Жанр стендапа приходит в театр

Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Приход стендапа на театральную сцену был, конечно, вопросом времени. Ведь четкой границы провести невозможно. Просто американская stand-up comedy, где комик выступает перед живой аудиторией, рассказывая напрямую зрителям личные, но общечеловеческие истории или личное мнение о мировых событиях, приправляя их авторскими шутками и музыкальными ритмами, стало естественным развитием эстрадных пародий. А любой театральный спектакль с современными героями и яркими монологами словно от первого лица находит схожее пересечение. В театре «Сатирикон» и МХТ им. Чехова попробовали зайти на новую творческую территорию. 

Режиссер премьеры «Сатирикона» «Государь-стендап» Александр Локтионов как раз любопытно объясняет эту тонкую грань между чистым стендапом и театром: «Мы нашли ключ: у нас стендап от лица персонажей. В клубах с реальным стендапом интересен сам человек, который вышел рассказать о чем-то своем, для него важном. В спектакле такой подход не совсем уместен. А „в персонаже“ в клуб не выйдешь, это будет смотреться неискренне. Но для театра – это то, что нужно. Откровение героя – это то, зачем в театр и идут». Дистанция между человеком и персонажем важна не только в художественном плане, это и закон сегодняшнего времени с его подчас эзоповым языком. Одновременно приблизить дистанцию театру сегодня становится все более важным – говорить от лица равных со зрителем героев, а не отгороженных страницами старых пьес и романов.

Построенная по законам стендапа и сторителлинга композиция только притворяется литературной интерпретацией. Заявленные трактаты Платона «Государство» и Макиавелли «Государь» (что и дало название) здесь лишь точка отсчета для сатирического размышления о прошлом-настоящем-будущем России и о природе тирании. Путешествие во времени на глазах у зрителей совершают пришельцы из 3024 года. Условные Генерал (Илья Денискин), Священник (Ярослав Медведев) и Марфуша (Алина Доценко), похожая на Милу Йовович из «Пятого элемента». Но на деле – то ли хипстеры, то ли гопники, решившие поиграть в причудливый маскарад на старом восточном ковре.

Роль Государя, читающего то безумный стендап, то забористый речитатив, единого во всех лицах – Никколо («просто Коли») Макиавелли, Ивана Грозного, Петра Первого, etc. – исполняет Даниил Пугаев (сложно прочитать не как «Пугачев» – столько в этой роли бунтарского духа). Очень интересный, магнетичный артист, который существует в максимально разнообразных регистрах – новая звезда «Сатирикона». К каждому историческому герою тут найден пародийный ключ, взламывающий то исторические мифы (Грозный бегает со стрелой в пикантных местах, казнит и молится, а Петр Первый прорубает окно в Европу из недр российской земли в стиле зомби-апокалипсиса), то современные мемы, – условное древнее государство люди начинают строить ради кроссовок, лавандового рафа и булочки синнабон. Трагикомический коктейль инфантилизма современного горожанина и сермяжной правды минувших эпох, составляющий наш пресловутый «культурный код», знаменует главный вопрос: а для кого и зачем появилась и существует веками идея государства? Кто такой гражданин и кто такой государь? И как эта идея трансформировалась сегодня, далеко ли мы ушли от XVI века и что возьмем в будущее? Риторический вопрос финализируют эмоциональной точкой: после часа беспрерывного смеха артисты и зрители приходят к явному единению, совместно прожитому гореванию. 

Очень близкая по интенции премьера появилась и на сцене МХТ им. Чехова. Режиссер Саша Золотовицкий инсценировал рэп-комиксы поэта Алексея Олейникова и художника Тимофея Яржомбека про девочку Соню («Соня из 7 „Буээ“ и „Соня-9“). Это спектакль-концерт от лица обычных школьников, которые вдруг решаются приоткрыть свой внутренний мир, станцевать, спеть и рассказать о буднях 15-летних. Экзамены, первая любовь, конфликты с ровесниками, буллинг и отчуждение взрослых. Постановка получилась настолько говорящей на языке подростков (цветные, „мемные“ декорации лихо сочетаются тут с гранжевыми музыкальными номерами вроде „блюза для тех, кто не сдал ОГЭ“), что совсем не чувствуется, что артисты все-таки уже взрослее своих героев, хотя и недавно со студенческой скамьи. С таким азартом они сами дурачатся на сцене.

Вербатим-монологи, которые были отдельно собраны и включены в сценарий, предельно сокращают дистанцию, создавая для зрителей близкий эмоциональный диалог с героями – забавными в своей детской взрослости и в то же время вдохновляющими в чистоте и честности. Замечательное новое поколение артистов, воспитанное в том числе на методе документального театра, умеет виртуозно его соединять с подлинным психологизмом. Особенно отмечаешь Владиславу Сухорукову, Кузьму Котрелева, Дарью Трухину, они уже умеют найти баланс между своей яркой индивидуальностью и многогранностью перевоплощений (в этом можно убедиться еще и на премьере „Как вам это понравится“ Юрия Муравицкого на Большой сцене МХТ).

На самом деле каждый раз поражаешься, какой Константин Райкин неутомимый лидер „Сатирикона“ и педагог. Сколько в нем интереса к новому поколению, к артистам, которые ему годятся в дети, как он всегда смело дает им шанс на самостоятельное творческое мышление, как ему в целом важно право театра на высказывание. Также и Художественный театр сегодня, его любят поругивать за „излишнее“ модничанье: якобы главная академическая сцена страны не может поддаваться разным веяниям, а должна быть „законсервирована“ и хранить только классические образцы, не отступать от буквы отцов-основателей, забывая при этом, что главное учение Станиславского и Немировича-Данченко – в строительстве живого театра. Благодаря избранным талантам он не часто, но пробивается. И как все это ценно. И как это нужно зрителю – настоящая искренность, глоток свободы и толика эмпатии. 

Оригинал статьи
2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024