| В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия ДаниловаАнастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024 Дмитрий Данилов нынче популярный автор. По его антиутопиям «Саша, привет!», «Человек из Подольска», «Серёжа очень тупой» вышло множество театральных постановок. Пьесу «Стоики» он сочинил специально для МХТ им. Чехова.
Новый спектакль режиссера Дениса Азарова уже оценили первые зрители. Несколько сцен из жизни матери 40+ (актриса Светлана Колпакова), её дочери 20+ (Мария Фомина) и их мужчин (Александр Усов и Павел Табаков). Место действия приблизительное: современная квартира, похожая на соты, где-то в России. Хотя может быть в любом городе мира. Живут вместе абсолютно посторонние люди. Почему? Ответ очевиден: надо жить с кем-то. Оттого друг за друга и держатся.
Когда действующие лица – отец/мать, дети, обычно речь идет о конфликте поколений. Но не в этот раз. Стоики влачат почти бесконфликтное существование. Ну разве что девушка (Мария Фомина) купила своему парню (Павлу Табакову) неподходящие к его ушам наушники. Из-за этого вышел спор. Обсуждение неправильной анатомии ушей занимает минут 10 сценического времени. «Вот и живи теперь с этим». Но в конце герои приходят к логическому заключению: говорить в общем-то не о чем. Поэтому всё, проехали…
Парень современный художник, снимает на видео серые стены. И постит изображение в соцсетях. Подписчиков почти нет или совсем мало, а когда они появляются, он их сразу же удаляет. Его девушке заняться совсем ничем. Событие, которое их взбодрило, визит к её родителям – маме и отчиму. Зачем? Особой необходимости в знакомстве нет. Но так принято знакомить своего парня с родителями. Древняя, незыблемая традиция, не имеющая смысла. Хотя чужая жизнь – потёмки и «не наша зона ответственность».
Мама (Светлана Колпакова), как и её дочь и потенциальный зять, тоже занята ничем. В лучшем случае – вытирает пыль с мебели. Её муж (Александр Усов) занят примерно тем же - пинает пустоту, иногда пишет заметки про соревнования по бейсболу.
По телевизору им сообщают новости: случилась какая-то глобальная катастрофа, много жертв сначала 600 тысяч, потом миллион… Что за катастрофа – нам не рассказывают, но можно догадаться. Так и живут. В зоне неопределённости, вызванной неким глобальным катаклизмом. и необязательности существования.
Они не в силах ничего изменить и что-либо предпринять. Ничего не происходит, но что-то всё-таки происходит
Единственное, что им остаётся, – быть стоиками: делать, что должно, и ждать, что будет.
Артисты одеты одинаково в серую униформу. При таком образе жизни их персонажам наряжаться некуда (как это понятно всем, кто вместо офиса перешел на удаленку).
Павел Табаков назвал своего героя («Стоики» пока единственный спектакль в репертуаре МХТ, в котором он занят) аморфным молодым человеком, который ждёт инициативы от своей половины. «Я и сам иногда такой. Тоже хочу чтобы меня направляли. Хотя у меня не было отношений с девушкой, с которой были бы разные интересы». Мария Фомина в «Стоиках» увидела проблему девальвации отношений в паре, когда молодые люди не умеют разговаривать друг с другом. И каждый сам за себя, заперт в собственной соте. Кстати, Мария и Павел не в спектакле, а в жизни когда-то были парой. А сейчас в хороших дружеских отношениях. Весьма, вероятно, что и в героев-стоиков они добавили что-то от себя.
Под катаклизмом, о котором говорится в спектакле, подразумевается разное: от пандемии до
Даже подумать страшно. «Начиная с пандемии, мы живём в такое время, когда один катаклизм сменяется другим. Всё перевёрнуто с ног на голову. Ничего нельзя планировать, говорит режиссер Денис Азаров. В пьесе Дмитрия Данилова его заинтриговала попытка героев пробиться друг к другу сквозь тотальную безысходность. Их будущее туманно, а настоящее зыбко. Это мироощущение проецируется и на зрителей. Содержательная, актуальная история, но недухоподъемная…
Оригинал статьиВ поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024 Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 | |