Актриса Софья Евстигнеева: У дедушки я учусь сочетанию юмора и трагизма

Александр Малюгин, Аргументы недели, 1.03.2024
Софья Евстигнеева родилась в Москве, в актёрской семье: дедушка Евгений Евстигнеев, бабушка Лилия Евстигнеева, мама Мария Селянская, папа Максим Разуваев. Софья окончила Школу-студию МХАТ. С 2017 года служит в МХТ им. Чехова. Зритель знает актрису по ролям в таких фильмах и сериалах, как «90-е. Весело и громко», «Заповедник», «Мосгаз», «Собор», «Кунгур», «Ловец снов», «Кеша должен умереть» и др.

- Софья, у вас не так давно состоялась премьера спектакля «Макбет» в Театре Наций. Вы там играете несколько женских ролей, верно?

 — Да. Спектакль поставила Лиза Бондарь, мною очень любимая. Главную женскую роль – леди Макбет – играет Мария Смольникова. Вместо леди Макдуф у нас леди Банко — это моя роль, и ещё бродяжка, старуха лет 100, я очень люблю, когда героини максимально далеки от меня, когда можно использовать маску, яркий грим, изменённый голос. Вообще Лиза Бондарь любит использовать разные звуковые решения, как в оформлении спектакля, так и в работе с актёрами. Другой голос и силиконовая маска, сделанная по размеру лица, делает меня абсолютно неузнаваемой.

- А в МХТ вы в каких спектаклях заняты?

 — Раньше играла во всех спектаклях, поставленных Ренатой Литвиновой, сейчас их сняли по известным причинам. Сняли «Идеального мужа» Константина Богомолова, где я исполняла роль. В другом его спектакле «Мужья и жёны» до сих пор играю, причём три разных роли из пяти женских, чередую, так сказать. Смешной спектакль из жизни супружеских пар. «Чайку» вот тоже сняли, я там играла Нину Заречную…
На Новой сцене МХТ в спектакле «Тахир и Зухра» у меня главная роль. Пьеса написана по мотивам знаменитой узбекской сказки, действие перенесено в наше время. Главные герои – гастарбайтеры, работающие на подмосковной стройке. Они говорят о высоком, о любви, спасении ребёнка, о жертвенности. Очень трогательная история о людях, которые в жизни вряд ли придут смотреть наш спектакль. Но те, кто приходит, часто плачут… Есть ещё «Конёк-Горбунок», пара других постановок. В мае должна быть премьера нового спектакля «Моё загляденье» по пьесе Алексея Арбузова, его будет ставить Филипп Гуревич. 

- В МХТ вы с 2017 года. С кем из больших актёров легендарной труппы удалось поработать, пообщаться?

 — Активнее всего я общалась со Станиславом Андреевичем Любшиным, мы вместе играли в «Чайке». Мне очень нравилось, когда после совместной сцены, за кулисами, мы всегда брались за руки, и Любшин говорил: «Вот сейчас мы здорово с тобой сыграли!» Станислав Андреевич очень улыбчивый, готов рассказать какую-нибудь шутку в подходящий момент, и он человек-театр. Всегда создаёт вокруг себя атмосферу лёгкости и открытости. Рядом с ним спокойно.
А ещё я знакома с Раисой Викторовной Максимовой, которая, по-моему, старше всех в МХТ. Она всем памятна по роли Аглаи в фильме Ивана Пырьева «Идиот». Мы с ней играли в «Северном ветре» у Ренаты Литвиновой. Иногда Раиса Викторовна рассказывала мне о дедушке, о каких-то его фразах, привычках, шутках…

- Не хочу сильно эксплуатировать тему вашего великого дедушки – Евгения Александровича Евстигнеева, но совсем без этого не обойтись. Какие его роли самые любимые? Что вы взяли у Евстигнеева в свою творческую копилку?

 — Мне больше всего нравится в дедушке его юмор. Я сейчас вообще много наблюдаю за людьми – в принципе, как нас и учили в театральном институте. Подмечаю какие-то привычки, черты характера, особенно, когда попадаю в среду, далёкую от меня. И я вижу — это моё последнее открытие, — что даже в моменты, когда происходит нечто страшное, у людей всегда присутствует юмор. Потому что человек не может перманентно, ежесекундно существовать в страхе и переживаниях… Так вот, возвращаясь к дедушке, я считаю, что он больше комедийный артист, чем трагический. В любой его роли присутствует смешное.
Что касается ролей, мне очень нравится дедушка в фильме «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён». Там есть и смех, но и боль его персонажа в конце. Та же история в картинах «Зимний вечер в Гаграх» и «Ночные забавы». В общем, я учусь у дедушки сочетанию юмора и трагизма. Потому что это придаёт огромный объём роли, ведь всегда хочется сделать образ глубже.

- Одна из ваших первых заметных ролей в кино – в сериале «90-е. Весело и громко». Хоть вы и были маленькой, но как воспринимаете те годы – как глоток свободы, или как те самые пресловутые «лихие 90-е»?

 — Кстати, этот сериал — комедия, там нет вообще никакого негатива…. Да, я была ребёнком, мало что осознавала, но много общалась на эту тему со своей семьёй. Что интересно, все помнят, какой беспредел творился на улицах в 90-е годы, но сейчас мои близкие говорят о том времени: жили мы хорошо, всё было в порядке. Такая оценка вызвана, может быть, тем, что человек часто вспоминает о прошедшем, даже самом плохом, с улыбкой. Я, конечно, на тот момент не ощущала никакого страха, жила в любви, достаточно благополучно. Прожила в 90-х только 5 лет, но обожаю всю атрибутику того времени: многие песни знаю наизусть, люблю всякие игрушки – тамагочи, Денди, первый Мортал Комбат, мультики, типа «Чип и Дейл». То есть, всё хорошее из 90-х я помню.

- Вы сыграли одну из главных ролей в популярном сериале «Мосгаз» — жену художника Стаса Шелеста в исполнении Юрия Чурсина. У вашей героини сложный характер, к тому же она – героиновая наркоманка. Как готовились к непростой роли, погружались в образ и обстоятельства?

 — Конечно, этот персонаж очень далёк от меня. Тем более, в плане подобных пристрастий. Поэтому я специально узнавала о жизни наркоманов, смотрела разные художественные фильмы на эту тему: «Джиа» с Анджелиной Джоли, «Дневник баскетболиста» с молодым Леонардо ди Каприо. Даже консультировалась с наркологом из одной закрытой клиники для нашего «высшего света». На её территорию просто так не попадёшь, всё строго и конфиденциально. Мы с врачом сидели в саду и общались по поводу того, как героиновые наркоманы себя ведут, что чувствуют во время «прихода», как протекает ломка. В общем, обо всём самом страшном, что делает с человеком этот тяжёлый наркотик. Конечно, мне всё это очень пригодилось для роли в «Мосгазе».
Да, роль очень драматичная, и мне надо было достаточно много плакать в кадре – ломки и скачущее настроение героини требовали от меня, актрисы, делать это по щелчку. А я плакать на тот момент просто не умела, не включался механизм.

- Как же так? Ведь этому должны учить ещё в театральном институте!

 — Ну вот как-то не случилось…И вот, помню, в свой первый съёмочный день я захожу в актёрский вагончик и думаю в страхе: я отсюда не выйду, они сейчас все поймут, что я не умею плакать! Даже было стыдно за то, что я занимаю чьё-то место. Но у меня был блокнотик с записями, которые я сделала у нарколога. Стала их читать и обнаружила в одном предложении слово «расфокус». У наркоманов всегда тяжёлые веки, они нечётко видят, у них плывёт зрение. А я всё вижу чётко и ясно, потому что хожу в линзах. И вот мне приходит в голову, что надо снять линзы. Я их выбрасываю и, конечно, ничего не вижу. Появился тот самый расфокус, как у настоящих наркоманов. И я поняла, что вот сейчас смогу заплакать, потому что именно линзы не давали мне этого сделать просто физиологически… Короче, я прекрасно проплакала на площадке «Мосгаза», и стала на всех других съёмках снимать линзы, и всё получалось со слезами.

- Что сериал «90-е. Весело и громко», что «Мосгаз», что «Собор», где вы сыграли роль, — всё это погружение в другую историческую эпоху. Насколько вам интересно обживаться в чужом времени, познавать нравы и манеры поведения людей, носить старинные костюмы?

 — Моя самая большая мечта – сыграть главную роль в историческом проекте. Я вообще безумно люблю историю, настолько, что как-то, помню, читала запоем серию из семи книг Мориса Дрюона «Проклятые короли» и ревела навзрыд. Не потому, что там происходило нечто сверхтрагическое, а просто от того, что меня всё историческое так сильно трогает, задевает, увлекает… Кстати, я собираю короны.

- Короны? Реквизит из спектаклей и фильмов?

 — Нет, просто могу потратить деньги на самые крутые образцы корон – в магазине, в интернете. Это красиво, хочу собрать большую коллекцию, заставить коронами весь стеллаж. Всегда говорю своим друзьям: если не знаете, что мне подарить, купите корону, не ошибётесь. Но друзья обычно этого не делают, думают, что это какой-то прикол с моей стороны, бред…
Так вот, вся историческая, особенно дворцовая атмосфера мне очень интересна. Как актриса я могу приблизиться к этому через роли. Помню, пришла первый раз на съёмочную площадку «Собора» — картины из эпохи Петра Великого: роскошные декорации, деревянный настил, лошади стоят, все в костюмах. И я, в старинном наряде, в затянутом корсете, с развёрнутыми плечами и прямой осанкой, иду, такая счастливая! Это была просто кульминация моего актёрского счастья. То, к чему я всегда стремлюсь.

Оригинал статьи


2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024