Блюз для тех, кто не сдал ОГЭ

Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2024
Лаборатория, которая берет название от фамилии худрука МХТ Константина Хабенского — «АртХаб», продолжает предъявлять творческие результаты на Новой сцене театра. Один из последних — от молодой части труппы — спектакль «Соня-9» по популярному в подростковой среде рэп-комиксу поэта Алексея Олейникова и художника Тимофея Яржомбека.

«Соня-9», являющаяся продолжением книги того же автора «Соня из 7 „Буээ“, — поколенческая история, воплощенная в МХТ режиссером Сашей Золотовицким. И, как всякая поколенческая тематика, она вышла со своими плюсами и минусами, победами и крайностями.

— Я делю мир на баблы, кадры и фреймы… — сообщает милая невысокого росточка девушка. Светлые волосы в каре, глаза с грустинкой. Девушка продолжает: — Это мой комикс. Соня теперь комиксмейкер.

Стоп! Тут стоит пояснить, что „фрейм“ не просто словечко от английского frame (кадр, рамка, каркас), а используется оно в социологии, психологии, коммуникации и означает смысловую рамку, с помощью которой люди осмысливают себя в мире. Другими словами, фрейм — устойчивая структура и даже когнитивное образование: знания и ожидания. 

Как вы понимаете, все серьезно, а тут какая-то Соня с группой товарищей. Но книгу про девочку Соню написал не просто поэт Олейников, а поэт, серьезно погруженный в школьную проблематику как до сих пор практикующий педагог. Так что такому человеку можно верить. Все, что он наблюдал и наблюдает в среде подростков, — недалеко от правды, остроумно окрашенной его поэтическим талантом. Во всяком случае, стихи в стиле рэп удались и в книге снабжены тоже весьма остроумными, но на любителя комиксов рисунками Тимофея Яржомбека.

Пять молодых артистов одеты ярко — художница Натали-Кейт-Пангилинан (сплошные дефисы — что бы это значило?) вдобавок ко всему костюмы разрисовала, приблизив их к стилистике книжной иллюстрации. И это плюс, как и то, что все артисты вживую играют на инструментах, вживую поют рэп. Эффектно сделаны уроки литературы про наших классиков:

Лев-не-калач-Толстой
Ходил по пашне босой…
Приходили к нему французы.
Приходили к нему итальянцы.
Приносили много подарков
В тяжелых заплечных ранцах.
И часы заводные с боем,
Чтобы он не писал Войны с миром
И оставил всех в покое.

Пушкину достанется тоже яркий дивертисмент, но, к сожалению, часть текстов не сразу разберешь, а рассчитывать на то, что в мхатовском зальчике собрались одни фанаты рэпа, не приходится. Остается только гадать, какой фактор помешал зрителю услышать важные для понимания сути тексты: плохо ли выстроенный звук на крохотной сцене, слабое ли владение техникой рэпа или же, наоборот, следование последнему тренду — исполнение „вялым ртом“, когда поющему пофиг, разбирает слушатель/зритель слова или нет. С исполнением блюзовых композиций значительно лучше, и вообще в „Соне“ много яркого и изобретательного, и можно смело утверждать, что зрелищная часть Саше Золотовицкому и компании удалась значительно лучше, чем документальная.

Именно документальная использована для того, чтобы придать серьезность намерениям. Поэтому в ткань музыкального спектакля введены элементы документального театра, то есть эффектные музыкальные номера режиссер режет несколькими монологами от лица одноклассников Сони. Для этого участники спектакля сами собирали информацию, беседуя со знакомыми подростками. В результате из историй, записанных и обработанных, вышел стандартный набор — „странная школа“, „странные одноклассники“, буллинг с их стороны, безответная любовь. Кстати, последняя, в силу своей вечности, прозвучала в отличном исполнении артиста, одетого в костюм зеленого цвета. Фамилия его зрителю неизвестна, так как программка сделана по принципу „могилы неизвестного солдата“ — без персонажей. Зато вся постановочная команда аккуратненько персонифицирована. Я обиделась за артистов, которые честно работали.

Если, согласно задумке режиссера, документальные фрагменты и должны были на контрасте с веселым школьным стебом сфокусировать внимание зрителя на проблемах подростков, то с этой задачей удалось справиться только в первой части — оборвали и затормозили. Не острые, не обжигающие, они оставляли впечатление формального подхода: надо поговорить о том, что болит у подростков, — ну поговорили.

Итак, из громко пропетого и как будто исповедально рассказанного про нынешних подростков, которых представили мхатовские актеры лет на десять их старше, следовало, что они одиноки, не так чтобы агрессивны (жестоких видео и стримов в спектакле не предъявляли), потерпели бы гимн страны перед уроками, но не в исполнении же детского хора. А самый главный месседж от них вынесен в финальный текст, разложенный на голоса. И именно он весьма подпортил приятное впечатление от спектакля (даже рэп не в счет). А именно: их дети, утверждали мхатовцы от лица подростков, одетых в космические комбинезоны, абсолютно толерантны ко всему, чем богат современный мир с его причудливым гендером. Но главное, что они точно не будут такими толстокожими и бесчувственными, как их родители. Какая-то зрительница, судя по возрасту, имеющая дочь или сына-подростка, покидая зал, не выдержала и в сердцах громко высказалась: „Сытое поколение! Лишь бы критиковать — на себя посмотрите“.

Оригинал статьи
2024
Юрий Завадский. Человек Серебряного века, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 12.07.2024
Сергей Волков: «Другая форма служения», Наталья Витвицкая, Экран и сцена, 11.07.2024
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 3.07.2024
Играть воодушевленно, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 28.06.2024
45 московских театров открылись для всех, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2024
Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024
Актер Сергей Волков – о премьере спектакля «Дамасобачка» в МХТ, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 23.06.2024
Игорь Золотовицкий: «Театр спасет мир от тревоги», Екатерина Гиндина, Санкт-Петербургские ведомости, 20.06.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Звезды МХТ разных поколений приехали на гастроли в Петербург, Светлана Мазурова, Российская газета, 17.06.2024
МХТ имени Чехова покажет на сцене БДТ два спектакля, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.06.2024
В Петербурге МХТ им. Чехова встречают аншлагом: худрук Хабенский рассказал, чем удивят москвичи, Вероника Мысляева, Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 17.06.2024
Сергей Волков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.06.2024
Московский Художественный театр едет в Петербург, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 7.06.2024
С Пушкиным накоротке, Юлия Шагельман, Коммерсантъ, 4.06.2024
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
МХТ им. Чехова встречают аншлагами в Японии, Инга Бугулова, Российская газета, 30.05.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Токио, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2024
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Блюз для тех, кто не сдал ОГЭ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Актриса, которой не повезло. К 150-летию Марии Роксановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.05.2024
Премьера «Мое загляденье» на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.05.2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024