Спектакль «Николай Ставрогин» представили на страницах книги в МХТ имени Чехова

Марина Янчева, Первое студенческое агентство, 19.04.2024
В Портретном фойе Московского Художественного театра состоялась презентация книги, посвященной спектаклю Владимира Немировича-Данченко «Николай Ставрогин» по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Название произведения: «Николай Ставрогин» на сцене Московского художественного театра. 1913“.

МХТ им. А. П. Чехова постоянно является местом притяжения большого и мощного театрального сообщества. Выпускаются книги, ведутся обсуждения, осуществляются исследовательские работы, которые олицетворяют величие и безграничность театра. Не зная истории, человеку сложно двигаться дальше и создавать что-то новое, особенно это касается театра. В очередной раз научный сектор Школы-студии МХАТ и Музей МХАТ окунаются в историю, чтобы сегодня рассказать о неизведанном и дополнить исторические факты не только русского, но и мирового театра.

23 октября 1913 года состоялась премьера „Николая Ставрогина“ Немировича-Данченко. Стоит отметить, что это первая постановка романа Достоевского „Бесы“ на театральной сцене. Спустя 110 лет раскрываются все подробности истории создания спектакля, заложившего основу для открытия новых возможностей как в актерском искусстве, так и в режиссуре.

Ведущим творческого мхатовского единения выступил ректор Школы-студии МХАТ, заслуженный артист России Игорь Золотовицкий. Искрометно, с шутками и дружеской атмосферой речь шла не только о театре и новой книге, но и о литературе, театральной критике. Золотовицкий прочитал послание от лауреата Государственной премии РФ, профессора, доктора искусствоведения Инны Соловьёвой, которая не имела возможности присутствовать лично.

Каждое ее слово, написанное или сказанное, является воплощением театра и продолжением идей его основателей. Порой создается впечатление, что Инна Натановна и сама – великий театр. У нее невероятнейшая любовь ко всему, что она делает, о чем думает или говорит. О Достоевском на сцене Художественного театра она сказала так:

„К Достоевскому путь был более мучительным, тернистым. Но его вопль разлада, провозвестие внутреннего разлада нации был столь же необходим во внутреннем строе театра, который так или иначе был выразителем национального начала. Им был внятен тот разлад миров, который, собственно, и запечатлен в великой прозе Достоевского. Страшно запечатлен и страшно предсказан“.

Театр – это праздник, путь к театру – путь к празднику, поэтому заключила Инна Натановна таким образом: „Поздравляю нас всех, потому что хорошая книга – общий праздник!“

Профессор, доктор искусствоведения Алексей Бартошевич очень точно выразился о художественном оформлении книги, а как следствие – о ее непростой судьбе. О сложном и тернистом постановочном пути самого спектакля, выпущенного 110 лет назад:

„Достоевского привыкли представлять себе в двух цветах – черном и белом. Обложка книги совсем иная. Как мне кажется, это цвет запёкшейся крови, что естественно для спектакля, поставленного за год до того, что называли тогда великой войной, за четыре года до октября 1917-го“.

Борис Любимов – ректор Театрального института им. М. С. Щепкина, профессор – поделился своими впечатлениями о структуре книги, которая предназначена для чтения не только людьми театра, но и для всех, кому интересна исследуемая тема. Четкий и понятный подход к написанию, последовательное пояснение изучаемой темы – основа „"Николая Ставрогина“ на сцене Московского художественного театра. 1913“:

„Вначале Ольга Егошина вводит читателя в контекст, затем следует текст пьесы, благодаря которому мы, наконец, понимаем, что же было поставлено на сцене Художественного театра, и потом работа Светланы Васильевой, которая рассказывает почти по мизансценам, по этапам репетиций о том, как был создан спектакль“.

Театральный журналист, арт-директор фестиваля „Уроки режиссуры“ Марина Токарева провела параллель между Достоевским, спектаклем Немировича-Данченко и человеческой сущности в целом:

„Это было размышление о том, какой человек должен стоять над бездной русской жизни; о том, что такое совесть, где её границы, и есть ли они; о том, что такое – грехопадение и, наконец, есть ли возможность спасения. Недаром в полемику вокруг спектакля вмешалась вся просвещённая мысль. Это был спор о русской истории, о том, как нам жить“.

Ольга Егошина – автор-составитель книги, профессор, доктор искусствоведения, арт-директор фестиваля „Уроки режиссуры“ поделилась своими впечатлениями от проделанной колоссальной работы над научным исследованием:

„Именно спектакль „Николай Ставрогин“ заставил думать русских мыслителей о Достоевском. Театр даёт литературе дополнительные оттенки, вскрывает смыслы, заставляет сопереживать иногда куда сильнее, чем при чтении“.

Книга выпущена в серии „Библиотека Биеннале театрального искусства“ – в рамках совместного проекта фестиваля „Уроки режиссуры“ и издательства “Navona”.

Оригинал статьи
2024
Московский Художественный театр едет в Петербург, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 7.06.2024
С Пушкиным накоротке, Юлия Шагельман, Коммерсантъ, 4.06.2024
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
МХТ им. Чехова встречают аншлагами в Японии, Инга Бугулова, Российская газета, 30.05.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Токио, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2024
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Блюз для тех, кто не сдал ОГЭ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Актриса, которой не повезло. К 150-летию Марии Роксановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.05.2024
Премьера «Мое загляденье» на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.05.2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024