В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Голод» по роману нобелевского лауреата Гамсуна

Александра Сидорова, BFM.ru, 19.03.2024
Это новый спектакль Елизаветы Бондарь — молодого, но очень востребованного режиссера. Чем ее постановка созвучна сегодняшнему дню?

Четкого сюжета у спектакля «Голод» нет. Все события, как и в романе нобелевского лауреата Кнута Гамсуна, происходят в голове главного героя. Он журналист, перебивающийся редкими заработками, вечно голодный — как в физическом, так и в духовном плане. Сначала он наивен, такой обаятельный, веселый ребенок, даже вызывает сочувствие. А потом активно перевоплощается, моментами превращаясь чуть ли не в монстра. Несмотря на весь драматизм, здесь немало фарса. На мой взгляд, много пересечений с Достоевским, с Кафкой — буквальных и «пунктирных».

Елизавета Бондарь увидела в этом материале много «своих» тем. Она считает, что эта история очень своевременна:

«Мне захотелось именно сегодня обратить взгляд и внимание на проблемы человека, который не обладает, возможно, волевыми способностями, чтобы как-то влиять на общественную жизнь, создавать что-то коллективное, на человека, который очень одинок, не может справиться сам с собой. Сегодня обращение к такому человеку, мне кажется, очень важно, потому что, возможно, мы сейчас все в таком положении, когда мы не можем что-то провозглашать, открыто говорить. И мы замкнуты в себе. Мне кажется, [история] своевременная, потому что сегодня мы находимся во внутреннем апокалипсисе и пытаемся разобраться в себе. Возможно, у большей части людей, которые находятся в этом положении, более сложная работа происходит внутри по сравнению с людьми, которые могут влиять на большие общественные процессы».

Огромная находка «Голода» — Сергей Волков, играющий главного героя. Роль изначально была у другого артиста. Не верится, что Волков появился на репетициях не сразу. Как мне кажется, отвести от него взгляд на протяжении полуторачасового спектакля невозможно. Волков работал с Бондарь в «цепком» сотворчестве. Он актер Театра имени Вахтангова, ученик Юрия Бутусова — например, играл Пер Гюнта в одноименной постановке своего мастера. Бутусовские стилистика, дух чувствуются и в «Голоде».

Вот как Сергей Волков отвечает на вопрос, что движет его героем в этой истории:

— Я думаю, что это голод, тоска по отсутствию контакта с людьми, по любви, по здоровому человеческому общению без твоих проекций на людей, без твоих зажимов. Он в них утопает и не может выбраться, и чем дальше, тем глубже, к сожалению, он входит в штопор. Это о погружении в деструктивный внутренний монолог. О себе, вероятно. Я думаю, что я достаточно часто в жизни надумываю и делаю выводы, исключительно основываясь на своих эмоциях, есть у меня такая черта. Вероятно, это рефлексия как раз на эту тему, куда это может привести.

— Мне кажется, герой очень много для себя придумывает.

— Да-да, и живет в этом мире, и продолжает его создавать, имея контакт с реальными людьми, но из-за того, что он агрессивно защищается от своих же придумок, он только глубже уходит в болезненную гордыню, самолюбие, и ему не выкарабкаться. Чтобы выкарабкаться, ему надо начать работать, но он не может, потому что у него уже нет сил на это.

Сам автор «Голода», Кнут Гамсун, называл свое произведение притчей и говорил, что «это история для людей, если таковые найдутся». На премьеру 19 марта все билеты проданы, на следующие показы, 6 и 13 апреля, еще можно попасть.

Оригинал статьи
2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024