Сеанс с разоблачением: в МХТ состоялась премьера спектакля «Дамасобачка»

Зоя Игумнова, Известия, 18.06.2024
Премьерой спектакля «Дамасобачка» на Малой сцене МХТ отметили двойной юбилей: самому известному рассказу Чехова «Дама с собачкой» — 125 лет, Художественному театру — столько же. За постановку взялся кинорежиссер Алексей Мизгирев, решив вывести на первый план героев, которых Чехов только упоминает, — это супруги главных героев Гурова и Анны Сергеевны. Вдобавок действие было решено перенести в кабинет психотерапевта. В итоге адюльтер превратился в драму, а затем и в трагедию. «Известия» побывали на показе и узнали, как сложилась бы жизнь героев, будь они честны с собой.

И последние станут первыми

Идея поставить «Даму с собачкой» родилась из разговора Алексея Мизгирева с худруком МХТ Константином Хабенским. Совпадающие юбилеи они решили отметить не традиционной, а экспериментальной инсценировкой. Режиссер перенес действие в наши дни. Герои встречаются не на набережной Ялты, а в кабинете психотерапевта. Теоретически, такое могло происходить во времена Чехова. 125 лет назад люди уже знали про доктора Фрейда и его сеансы. Так почему бы не взглянуть на историю Гурова и Анны Сергеевны с позиции их супругов, встретившихся вместе загулявшими возлюбленными не где-нибудь, а на приеме у врача? Какие потаенные мысли довелось бы там узнать?

— В спектакле на 90% текст Чехова, моих включений быть может только процентов десять, — признается Мизгирев. — Я себе позволил лишь сюжетный разворот. Мне хотелось сделать Чехова будто глазами Бергмана.

Рассказ Чехова на пять страниц кинематографист проработал досконально и существенно расширил. Жена Гурова и муж Анны Сергеевны в спектакле получили голос и право выговориться. Вместе с доктором они решают, возможно ли прощение тех, кого попутал нечистый, кто нашел себе увлечение на стороне?

Роль Гурова режиссер доверил артисту Театра Вахтангова Сергею Волкову. Несмотря на возраст (31 год), у него уже есть «Золотая маска» за роль Бертольта Брехта в спектакле «Кабаре Брехт». Анну Сергеевну сыграла Полина Романова. Заслуженная артистка России Дарья Юрская вышла в образе Мадам Гуровой. А Кирилл Власов стал Фон Дидерицем. Препарирует сознание героев психотерапевт, которого сыграл Ростислав Лаврентьев.

— Это было забавно, когда режиссер на репетиции будто снимал фильм, ему казалось, что всё должно родиться на первой репетиции, как дубль на съемочной площадке, — рассказала «Известиям» Дарья Юрская. — У нас была притирка. Да и ему с нами было сложно. Кино и театр — миры параллельные. Мы были в эксперименте и честно трудились, доставая персонажей из себя.

Но плюс от работы с кинематографистом в том, что артисты на сцене, как в фильме, тесно и много взаимодействовали друг с другом. Режиссер убрал из спектакля даже переодевания. Играют артисты в одних и тех же костюмах. Действие держит зрителя в напряжении. 

— Представить, что я пришел с женой и любовницей и ее мужем на психотерапию — сложно, а уговорить всех собраться — практически невозможно, — поделился с «Известиями» Сергей Волков. — Но это вполне могло случиться. Ведь поводом для визита стало то, что человек решил начать новую жизнь, а значит надо разобраться со старой. Вот только пока на это у Гурова не хватает силы и воли.

Исповедь любовников

Художник Мария Мелешко отошла от привычного пространства сцены. Задник сцены напоминает скат крыши. Стена обита досками, на них цифры: 1899 — это год создания Антон Павловичем «Дамы с собачкой», а рядом — 2024. Зал выстроен по секторам. Они повернуты лицом к подиуму, на котором и разыгрывается действо. Пол сцены блестит и отражает происходящее на ней. Действие происходит в кабинете психотерапевта. Место доктора в этом пространстве в «подполье». Вернее, в яме по центру подиума. Для пациентов — два ряда стульев вокруг. Первый ряд стоит так близко к краю ямы, что, кажется, еще чуть-чуть, и пациенты оступятся и упадут в нее. Но герои всячески избегают опасности.

На сцене пять персонажей: психотерапевт, Гуров с женой, Анна Сергеевна с мужем. Супругам влюбленной пары стало известно об измене. С помощью доктора они пытаются выбраться из этой истории, да так, чтобы каждый остался при своем. Психотерапевт обращается к семье Дмитрия Гурова не иначе как «господа». Но господа не сдерживают себя и демонстрируют собравшимся свое истинное лицо. Дмитрий Дмитриевич рассказывает, что давно не любит свою жену. Что когда-то, будучи студентом, женился на ней. А теперь разглядел массу раздражающих его черт.

Анна Сергеевна тоже разлюбила супруга. Ей не нравится, что он лакей, хоть и фон Дидериц. Переехав к нему в Саратов и прожив с ним два года, она так и не узнала, где он работает.

Анна Сергеевна чувствует, что поступила плохо, винится за измену перед мужем. И кажется, он ее давно простил. Но чтобы хоть как-то унизить изменницу, заставляет ее встать на четвереньки и выть по-собачьи. Она безропотно падает ниц. Супруг Анны Сергеевны уверен: не она заинтересовала Гурова, а ее белый шпиц. Животное в спектакле не появляется.

— Даже мысли не было ввести собаку в спектакль, — признается «Известиям» режиссер Алексей Мизгирев. — Никогда, ни разу.

Зато то Анна Сергеевна воет, стоя перед мужем на коленях, а то жене Гурова в приступе паники врач рекомендует дышать собачкой.

Режиссерское решение

Роль чеховского ружья, которое в итоге обязательно стреляет, у Мизгирева играет арбуз. Сначала он становится аллегорией шпица Анны Сергеевны. С ним играют, его катают по сцене, берут на руки, обвиняют. И в припадке злости Гуров роняет арбуз. С этого момента перед зрителем разворачивается сцена грехопадения героев.

Сладкую красную ягоду герои едят руками, ломают на мелкие части, валяются в разбитой мякоти по сцене. Такое режиссерское решение — стильно, красиво и сделано со вкусом. Зал быстро наполняется сладким ароматом.

Как рассказал «Известиям» Сергей Волков, за время репетиций было разбито очень много арбузов. Благо, сейчас в любое время года их нетрудно найти.

За историей, придуманной Алексеем Мизгиревым и сыгранной артистами МХТ, интересно следить. Здесь есть над чем подумать. Как признается Дарья Юрская, весь репетиционный период, который начался в феврале, напоминал актерам сеанс у психотерапевта. Они терапировали друг друга и себя. Когда сын актрисы побывал на прогоне спектакля, то сказал ей, что доктор, которого играл Ростислав Лаврентьев, это же сам Чехов. Писатель ведь был доктором. И то, что сеанс героев «Дамы с собачкой» мог бы провести сам автор, очень по-мхатовски.

— Чехов жесток к своим персонажам, я вообще не уверена, что он любит их, — рассказала «Известиям» Дарья Юрская. — Он, как Набоков, который прикалывал бабочек. Только Антон Павлович насаживает на иголку собственных героев.

Не стоит раскрывать всех козырей, припрятанных в рукаве режиссером, но заметим, что для Чехова характерна нелюбовь к своим героям. Иссушающая страсть приводит их к опустошению. Как признается режиссер, он мог бы поверить, что развитие событий в жизни Анны Сергеевны, Гурова и их спутников могло бы завершиться таким образом, как на сцене МХТ. 

Несмотря на то, что происходящее на сцене, по большей части, вымысел постановщика, но от первоисточника он далеко не ушел. А бережно соответствовал стилю автора. Возможно, если бы Чехов захотел продолжения, то написал бы его именно так. Скорее всего, МХТ минуя все режиссерские лаборатории с поиском молодых талантов, приобрел своего постановщика в лице Алексея Мизгирева. Зрителю было бы интересно посмотреть, на что еще способен кинорежиссер, поставленный в условия сценической коробки.

Оригинал статьи и фоторепортаж
2024
Юрий Завадский. Человек Серебряного века, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 12.07.2024
Сергей Волков: «Другая форма служения», Наталья Витвицкая, Экран и сцена, 11.07.2024
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 3.07.2024
Играть воодушевленно, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 28.06.2024
45 московских театров открылись для всех, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2024
Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024
Актер Сергей Волков – о премьере спектакля «Дамасобачка» в МХТ, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 23.06.2024
Игорь Золотовицкий: «Театр спасет мир от тревоги», Екатерина Гиндина, Санкт-Петербургские ведомости, 20.06.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Звезды МХТ разных поколений приехали на гастроли в Петербург, Светлана Мазурова, Российская газета, 17.06.2024
МХТ имени Чехова покажет на сцене БДТ два спектакля, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.06.2024
В Петербурге МХТ им. Чехова встречают аншлагом: худрук Хабенский рассказал, чем удивят москвичи, Вероника Мысляева, Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 17.06.2024
Сергей Волков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.06.2024
Московский Художественный театр едет в Петербург, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 7.06.2024
С Пушкиным накоротке, Юлия Шагельман, Коммерсантъ, 4.06.2024
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
МХТ им. Чехова встречают аншлагами в Японии, Инга Бугулова, Российская газета, 30.05.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Токио, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2024
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Блюз для тех, кто не сдал ОГЭ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Актриса, которой не повезло. К 150-летию Марии Роксановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.05.2024
Премьера «Мое загляденье» на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.05.2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024