душа русского интеллигента». Конечно, эти документы эпохи потрясающе отражают время, многие авторы писем впоследствии стали либо эмигрантами, либо попали под репрессии. Именно это, возможно, и стало проблемой их изучения и обнародования в XX веке (первые попытки предпринимались в 70-е годы, когда госархивы еще были закрытыми). И только сегодня издание выходит с обнародованными фактами подчас трагических судеб самих адресантов.

Театр им. Вахтангова, напротив, затронул этап развития театра в новое время. Этап, который закончился драматически, совсем не так, как можно было ожидать. Римасу Туминасу пришлось уйти из арбатского театра в 2022 году на пике успеха работы с труппой, сразу после выпуска главной его постановки – «Войны и мира» Толстого. Стенографическая запись репетиций зафиксирована в книге «„Война и мир“ Римаса Туминаса. Рождение спектакля». Книгу можно читать и как особое видение романа Толстого, здесь на полях режиссер, человек двух культур, объясняет свое понимание России Толстого: «Русский народ жил с трагизмом, как с родной сестрой, а мыслил с юмором и парадоксом». Словами Льва Толстого Туминас напутствовал вахтанговцев и после своего отъезда: «Торжество мысли Толстого – учиться любить жизни. Оно исключает любые конфликты – национальные, межнациональные. Эта любовь к жизни пускай сопровождает нас до конца наших дней».

Еще одна хроника 2010-х годов в Вахтанговском театре запечатлена в книге Кирилла Крока «Театр надо любить, причем вопреки». Именно тандем Туминаса и Крока определил расширение и укрепление вахтанговского бренда в эти годы. Книга – записки о Вахтанговском театре от лица его директора. В отличие от своего исторического предшественника Владимира Теляковского, который вел ежедневные дневники на посту главы Императорских театров до революции, книга Крока написана специально и составлена в беллетристическом жанре. Читается почти как детектив: отражает не только историю делового успеха, но и – без ложной скромности – личную биографию автора. Обе линии в конечном итоге соединяются в живые и подробные портреты звезд театра и кино, с которыми Крок встречался и работал – от Олега Табакова до Василия Ланового.

Еще две заметные книги не вышли, по мнению жюри, в лауреаты, оставшись, по сути, незаслуженно обделенными вниманием. Первая – «Воркутинская тетрадь Бориса Мордвинова. Записки для сына – будущего режиссера» снова связана с МХТ. Борис Мордвинов – оперный режиссер, сподвижник Станиславского и Немировича-Данченко, основатель музыкально-драматического театра в Воркуте, куда перед войной был сослан в лагерь по «подозрению в шпионаже» прямиком из Большого театра и Московской консерватории. Он создал в Заполярье театр из актеров, «которых приводили под конвоем с винтовками и овчарками и которые, сменив бушлаты на фраки и декольтированные платья, выбегали на сцену и заставляли смеяться и плакать весь зрительный зал, заражая его своей волшебной игрой, а потом за кулисами падали в обморок от голода и цинги». В те годы Мордвинов вел записи с увлекательными воспоминаниями о мхатовской юности и меткими размышлениями о профессии – для своего сына, который также станет режиссером и профессором ГИТИСа. Эти мемуары публикуются впервые с послесловием его внучки, которая провела настоящее расследование в архивах и в интервью с еще живыми современниками Мордвинова. «Мало того что лишили свободы – меня хотят еще лишить биографии», – эти слова деда Надежда Мордвинова выделила как сверхазадачу – не допустить.

Вторая – книга Дмитрия Крымова «Курс. Разговоры со студентами» вышла уже после отъезда режиссера из России. Это записанные лекции режиссера, которые были прочитаны в пандемию онлайн и таким образом впервые сохранились цельным корпусом. Ведь режиссерский метод Крымов оттачивал именно в своей мастерской режиссеров-сценографов в ГИТИСе. Книжка с графическими иллюстрациями издана будто бы «простоватой» тетрадью, где Крымов, как античный философ в диалогах, разбирает учебные работы своих студентов, построенных на осмыслении русских писателей, и в процессе обсуждения накидывает невероятный объем неожиданных ассоциаций, чувствований, прозрений, нежных и гротескных и, как всегда, снайперски точных. «Сценография – одна из тех профессий, которой сложно научить, – пишет в предисловии самая известная ученица Крымова Мария Трегубова. – Пока я пыталась проткнуть деревянным носом холст с изображением очага и думала, где взять золотой ключик Крымов, не раздумывая, содрал этот холст, вышиб ногой тайную дверку и ввалился в Страну чудес, прихватив с собой меня и тех, кто был готов к этому дикому путешествию». Путешествие Крымов теперь продолжает в Америке и Европе, а нам пока остается заглядывать в его режиссерскую лабораторию через книгу.

Оригинал статьи
2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024