Гуревич ставит «экзистенциальную комедию» по малоизвестной пьесе Арбузова

Елена Алдашева, Театръ, 11.05.2024
Сегодня и завтра, 11 и 12 мая, на Новой сцене МХТ имени Чехова играют премьеру спектакля Филиппа Гуревича «Моё загляденье» по одноимённой пьесе Алексея Арбузова.

«Моё загляденье» — одна из поздних пьес Арбузова. Написанная в 1969 году, эта «оптимистическая комедия», как определён жанр самим автором, была встречена неодобрительно. В истории безусловно хорошего и всепрощающего героя Васи Листикова отразился в том числе и горький взгляд на завершившуюся оттепель.

Не самую востребованную пьесу Арбузова режиссёр Филипп Гуревич выбрал год назад для создания эскиза на лаборатории «АРТХАБ», по итогам которой было решено создать полноценный репертуарный спектакль. Вместе с постоянными соавторами, художницей Анной Агафоновой и художником по свету Павлом Бабиным, режиссёр поместил действие в минималистичное условное пространство, придав почти абсурдистски звучащему тексту театральную и метафизическую условность, отражающую выбранный жанр «экзистенциальной комедии». Кроме того, в качестве своеобразного эпиграфа были выбраны фрагменты из дневников самого Алексея Арбузова, которые звучат перед началом действия. 

Подробнее о спектакле нашей редакции рассказал Филипп Гуревич: «Когда Павел Руднев предложил мне поучаствовать в “АРТХАБе” на тему “Поиск комедийного”, я парадоксальным образом вспомнил эскиз, который делал Кирилл Заборихин на пензенской лаборатории “Забытая советская пьеса”, куда мы ездили ещё студентами ГИТИСа. И мне захотелось поставить этот текст — бесконечно грустный, очень нежный и на тему, которая меня волнует: как в нынешнее время быть Васей Листиковым, что это значит, правильно ли им быть — и куда мы все этого Васю Листикова потеряли. Мне кажется, такой герой — как зеркало для всех нас: такая история в духе “мы не заметили, как между нами был Иисус, а когда он ушёл, почувствовали его необходимость”. А как оставаться добрым, несмотря ни на что? И — с другой стороны — не юродство ли это? Ведь он кажется другим чудиком, хотя собственной чудаковатости они не видят и боятся её принять. Отсюда возник наш ход с гротескными костюмами, париками, усами: на самом деле все вокруг фрики, а он — сам по себе — обычный, бытовой. Просто это его позиция, манифест, образ мыслей: нужно быть вот таким бесконечно добрым.

Это очень “арбузовский” текст — по языку, по сложносочинённости. Но он так сталкивает драматургические коллизии пьесы, так всё обостряет, что мне хотелось это выкрутить ещё больше, на какие-то 400 процентов, чтобы сделать ситуацию вокруг Васи очень жестокой, поместить его в эту “банку” и понять, как этот кристальный человек в ней будет себя вести. И масочность существования на те же “400 процентов”: я подумал про пресловутое “советское дель арте”, соединённое с экзистенциальными корнями и мотивами — с такой грустной комедией. Важен путь от того, что “нечего унывать, если ты живёшь на свете, если тебе позволено это удовольствие”, — это часть моего мироощущения, к абсолютной невозможности в это верить. Вася Листиков разочаровывается в людях. Из него сквозит трагичность, ему непросто, он живой человек, которому больно.

А что касается комедийной составляющей, то я очень люблю сериал “Тед Лассо”, и он был для меня своеобразным референсом: такой классный, наивный, добрый юмор — это, мне кажется, то, чего нам сейчас всем не хватает. И мы с Аней Агафоновой решили пойти в меганаивность в сочетании с острой “дельартовской” формой, придумав пространство “фанерного театра”. Такой советский, передвижной, который можно поставить в поле, можно на центральной площади… “Если бы в Советском Союзе было дель арте, оно бы выглядело вот так”. Но, хотя персонажи решены масочно, был важен их внутренний ход: у каждого существует зона честности и тема — бесконечное одиночество и невозможность ни достичь, ни постичь собственное счастье. Поэтому не только Вася Листиков трагичен в этой “экзистенциальной комедии”, а каждый герой-маска не лишён этой составляющей и внутреннего психологического хода».

Васю Листикова в спектакле играет Олег Сапиро. Все остальные роли распределены между четырьмя другими участниками постановки — артистами Софьей Евстигнеевой, Юлией Ковалёвой, Антоном Лобаном и Николаем Сальниковым.

Оригинал статьи
2024
Московский Художественный театр едет в Петербург, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 7.06.2024
С Пушкиным накоротке, Юлия Шагельман, Коммерсантъ, 4.06.2024
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
МХТ им. Чехова встречают аншлагами в Японии, Инга Бугулова, Российская газета, 30.05.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Токио, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2024
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Блюз для тех, кто не сдал ОГЭ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Актриса, которой не повезло. К 150-летию Марии Роксановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.05.2024
Премьера «Мое загляденье» на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.05.2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024